23 ноября 2015

Сто дней и вся жизнь: о поиске источников вдохновения, топливе внутреннего сгорания и попытках совместить несовместимое

Елена Тарутина
Увлечена творчеством в его самых разнообразных и, порой, мало соединимых проявлениях: живопись, дизайнерские объекты, архитектура, фотография, педагогика, авторские украшения, видеоколлажи и прочее. Преподаю в МАрхИ, коуч, мама двоих детей, блогер, генератор идей, иррационал, пытающийся рационализировать свою жизнь.
  • tarutina.ru
  • instagram.com/elena_tarutina
  • Сколько себя помню, мне всегда было тесно в рамках какого-то одного дела или направления. Легко зажигаюсь новыми проектами и постоянно создаю для себя поле вдохновляющих идей. Далеко не все из них воплощаю в жизнь.

    Долгое время боролась с собой по этому поводу, заставляла себя выбирать, пыталась определиться с одним конкретным направлением. Потом поняла, что это почти невозможно и не нужно в моем случае, мне важна эта атмосфера разного, атмосфера эксперимента, работа с разными по своей природе материями и поиск решения на стыке всех областей. История моей стодневки — о поиске важного, слушании себя и вдохновении.

    Что есть успех?

    Недавно на конференции TED Эмили Вапник рассказывала про людей-мультипотенциалов (или сканеров), призвание которых — заниматься разным, и я поняла, как сильно на устроенных подобным образом людей влияют доминирующие установки общества про одно, главное дело жизни. Им очень важно понимать, что они — это тоже норма, только совсем другая.

    В этом смысле я также очень далека от современных стандартов успешного человека — единственное предназначение не найдено, карьеру не делаю, не развиваю бизнес, и даже не очень стараюсь связать себя постоянной стабильной работой.

    Мне важно заниматься тем, что действительно приносит радость, поскольку я знаю, какую колоссальную энергию может вложить человек в любимое и наполняющее его дело, даже если этих дел далеко не одно. Кусочки моего пазла постоянно меняются и уточняются (хотя общее направление в сторону творчества неизменно), временами я в них путаюсь и не вижу картины целого — порой кажется, что элементов не хватает, а иногда — что слишком много лишних деталей и они не от моей картины вообще. Одно остается неизменным — любовь к красоте мира, его невероятному устройству и попытки выразить это очень разными способами — от тонких зарисовок растений, размашистой формальной живописи, до объектов из дерева и металла и создания среды, где человек будет чувствовать себя хорошо.

    В связи со всем этим разнообразием, и еще наличием двоих детей 5 и 10 лет, я много времени посвятила изучению различных систем организации жизни и развития в целом. И в итоге поняла, что большинство из них применить к себе, не трансформировав, не могу, как и любую, слишком определенную и диктующую свои правила систему, к какой бы сфере жизни она ни относилась. Люблю все перекраивать и перестраивать под себя.

    Почему стодневка?

    Стодневка привлекла меня именно этим, необходимым мне, качеством — своей гибкостью и вариативностью. Оно присутствует там на всех уровнях — в том, что ты сам выбираешь, над чем тебе работать и как именно, в способах своего движения, в инструментах, в определении того, что является правильным для тебя, в степени открытости/закрытости и вообще в наличии рассказа о своем процессе.

    Огромной ценностью для меня оказалась поддерживающая среда и некие берега для течения, со свободной конфигурацией и мягким рельефом, на которые можно было периодически выбираться, чтобы отдохнуть от заплыва. Важна была и антидостигаторская интонация писем, которые помогали настраиваться на стодневку на протяжении всего срока. Не один раз она одерживала победу над внутренним перфекционистом, не довольным проделанной работой, и помогала продолжать. Можно сравнить это с таким позитивным поддерживающим питательным раствором, которого в обычной жизни часто не хватает.

    Прожитая на собственном опыте, она прибавила ощущения времени, понимания, как много можно успеть за этот период, если действовать по чуть-чуть, но регулярно. Сейчас сознаю, что на старте мне не хватало этого ощущения, и вижу, насколько более конкретными и масштабными могут быть стодневные планы.

    Могу привести еще одну метафору про суть стодневки — как будто тебе выдают набор инструментов для слушания себя — трубочки, стетоскопы, разные приспособления для настройки на свою волну. Такой набор самого необходимого для выживания. Не будешь им пользоваться — не умрешь, конечно, но будет велика вероятность идти не в ту сторону, в которую тебе нужно.

    Мне очень нравится фраза Армена Петросяна: «Успех — это успеть прожить свою жизнь». И ключевое слово тут — СВОЮ. А камертоном в настройке своей жизни является радость — есть ли она в твоих целях, или ты давно идешь к ним механически, или за идею, или потому, что когда-то решил и страшно остановиться? На старте (а потом и на протяжении всего времени) разбирались с целями заново, основательно взрыхлив каждую острыми вопросами.

    Тема радости вообще проходила красной нитью, ведь она — камертон не только глобальных целей, но и каждого дня, ведь если настроить зрение, то поводов для нее ежедневно оказывается огромное количество.

    Одним из главных инструментов этого периода стало свободное письмо (или фрирайтинг). Дневники в компьютере веду уже давно, но здесь это стало ежедневным процессом ручного письма в лучших традициях Джулии Кэмерон. Итог — полностью исписанная за 3,5 месяца толстая тетрадь А4, масса наблюдений, выводов, а временами и озарений. И уж точно намного более четким стало понимание, что именно мне нужно в жизни и куда двигаться. Сделав это привычкой, хочу в дальнейшем перейти к более глубокому знакомству с письменными практиками.

    Начало стодневки — 1 августа 2015 года.

    Куда двигаться?

    Самыми главными целями на эти сто дней стали вещи суперважные для меня, но как бы не самые срочные, не горящие, не очень связанные с другими людьми и коллективными проектами, и в связи с этим всегда задвигаемые в самый дальний угол.

    Формообразующим контекстом всегда было движение в команде, считать таким контекстом саму себя я начала относительно недавно. Чувствовать и понимать свои потребности, желания, глубинные мотивы, порывы — непросто, каждый раз приходится продираться сквозь пласты привнесенного. В общем, мне было важно продвинуться в направлении «себя», продолжить с собой диалог, и разобраться со своими разнонаправленными векторами. И вот что из этого вышло.

    Где брать энергию?

    Первый пункт, уровень энергии и здоровья, был самым понятным. Определенная структура уже была давно заложена, ее нужно было лишь уточнить и поддержать. Надо сказать, что здоровый образ жизни, наличие спорта и режима у меня никогда не являлся желанием соответствовать некому «правильному» стандарту, потому что «это стало популярным». В моем случае это была суровая необходимость, практически выживание. Особенно остро это проявилось в период, когда первый ребенок был совсем маленьким — недосып, ночная работа, отсутствие сил как следствие — тянулись месяцами. В конце концов, опытным путем я перешла на ранний режим, и с удивлением обнаружила, что утром можно чувствовать бодрость. Мой ежедневный подъем с тех пор в районе 4-6-ти часов утра. Сюда же потом примкнула ежедневная зарядка, дыхательные практики и холодный душ. Эту найденную схему я и поддерживала. Открытием в этой сфере стало другое. С середины программы я начала бегать. Открытием — потому, что это ну вот совсем не про меня. Я человек патологически к бегу не способный, как мне казалось. Предыдущие попытки говорили о том, что я не могу пробежать и 500 метров. Да я и не особо хотела это делать, а на бегающих участников стодневки смотрела с огромным уважением, но четко понимая, что мне не сюда. Почему это произошло? Я неожиданно нашла в этом свой интерес, свою личную радость! У меня была давняя любовь ходить пешком на большие расстояния — делаю это при любом удобном случае. И второе — за лето, проведенное на природе, я так привыкла выходить на улицу сразу после пробуждения, что это стало моим спасением и в городе. Невероятный кайф — выйти из четырех стен с утра пораньше и зарядиться энергией, добежав до пруда. Пока никаких планов здесь не строю, а просто за собой наблюдаю.

    Как встроить творчество в обычную жизнь?

    Цель про творчество формулировалась так: погрузиться в традиционный летний «пленэр» и постараться не выныривать из него обратно, внедрив творчество в свою жизнь более плотно. Первая часть воплотилась легко, конец лета — это относительно свободное время, к тому же была возможность полноценно освоить пространство мастерской.

    По истечении первого месяца стало (тоже по традиции) ощутимо сложнее, поскольку вернувшиеся в сентябре сад, школа, институт, где я преподаю, быт с детьми и другие проекты практически не оставляли никаких шансов. На этом месте все обычно каждый год и кончается. Но в этот раз у меня была стодневка, и она продолжалась — впереди было еще 2 месяца. Поэтому между всеми делами я продолжала рисование, хотя бы в виде небольших эскизов, на которые уходит всего несколько минут (например, вместо интернета или еще какого-нибудь поглотителя).

    А дальше осознала, насколько мне важно это сохранять, даже когда нет времени, когда есть намного более важные вещи и работа, поскольку — это то, что дает силы. Так, в начале октября, во второй половине стодневки, я решила начать вести графический дневник каждый день, а не только в периоды активного погружения в рисование. Не называю это словом скетчбук, потому что есть много русских слов для этого явления, а суть такого дневника я вижу несколько шире.

    Эскизирование в разных форматах, местах, по разным темам и проектам происходит у меня постоянно и уже очень давно, но собрать все это вместе я решила впервые.

    В итоге, дневник стал для меня точкой сборки — в нем, кроме впечатлений, я фиксирую все идеи по самым разным проектам, записываю важные мысли, делаю зарисовки вдохновляющих художников, рисую то, что дарят мне дети, делаю графический анализ книг, зарисовываю будущие упражнения, интересные лекции и многое другое. И очень рада тому, что все это собрано теперь в одном месте и всегда под рукой, а не разложено по разным папкам, стопкам, столам и другим поверхностям, образуя завалы, которые нужно регулярно разбирать.

    Плюсов для себя в этом вижу очень много. Отдельный разворот тетради А4, отведенный на каждый день, является напоминанием и стимулом. Не всегда работаю четко в этих границах, иногда я дорисовываю и дописываю что-то в темах предыдущих дней, а иногда мне не хватает места, и я вклеиваю в разворот клапаны-отгибы. Чтобы находить в нем информацию по темам, которых много, дневник структурирован закладками-стикерами. Гораздо чаще стала просматривать предыдущие записи, чем раньше, потому что намного приятнее это делать. Меньше ломаю голову, куда бы зарисовать очередную пришедшую мысль — место теперь есть всегда.

    Веду дневник уже больше месяца, тетрадь заканчивается, и скоро нужно будет начинать новую.

    Некоторые из разворотов дневника.

    Писать или не писать?

    Идея вести блог зрела давно. Год назад я его завела, но почти не развивала. За стодневку он ощутимо продвинулся, наполнился новыми смыслами, стал возможностью делиться важным, интересным, тем, что происходит в разных моих сферах. Планирую выкладывать на нем обучающий ресурс и собственный творческий опыт. В ходе размышлений над ним родилась совместная идея сделать творческий курс для читателей «Жить интересно!», который сейчас и готовлю.

    Еще один смысл, который открыл блог — это необходимость собрать свое творческое портфолио. До него руки не доходили почти никогда, все работы хранились в разных местах и папках. Сейчас, собирая все в одном месте, понимаю, что для меня это больше, чем просто формальное действие. Это возможность создать некую целостность, коллаж-образ, самой увидеть, сколько всего было сделано, показать миру и посмотреть на себя со стороны, определяя вектор дальнейшего творческого движения.

    Какое планирование и организация подходит иррационалу?

    В этой области мой эксперимент продолжается, и четкого рецепта у меня по-прежнему нет, но я поняла, что моя система должна быть очень гибкой. Ничего жесткое у меня надолго не приживается, и через срок, традиционно считающийся нормой для закрепления привычки, я это бросаю. Еще обнаружила, что мне не очень подходит ведение таких записей в компьютере, — с электронной таблицей дел, привычек и тренировок я попрощалась как раз через два месяца. Я визуал, и мне нужно все планы иметь под рукой, и желательно, с возможностью на них порисовать и покрасить Периодически применяю свою таблицу хронометража, чтобы понять, на что уходит время (про нее подробно писала Анна Штаер в статье «Инструменты стодневки: таблица хронометража»), но вести ее все время мне довольно сложно. На сегодняшний день мои основные инструменты — недатированный ежедневник, раскладушка с календарем на 3 месяца, мастер-лист со списком актуального, дневник с проектами и идеями, и тетрадь для письма.

    Что происходило еще?

    Из фоновых целей очень ощутимо продвинулся наш проект ЭкоДома и его строительство. Проект этот задумывался еще три года назад, когда мы поняли, что жить с детьми в городе дальше нам совсем не хочется. Мы стали размышлять, каким должен быть хороший, недорогой, экологичный дом, и в итоге нарисовали свой проект-образ. И вот сейчас он, невероятно интересным способом, придуманным вселенной, воплотился в жизнь. И как раз в конце моего марафона подвожу итоги и по этому проекту тоже -результат очень радует.

    В нем я вижу своего рода миссию по отношению к миру: показать людям, — таким же семьям с детьми, как и наша, — что жизнь в своем доме на природе это не всегда дорого, элитно и недоступно; что если захотеть, это вполне реализуемо, причем совсем за небольшой период; что и в нашей стране может существовать простая, чистая, стильная архитектура для обычных людей; что среда дома может быть изначально создана архитектором не только для взрослых, но и для детей, имеющих в доме свой особый мир.

    Сайт по этому проекту, который целый год не мог сдвинуться с места, был доделан именно сейчас, видимо, общее поле подействовало. Называется он Архитектура Антипотребления — так как мы предлагаем осознанно относиться к месту, которое выбираем для жизни, к тому, как и из чего построен дом и как устроена его среда, поскольку все это влияет на наше состояние, психику, настроение намного больше, чем кажется.

    Фасад дома. На переднем плане — старый грузовик, из которого планируем сделать детский игровой объект.
    Вход в дом из ниши внутреннего дворика, образовавшегося от нежелания рубить растущую на этом месте яблоню.

    P. S. Стодневка всколыхнула огромный пласт интересной и вдохновляющей материи, собрала ее в целостную картину, которую хочется продолжать писать. Внутренний итог таков — сила воли это прекрасно, но чтобы ракета летела долго и куда надо — нужно искать свое персональное топливо внутреннего сгорания, свой драйв и азарт, свой рычаг, переворачивающий мир, и единых рецептов тут быть не может. К счастью.

    Саморазвитие#опыт_стодневщиков#стодневка

    Интересные комментарии

      Ксю
      1 год

      Лена, я потрясена твоей статьей! Прочитав ее, я поняла, что мы как близнецы. Я ведь очень переживаю, что не могу определиться с одним конкретным направлением! Все время меня увлекают новые идеи, но поскольку я продолжаю тащить "чемодан без ручки", то времени на то, что меня сильно волнует именно сейчас, не хватает и я расстраиваюсь еще больше. Перфекционизм жутко мешает. Идея 100 дневки вдохновляет...

      Спасибо тебе! Буду искать свое персональное топливо внутреннего сгорания ;)

      Елена Тарутина
      1 год

      Тебе спасибо) Присоединяйся, в компании веселее)))

      Оксана
      1 год

      Здравствуйте! очень интересно, не могу сказать, что я взяла что-то конкретно для себя для применения, но очень впечатлена объемом достигнута и атмосферой, в которой всё достигалось: деловой, но теплой, как и должно для мамы двух детей.

      на вашем сайте http://tarutina.ru/2014/07/25/razmyishleniya-ob-obraze-zhizni-dome-i-puteshestviyah-opyit-1-mikrodom-testiruem-svoy-proekt/ увидела идею новой статьи: " И то, что нам кажется совершенно естественным и адекватным для жизни, причем для людей с любым уровнем достатка, – увы, оказалось большой редкостью.

      Конечно же, почти любую среду можно довести до ума, приложив небольшие усилия, но об этом надо писать отдельно." Мне очень интересен такой опыт, пожалуйста, если будет возможность, сообщите о выходе этого написанного отдельно материала. Заранее признательна :-)

      Елена Тарутина
      1 год

      Оксана, спасибо! Про будущую статью - про какие конкретно среды было бы интересно почитать Вам? Про бюджетные реконструкции жилья или еще про что-то?

      Алёна
      1 год

      Елена,

      С большим удовольствием прочитала о вашем опыте и нашла в нём несколько мыслей себе на заметку. Спасибо!

      Елена Тарутина
      1 год

      Алёна, рада, что мой рассказ оказался полезен)

      Заряна
      1 год

      необыкновенная красота в дневнике

      Елена Тарутина
      1 год

      Заряна, спасибо))

      Соня Попова
      1 год

      Лена, привет!

      Мне как и Ксю, хочется и приятно назваться с тобой близнецами! ))

      Я в ленте увидела заметку "необыкновенная красота в дневнике" и решила поглядеть о чем это, потому что дневники это моя слабость, особенно прекрасные))

      Когда начала читать, про сканеров и пр, в которых я себя признала буквально пару недель назад (что вызвало довольно сильно сотрясение моей жизни и дальше прилив большой теплоты по отношению к себе, в виде энергии)), поняла, что да, близнец)) А когда увидела грибы, инжиры и прочие яблоки, которые я разрисовываю в больших количествах, то поняла что да, близнец-близнец))

      Спасибо за расказ о себе!! Было здорово))

      Соня Попова
      1 год

      Про Дневник вот ! Замечательная Идея! Складывать всё в одно место! Я естественным образом приблизилась почти что к этой идее и ее воплощению (разворачивало меня всё то же структурирование по разным местам и папкам, встречающееся в многих расказах о упорядочении жизни, поэтому я периодически отвлекалась на "попробовать")

      Открытием для меня стало вот что! от чего я не могла удержаться чтоб не откликнуться!!

      Рисунки, которые я делала (иногда руками, иногда в пэйнте) я никак не приписывала к Дневник! Теперь я понимаю что они должны быть внутри него, в тексте, там им место, потому что они собственно и были -- дневник! только графический! И теперь я поняла почему никак не могла найти им смысла и места! хоть пыталась организовать в различные подборки и альбомы! и даже показывать знакомым.. и короче это было странно и никак не работало.

      Вот! Спасибо))

      Елена Тарутина
      1 год

      Соня, как здорово!)) я рада, что вам это тоже откликнулось. Обычно я рисовала и эскизировала в разных местах, но потом про половину забывала, а остальное вызывало чувство вины за то, что никак не могу его разобрать. Или заводила разные папки и тетради по проектам и темам, и они оставались незаполненными, потому что их было слишком много. А сейчас все под рукой))

      Соня Попова
      1 год

      Лена, мне всё понравилось)) Всё понятное) Центровым было, от которого у меня все защелкало, замигало заблестело и запикало в середине -- про трубочки и стретоскопы с камертонами -- просто хлопушки с конфети посыпались !!

      Про гибкость -- важное! Я совсем недавно стало нежно к всему этому в себе относиться, потому что замучилась уже не влезать в системы и начинать чувствовать тупость доходя до определенной точки в ее применении для себя))

      Поглядела вашу страничку в ФБ (экодом и экошкола меня тоже волнует)). Знаете что там нашла? Отметку про молодежную библиотеку)) точно такую же какую я сделала у себя утром, не могла не сделать))

      Короче -- хорошо всё и класный день)) Рада знакомству))

      С Уважением,

      Соня))

      Елена Тарутина
      1 год

      Соня, как интересно!))) Тоже очень рада знакомству)

      Nina
      1 год

      Елена, тоже хочу выразить восхищение дневником - классная находка про точку сборки, да еще и такая красота там у вас! Хочется побольше разглядеть, но понтятно, что это личное:)

      Спасибо за статью

      Елена Тарутина
      1 год

      Нина, спасибо!

      Алина Золотухина
      1 год

      Елена, очень здорово! Понравилась ваша идея с дневником - быть может, когда-нибудь тоже так попробую, но не сейчас - сейчас пока рано, пока я только начинаю снова впускать творчество в свою жизнь. С нетерпением буду ждать ваш творческий курс :)

      Я участвую в стодневке с 1 сентября - и тоже внезапно начала бегать, хотя никогда этого не любила. Уже бегаю больше месяца, но до сих пор этому удивляюсь.

      Елена Тарутина
      1 год

      Алина, спасибо! Буду очень рада Вас видеть на своём курсе) А я своему бегу удивляться уже перестала, но радуюсь все больше и больше))

      Евгения
      1 год

      Елена, благодарю за ваш рассказ! А особенно за фразу:"В начале тетради я записала такую фразу: «Если я не могу ни от чего отказаться, ничего разделить и структурировать, то надо, наоборот, попробовать смешать все еще больше, в единый коллаж, но так, чтобы это вдохновляло и стимулировало. И согласиться с тем, что это и есть моя жизнь». И это сработало."

      Ваша высказанная, записанная и реализуемая идея 'разное собрать, то, что интересует добавить и все вместе замешать...и главное!... ПРИЗНАТЬ ЧТО ВСЕ ЭТО-МОЯ ЖИЗНЬ!'-очень отозвалась во мне:)

      А еще чувство наполненности и творческой бурлящей энергии и радости, кот вы испытываете от всего этого, очень заразительны и вдохновляющи! Благодарю!

      Елена Тарутина
      1 год

      Евгения, благодарю Вас. Рада, что это состояние передаётся. Это одна из моих задач;)

      Raviluga
      9 месяцев

      Елена, прочитал Вашу статью. Благодарю.