Книга «Дзен кошки»
Каждый день мы встречаем кошек. На улице или дома. Мы можем восхищаться кошачьей грацией или оставаться к ним равнодушными, но все примечают замечательную способность этих животных отключаться от мира и от всего сущего.
23 мая 2016
302215 просмотров
Процентов пятьдесят своего рабочего времени я трачу на переписку с людьми, которые хотят поделиться своей историей с «Жить интересно!», но никогда прежде не писали публично и переживают, получится ли у них создать внятный текст.
Я всегда стараюсь успокоить наших дебютантов: «ЖИ!» — не филиал «Литературной газеты», наши авторы — не профессионалы, а обычные люди, с разной степенью писательской подготовки. Опыт, которым они готовы поделиться, гораздо важнее умения изящно выразить мысль. В конце концов, у них всегда есть я, чтобы подсказать, поправить и отредактировать :)
В помощь начинающим авторам мы создали и без конца дорабатываем «методичку». (Недавно я узнала, что ее используют в качестве учебного пособия на одном уважаемом онлайн-курсе по писательству:)) А еще я постоянно обращаю внимание на статьи, в которых опытные писатели дают советы — как научиться писать интересно.
На сайте http://ideanomics.ru мне попался перевод поста Эрика Баркера, колумниста журнала Time и автора блога о саморазвитии Barking Up The Wrong Tree, в котором он рассказал, как писать тексты, которые хочется прочитать. Предлагаю вашему вниманию эту статью с моими комментариями.
Хотите научиться лучше писать? Хорошие тексты часто воспринимаются как искусство, и это, конечно, звучит страшно. Но не надо волноваться. Умение хорошо писать предполагает определенные правила, это своего рода наука. Какие же правила стоит знать, чтобы писать тексты, которые мозг лучше всего поймет?
Я обратился за ответом к Стивену Пинкеру. Стивен — когнитивный психолог и лингвист из Гарвардского университета, а также входит в экспертный совет American Heritage Dictionary. Недавно его включили в число ста ведущих психологов современности. А его последняя книга — «Чувство стиля: руководство думающего человека по написанию текстов в XXI веке». Итак, к делу.
Более 80 % информации мы воспринимаем через зрение. Поэтому правильнее всего — помочь читателю «увидеть».
Из книги «Чувство стиля»:
Мы приматы, и треть нашего мозга связана со зрением, а несколько крупных участков — с прикосновениями, слухом, движением и пространством. Чтобы перейти от «Кажется, понимаю» к «Понимаю», нужно нечто увидеть и почувствовать движение. Многие эксперименты показывают, что читатели гораздо лучше понимают и запоминают материал, когда он излагается в конкретных выражениях, позволяющих формировать визуальные образы.
Также важно разговаривать с читателем. Слишком многие пытаются произвести впечатление на других, выглядеть умнее. А исследования показывают, что в результате вы, наоборот, кажетесь глупее. То, что нашему мозгу легко обработать, скорее воспринимается как истина, чем концепции, над которыми приходится потрудиться.
Воспринимайте себя как равного читателю. Если вы пытаетесь умничать и пишете своей текст с позиции педагога, читающего лекцию, читатель, в лучшем случае, почувствует себя глупым. В худшем — разозлится на вас: «Да кто такой этот парень, с какой стати он меня учит?»
«Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением», — говорит Пинкер.
Представьте, что вы рассказываете другу, столь же умному, как и вы, что-то, чего он не знает. Это «симметрия между читателем и писателем. Это намерение сделать текст наглядным и конкретным. Это радость, что вы можете показать читателю что-то в мире, что он может увидеть сам».
Этот простой подход может поднять ваши тексты на новый уровень.
Главная причина невнятных текстов — это совсем не ваша вина. Ваш мозг не запрограммирован на написание хороших текстов. Более того, он работает против вас.
Как только вы узнаете что-то, вы предполагаете, что и другие это знают. Такова человеческая природа. И в итоге получаются плохие тексты.
Вот что говорит Стивен:
«Всем нам затруднительно представить, каково это — не знать что-то, что мы уже знаем. Люди предполагают, что слова, которые они знают, известны всем. Что факты, которые им известны — это всеобщее знание. И в итоге писатель не задумывается над тем, чего же читатель не знает».
Слышали выражение: «Объясни мне, как будто я — пятилетний ребенок»? Это попытка преодолеть проклятье знаний.
Как же обойти эту проблему? Делайте то, что писатели делали всегда: пусть кто-то еще прочтет ваш текст и скажет, понятен ли он.
«Социальные психологи выяснили, что мы слишком уверены в своей способности понимать, что думают другие, даже близкие нам люди... Вот почему у профессиональных писателей есть профессиональные редакторы. Однако не переживайте, если под рукой не найдется подходящего редактора. Ваши рецензенты вовсе не должны быть знатоками или представлять из себя репрезентативную выборку вашей аудитории. Зачастую достаточно, чтобы текст прочитал кто-то еще, кроме вас».
Скажите читателю, в чем ваша главная мысль. И скажите это сразу. Людям нужна точка опоры, чтобы они могли следовать за вашей мыслью. Иначе они теряются. Вот что говорит Стивен:
«Читатели всегда вынуждены додумывать детали, читать между строк. А это значит, что для понимания текста они полагаются на свое фоновое знание. Если они не понимают, какое именно знание здесь применить, любой фрагмент текста будет для них слишком обтекаемым и поверхностным, а в итоге непонятным. Автор должен с первых строк помочь читателю понять, в чем тема его текста и в чем его суть».
Переживаете, что это убьет всю интригу? Опять-таки, не надо умничать — будьте проще и яснее. В интриге нет никакого смысла, если люди не понимают, о чем вы говорите, и бросают читать после первого же абзаца. Стивен объясняет:
«Многие авторы боятся это делать. Им не хочется говорить что-то вроде „Это текст о хомяках“, или о чем там этот текст. Им кажется, что это лишает текст изюминки. Но кроме тех случаев, когда текст пишет очень умелый автор детективов или очень способный юморист, лучше не пытаться напускать туману, чтобы потом осчастливить читателя внезапным озарением. Читатель должен заранее понимать, куда автор ведет его».
Насколько быстро это надо говорить? Довольно быстро. В самом начале. Автор должен дать читателю понять, чего он вообще пытается от него добиться.
Мы все знаем людей, которые любят цепляться к словам. Но эти люди забывают, что когда речь идет о «правилах языка», психбольницей управляют пациенты. Словари — это не сборники правил. Они следуют за языком, а не направляют его.
«Редакторы словарей много читают, внимательно отыскивают новые слова и смыслы, которые используются множеством авторов во множестве контекстов, и затем добавляют или меняют значения», — пишет Пинкер.
Делают ли правила текст лучше? В среднем — безусловно. Но креативность тоже уместна. Языки могут и должны меняться, и это здорово. Хороший писатель знает правила, но умеет их нарушать.
Многие великие писатели никогда не читали руководства по писательскому мастерству. Как же они чему-то научились? Читая, читая, читая другие книги. Вот что говорит Стивен:
«Не думаю, что можно научиться хорошо писать, если вы не проводите много времени, будучи погруженными в текст, выуживая оттуда тысячи идиом, конструкций, фигур речи и интересных слов, развивая свое писательское чутье. Это требует умения смаковать и разбирать на части примеры хорошей прозы, которая дает вам некий образец, цель, позволяет вам стать более чувствительными к сотням факторов, производящим на свет хорошие фразы — эти факторы невозможно выделить и сформулировать каждый по отдельности».
Хороший писатель — не тот, у кого тексты сразу рождаются идеальными, а тот, кто тратит время на их оттачивание. Обычно идеи возникают в вашем мозгу не в том виде, в каком ими лучше всего делиться с другими людьми. Это требует работы. Эти слова нужно подчинить себе. Засучите рукава и боритесь с ними. Вот что говорит Стивен:
«Во многом советы писателям — это советы по доработке. Очень немногие люди достаточно талантливы, чтобы не только изложить сколько-нибудь правдоподобный аргумент, но при этом еще и сформулировать его ясными словами. Большинству авторов требуется два раза проработать текст, чтобы этого добиться, потому что тот порядок, в котором идеи приходят к автору, редко соответствует порядку, в котором их лучше всего потребляет читатель. Зачастую написание хорошего текста предполагает пересмотр и перестановку мыслей, чтобы читателю было легко за ними следить».
И если вы думаете, что СМС, e-мейлы и соцсети уничтожают словесность, то вы ошибаетесь. Как пишет исследователь Кристиан Раддер, «Twitter может даже улучшать качество текста, потому что заставляет людей втискивать смысл в ограниченное число знаков. Лингвисты также измерили лексическую плотность Твиттера и обнаружили, что она не просто выше, чем у e-мейлов, но и сопоставима с уровнем „умного“ журнала Slate».
Шесть советов от Стивена, которые сделают ваш текст классным:
Мы ждем ваши истории!
P.S. Подумала, и решила добавить примеров безусловно хороших историй от участников проекта "Стодневка - экспедиция к новому Я". Вот уж среди них точно нет ни одного профессионально пишущего автора, а статьи читаются на одном дыхании. Почему? Потому что есть, о чем рассказать:)
В этом списке нет даже блогеров.
(Хотя, вру. Парочка есть: Анатолий Иванов написал статью о том, как стодневка помогла ему запустить блог. А Инга Адмиральская вот только что завершила стодневку, одной из целей которой было создание личного сайта).
Интересные комментарии
Хорошая статья.
Нельзя переносить по одной букве, только по слогам
Спасибо но я не до конца прочитала
Карина, солнышко, я тоже сие раздолье букв и пунктуационных знаков не осилил.
Я хотел бы поделиться своим рецептом того, как настрочить статью на тему: «Как начинающему писателю сотворить интересную статью-шедевр?»
1. Находим в забугорном интернете статью на тему «Как написать шедевральную статью?»
2. Переводим ее (долго и муторно!) или находим уже переведенную статью (просто и потому наш с вами вариант...) в рунете.
3. Публикуем. Предварительно, конечно же, не забудем написать пару вводных фраз, мол, писать может каждый, было бы желание и с гордостью поставим в конце сего текста свою подпись! Впрочем, можно и без вводных слов обойтись! Пипл схавает.
Вуаля! Шедевр готов.
4. Для продвинутых товарищей: возьмите за основу несколько материалов, скомпилируйте их. Тогда у вас получится мегашедевр!
Добрый совет: большинство не заметит разницы, что шедевр, что мегадешевр... К тому же надо работать много и тяжко... А кому это надо?
5. Для суперпродвинутых богов «клавиатурного пера»: можно добавить какой-нибудь отсебятины. Но это перебор. Не стоит!
***
Ну а кроме шуток: я читал много статей наподобие той, которую написала Анна. Какие-то лучшие, какие-то хуже, но алгоритм, по которому их писали, тот же, что описан выше.
Спору нет, вы, Анна, приложили действительно много сил и потратили немало времени, когда писали статью. И все же хотелось бы почитать статью, в основе которой лежал бы именно ваш опыт, а не некого, безусловно, уважаемого западного автора.
П. С. Анна, просьба: «киньте» методичку для новичков на мое «мыло», если не затруднительно. Как говорится, век живи, век учись... :)
Иван, спасибо за развернутый комментарий.
Мой личный опыт вряд ли будет чем-то глобально отличаться от того, что изложено в этой статье. По нескольким причинам:
1. Я не заканчивала журфак, и все, что умею и знаю, почерпнуто мною из книг, учебников и таких вот переводных статей. Плюс 100500 часов практики.
2. Информация сама по себе не несет никакой пользы. Ценной ее делает только опыт применения. В тексте, который мы с вами комментируем, есть оба компонента. Информация осмысленная и примененная становится знанием, которым можно делиться.
А методичку мы переработали и вывесили в свободном доступе в разделе «как стать автором»: http://interesno.co/contribute. Изучайте на здоровье.
Спасибо, интересная и поучительная статья.
Начала писать свой блог и теперь вижу, что “отсебятина“-это не очень то и страшно. Но всё же многому мне надо ещё поучится.
https://mojlondon.wordpress.com
Написанию статей ни у кого не училась. Когда появился мой личный блог и аккаунты в социальных сетях, возникла необходимость наполнять их контентом.
Пишу о том, что чувствую, как живу, что делаю. Стараюсь общаться на одном языке с читателями. Написав пост или статью, пытаюсь увидеть ее глазами читателей, оценить, насколько информация будет полезной и насколько она интересно изложена.
Никогда не искажаю факты, никогда никого не копирую. Стараюсь писать на языке чувств и эмоций. Уже появились первые постоянные читатели.
Бывает писательский кризис, когда ничего не идет на ум. Тогда беру книги или иду к другим блогерам и читаю, о чем пишут они. Как правило, в результате чтения рождаются свои идеи, происходит озарение, приходят инсайты.
Анна, прочитав, Вашу статью, понимаю, что интуитивно двигаюсь в правильном направлении. Спасибо за определенную структурированность и подсказки!
Татьяна, рада оказаться полезной.
Анна, спасибо за статью! Мне очень понравился трюк с приятелем в горах, как отличный способ сформулировать главную мысль. Еще раз, спасибо!
Я в свое время перечитала очень много разных ресурсов на тему копирайтинга, и нашла вот эту подборку статей в вконтекте:
Какую проблему клиента решает копирайтер https://vk.cc/5OILY7
Копирайтерский бестиарий: от беспробельщиков до Ильяхова https://vk.cc/5OIO4H
Как не потеряться в материалах к проекту https://vk.cc/5OYxoj
Что такое шоковая реклама и как она работает https://vk.cc/5OYxCz
SEO умерло? https://vk.cc/5OYxJc
Как выбрать хостинг: 4 основных критерия https://vk.cc/5OYxYd
Как раскрутить аккаунт в Instagram до 2500 подписчиков за 2,5 месяца https://vk.cc/5OYy9J
Как шаблоны писем экономят время и нервы https://vk.cc/5OYye6
7 незаменимых инструментов для работы с текстом https://vk.cc/5OYyhV
8 писательских сервисов, которые помогут сфокусироваться на содержании https://vk.cc/5OYyn0