20 января 2016

Занятое время свободного художника

10793 просмотра

Ольга Абрамова
Художник-график, педагог. Рисую картины, участвую в выставках, экспериментирую над жизнью и творчеством. Не люблю выходить из мастерской по пустякам, но люблю путешествовать в дальние страны с цветными чемоданами.
  • pastels.ru
  • tapiola.livejournal.com
  • Я организованный художник. Большую часть времени провожу в мастерской, рисуя картины и описывая творческие процессы. Временами учу взрослых людей рисовать. Очень люблю своих учеников и всегда выкладываюсь по полной, чтобы они поверили в себя.

    В своей жизни и в профессии я совмещаю интуитивный подход с логическим. Не люблю жестких систем, и стараюсь выстроить свою гибкую систему. Ставлю эксперименты над графиками, списками и планированием и часто меняю их. Раньше думала, что это плохо — уходить вниманием от уже наработанных форм, а потом поняла, что это и есть моя личная система, постоянное обновление. Если что-то в моей жизни долго не меняется, то это знак, что пора оглядеться по сторонам, не плесневеет ли что-то :)

    Я достаточно долго занимаюсь тем, чем занимаюсь, чтобы моя работа казалась некоторым людям магией. Сама же я считаю, что нет никакой магии в постоянном ритуале рисования, и всегда развенчиваю мифы о загадке вдохновения, потому что оно всегда рядом, просто люди «не умеют его готовить».

    Один из секретов, который помогает мне структурировать мысли и «оттолкнуться от поверхности» — это короткие заметки — файл с большим и очень полезным оглавлением, который я завела несколько лет назад.

    Я пишу обязательно по одному абзацу в день. Некоторыми «абзацами» я делюсь в социальных сетях и то, что мой опыт или размышления оказываются полезными кому-то — становится приятным бонусом.

    В книге Марка Леви «Гениальность на заказ» есть совет не контролировать направленность своих мыслей, а писать, как есть. Обычно, я так и делаю, лишь иногда стараюсь быть цивилизованной и «причесываю» свои тексты.

    Темы коротких заметок у меня меняются вместе с фокусом жизни. Так, записывая интересное, я обратила внимание, что стала часто писать о находках Армена Петросяна, блог и книгу которого я случайно нашла в сети. У меня словно появился товарищ, который каждый день подкидывает новый материал для увлекательной игры, которая называется «Где сегодня интерес и радость на пути к великой цели?». А так как в творческой профессии основная задача — понимать, откуда и когда приходит вдохновение и как удержать его, то эта игра быстро поглотила меня.

    Неожиданно в моей профессиональной жизни случились некоторые изменения, и я, решив поправить некоторые сферы моей деятельности, записалась на стодневку в группу к Армену.

    Более масштабные цели стали появляться сразу, как только я решила быть более ответственной за свою дальнейшую судьбу.) Целеполагание — звучит очень мрачно для меня, но Армену удалось показать, как совместить работу с целями и внимательностью к своему обычному дню и чувствам. И все заработало. Из тем коротких абзацев стали появляться новые инструменты и цели.

    Полезным приобретением оказался автофокус Марка Форстера.

    Я и раньше писала на листочке то, что хочу сделать, чтобы не потерялось, но есть некоторые отличия. В этой системе, мне подошел интуитивный выбор дела на день и переписывание несделанных или повторяющихся действий в конец списка. Почему я раньше об этом не догадалась?

    Что еще полезного есть в моем арсенале кроме заметок и автофокуса? График! Выглядит он так:

    Или так:

    Или так:

    Все это я пишу в одном большом блокноте в нем же рисую эскизы и просто живу каждый день.

    График на 100 дней я впервые написала во время стодневки. Но формат не прижился. Буду искать новый. Слишком утомительно оказалось каждый день рисовать пиктограммы, но на месяц меня хватило. Самый удобный для меня график — это месяц, расчерченный на одном листе с двух сторон. Конечно же я раскрашиваю его! Одноцветные строчки текста я быстро перестаю видеть, а вот цветные пятна — точно говорят о том, что у меня запланировано на сегодня. Желтый — это уроки и подготовка материалов, срочная работа, оранжевый — социальные сети, фиолетовый — время, когда я рисую и так далее. В графике обязательно есть бирюзовый — это время спорта или ничегонеделания, время, чтобы посмотреть в небо.

    Собственно, эта бирюзовая часть графика — почти всегда начало новой идеи.

    Прилипшее к моей профессии слово «свободный» часто воспринимается людьми буквально. Мало, кто думает о том, что в такой романтической профессии может быть что-то еще кроме вдохновения. Но художник — это многостаночник, у него есть масса соседних с рисованием дел, которые занимают больше половины рабочего времени, а иногда и больше.

    Такие дела не всегда любимые, но очень нужные, я называю дисциплинирующими. Без них сложно оставаться именно свободным от других профессий художником.

    Вот была бы я очень-очень богатая, и было бы у меня много помощников, которые выполняли бы всякую работу, тогда каждый день самым главным делом я бы ставила рисование и эксперименты в творческих направлениях.

    Но пока бывает и так —  встаешь утром, а самое важное дело на сегодня — заполнить таблицу Excel, описать свои картины за последний год на двух языках, посчитать, сколько стоило оформление, и придумать цены. Совсем не романтично, но совершенно необходимо. Сажусь и делаю.

    Все эти непривычные и нелюбимые дела делаются легче, если они помогают двигаться в сторону будоражащей, смелой цели.

    Проходя свою первую стодневку с Арменом, я почувствовала почти физически, как расчищается дорога от похожих, но не совсем твоих предложений и как легко выбрать самое важное, если цель тебе очень нравится.

    Это было важное приобретение. Я по натуре своей, человек очень мягкий и увлекающийся и если в простом своем дне я не спланировала действий для достижения своих задач, то с большей вероятностью мое время займут люди со своими проектами и со своими великими задачами. Тогда я начинаю чувствовать себя неважно, потому что не использую весь свой потенциал для движения в нужном мне направлении.

    О фильме и рисовании

    Подготовка часто занимает больше времени, чем сам рисунок. Картину, которую я рисовала в своем фильме, я продумывала около месяца. Формат, тема, гамма, динамика, ощущение, кадры в фильме. Нарисовала кучу эскизов и вариантов. На съемку было только два дня. Я понимала, что выбора нет, за это время нужно нарисовать полтора метровую картину и снять весь процесс. Поэтому нужна высокая концентрация. С утра начались съемки, я подошла к листу и поняла, что картина будет рисоваться совсем в другом ключе. За спиной у меня два оператора, а у меня полный сюрприз, но было весело!

    Любой творческий процесс с подготовкой выглядит более осознанно и интересно. Здесь можно продумать свою ответственность и чужую, с кем будешь работать, в каком ключе, что хочешь получить. Совместные проекты интересны усилением опыта всех участников.

    Этим же качеством отличается и стодневка в группе от персональной работы. Для меня это был первый опыт совместного поиска целей и смыслов и сейчас уже начался второй. Остановить это стремительное движение невозможно, оно перерастает в стиль жизни, меняет динамику, помогает все яснее видеть.

    А еще становится веселее от сознания, что даже до самых смелых своих целей дотянуться легче, чем кажется!

    Саморазвитие#опыт_стодневщиков#стодневка

    Интересные комментарии

      Анна Фельдман
      3 года

      Ольга, спасибо большое за вдохновение! С удовольствием пошла бы к вам в подмастерья. Очень отозвались ваши работы. Спасибо.

      Татьяна
      3 года

      Ольга,спасибо за статью... за фильм! просто класс!...вы вдохновляете!

      Гюля
      3 года

      Никогда не видела как создается картина с чистого холста. Процесс очень впечатлил. Красиво!

      Elena Mix
      3 года

      Видео получилось изумительным. И работа художника, и операторов, и монтаж. Результат стодневки впечатляет

      Таня
      3 года

      Ольга! Спасибо! Классное видео и интересная статья. Вы написали, что временами учите взрослых людей рисовать. А можно подробнее. Как понять, что тебе это действительно нужно- рисовать. И почему вы это делаете- учите взрослых людей.

      Ольга Абрамова
      3 года

      Спасибо всем большое за отклик на статью! Это моя первая статья в ЖИ, поэтому отзывы особенно приветствуются)).

      Таня, я не знаю, как понять кому-то , что ему действительно нужно рисовать. Мне кажется, что это либо хочется делать, либо нет. Если хочется, то зачем себя сдерживать.

      Почему я учу людей? Мне нравится делиться с учениками информацией и находками. Мне легко удается вдохновлять людей и с каждой группой я тоже чему-нибудь учусь.

      Но рисовать я люблю больше, чем учить.))

      Таня
      3 года

      Оля, спасибо за ответ. То есть, если просто хочется, то стоит попробовать. И станет ясно и понятно, нужно ли тебе это? И вы писали, что учите рисовать взрослых. Извините, что пристаю с вопросами, может быть глупыми, Мне кажется, у взрослых больше страхов.

      Anna
      3 года

      Супер-фильм!!! Я недавно стала хотеть рисовать. И согласна - у взрослых больше страхов. Так что хотелось бы узнать о вашем подходе или записаться на курс.

      Ольга Абрамова
      3 года

      Анна, добрый день! Что же страшного в том, чтобы рисовать?) Это же очень увлекательное действие с карандашами и красками.)) По поводу записи на курсы буду писать в Facebook или Instagram о ближайших наборах. Пока что, в связи с предстоящими поездками, постоянные занятия откладываются до весны. Спасибо за интерес!

      Леночка
      3 года

      Видео невероятное!

      Евгения
      3 года

      Какая красивая картина!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      Спасибо за статью :). Полезно. Особенно откликнулось то, что вы меняете системы. Я каждое такое действие расценивала как проигрыш, а оказывается - это просто стиль работы иной.

      Инна
      3 года

      Спасибо за статью!

      Красивый фильм !