Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
13 февраля 2020
4284 просмотра
Игра – дело полезное и веселое. Играя, мы добавляем в свои будни немного ярких красок, и заодно можем в чем-то как-то вырасти. Как это обычно происходит у играющих детей.
Сыграйте в игры, которые собрала Ольга Райнхолдт для марафона «Игры, в которые играют (продвинутые) люди».
Эту игру описал «гигант» личностного роста и лайк-коучинга Тони Робинс в книге «Разбуди в себе исполина». (Одна из первых и самых знаковых его книг).
Как играть
Объявите запрет на негативные мысли, обиды, осуждения и прочее. Во время игры участники должны отслеживать негативные мысли/эмоции и выписывать на них запрет.
Воздерживаться.
Терпеть.
Не пускать.
И смотреть: что нового происходит в жизни и в восприятии. Фиксировать все это в блокноте.
Как это работает
Вообще-то, запрет негативного – это не путь к долгосрочным изменениям. Скорее, жесткая диета, которую можно выдержать максимум неделю, а потом все, сорвешься.
У этой игры нет задачи наполнить вашу жизнь исключительно позитивом и устранить все негативное. Это невозможно и ненужно. Жизнь замечательна своим разнообразием и балансом разных ощущений и эмоций.
Задача
Игра помогает развить как минимум два навыка:
– Замечать негатив там, где он обычно незаметен и прорывается автоматически.
– Убедиться в том, что при автоматическом запрете на негативную реакцию она замещается другими. Порой тоже негативными, но по-новому. Например, на место страха может прийти гнев, что обычно не свойственно человеку.
Помните игру «Да и нет не говори, черный с белым не бери»? Когда привычные «да» и «нет» не вариант, обнаруживаешь, какой богатой на самом деле может быть речь.
Так и здесь: если на время игры привычный негатив – не вариант, обнаруживаешь широкий диапазон разнообразных реакций, из которых можешь выбирать. А это дает огромную свободу в жизни.
В этой игре мы развиваем осознанность и намеренность своих действий. Она взята из книги «Оставаться собой, изменяя мир», которую написал Дэн Хир, один из ведущих тренеров личностного роста по системе Access Consciousness («Being You Changing the World», Dan Heer).
Как играть
Каждые десять минут в течение всего дня нужно задавать себе вопрос: «Я выбираю это?».
• Если отвечаете на него «да», то задаете следующий вопрос: «Почему?».
• Если ваш ответ «нет», следующий вопрос будет таким: «Что я выбираю вместо этого?», и затем снова: «Почему?».
Таким образом, каждые десять минут вы должны провести своего рода голосование. Причем, по любому поводу: занятия, слова, эмоции, книги или фильмы, окружающие люди и так далее.
Как это работает
Чаще всего в своей жизни мы петляем по давно протоптанным колеям, которые, разумеется, не приведут нас ни к чему новому – так уж работает сознание любого млекопитающего, включая человека.
Подстроившись под какие–то факторы и условия, мы продолжаем повторять поведение, даже в изменившихся условиях реальности.
Правда, в отличие от животных, человек в любой момент может изменить свое поведение, окружение, даже свои предпочтения и интересы. Однако делает это крайне редко, а потому попадает в замкнутый круг.
Задача
Этой игрой мы ни в коем случае не учим себя каждые десять минут менять свое мнение. Ее задача – напомнить нам о том, что мы свободны в своем выборе. Заставить нас делать выбор осознанно, понимая, почему и зачем мы совершаем те или иные действия.
Эта игротехника позаимствована из книги «Двенадцать правил жизни: противоядие от хаоса». Ее автор – гуру мотивации и самый популярный преподаватель клинической психологии Джордан Петерсон (Jordan B. Peterson, «12 Rules for Life»).
Как играть
Выбираем для себя кодовое слово – «лобстер».
Каждый раз, когда вы горбите спину, сводите домиком бровки, зажимаетесь, съеживаетесь или натягиваете на себя маску великомученика, скажите вслух: «Лобстер!».
Если вы находитесь в общественном месте, можете произнести это слово шепотом.
«Лобстер» будет для вас сигналом, по которому надо выпрямить спину, выкатить грудь, начать улыбаться и победно размахивать «клешнями». В общественном месте можете проделать все это в своем воображении.
Если есть возможность, привлеките к участию в игре близких людей. Так будет веселее и интереснее. При необходимости сможете раздавать «лобстеров» не только себе, но и друг другу.
Как это работает
В своей книге профессор Петерсон рассказывает об интересной связи между нашим психоэмоциональным здоровьем, уверенностью в себе и... лобстерами.
Лобстеры – древнейшие из существ, почти не изменившиеся со времен динозавров, поэтому на их примере можно проследить эволюцию нервной системы. Особенно тех ее элементов, которые у нас с лобстерами общие.
Оказывается, у лобстеров четко прослеживаются нейронные связи и потоки нейромедиаторов. Каждый раз, празднуя победу, они распрямляют свое вкусное тельце и торжествующе поднимают вверх клешни. Если терпят поражение, принимают позу «чего ты скрючился».
Благодаря лобстерам, ученые установили наличие связи между победной позой и выработкой нейромедиатора серотонина.
Серотонин отвечает за социальный статус, хорошее настроение, эмоциональный подъем и толковые коммуникации с другими лобстерами… простите, людьми.
Скрюченная поза, напротив, считывается нашей нервной системой как сигнал надвигающейся угрозы. Это приводит к выработке совсем другого набора нейромедиаторов – тех, что приводят нас в состояние подавленности, страха и тявкающей агрессии.
Раскрывая грудь и выпрямляя спину, мы как бы посылаем сигнал в мозг и запрашиваем «сверху» нужную нам порцию серотонина.
Эта игра поможет раскрыть свои давно забытые ценные качества. Её описала в своей книге из книги «Темная сторона охотников Света» американский психотерапевт и коуч Дебби Форд (Debbie Ford, «The Dark Side of Light Chasers»).
Как играть
Составляете список качеств, которые вы в себе недолюбливаете, скрываете и пытаетесь от них избавиться.
Выбрав одно из них, представляете его в виде человека. Как бы он выглядел, если бы был воплощением этого качества? Как бы он себя вел, как говорил, во что был бы одет?
Вы представляете себя лицом к лицу с этим придуманным человеком. Для начала пытаетесь понять – какие эмоции и ощущения он у вас вызывает. Вполне предсказуемо, что все они будут негативными, и находиться рядом с таким человеком вам будет неприятно.
Отследив свои ощущения, задаете себе вопрос: «Что этому человеку нужно? Чего ему очень не хватает в жизни?».
У вас могут получиться следующие ответы: внимание, любовь, больше времени, возможность высказаться и т.д. Варианты могут быть неожиданными, не отсеивайте ни один.
Затем задаете себе очередной вопрос: «Могу ли я дать ему это?». И представляете, как даете. Например, садитесь рядом с этим человеком и выслушиваете его без осуждения. Или разрешаете съесть, наконец-то, этот тортик без всяких угрызений совести :)
Далее вы представляете, как меняется человек, получив то, что ему так недоставало, и отдает вам взамен что-то очень ценное для вас. То, что всегда было у него, но делиться с вами он не хотел, ведь вы его постоянно третировали, считая «плохим качеством».
В конце игры участники делятся с друг с другом тем, что они получили в дар от архетипов своих плохих качеств.
В эту игру можно играть как в медитативном состоянии, с закрытыми глазами, так и выписывая свои ощущения, эмоции и ответы на бумагу.
Как это работает
Игра основана на концепции, согласно которой в человеке нет плохих качеств. Зато есть те, которые он в себе подавляет. Следствием этого подавления становится негатив и соответствующее поведение, а не наоборот.
Например, я допускаю, что у меня есть плохое качество, которое можно обозначить словом «глупость». Подавляя его, я пытаюсь казаться умной, а в итоге и вправду выгляжу дурой.
Поиграв с образом «человека–дуры», я нашла в себе способности к творчеству и умение видеть яркие краски жизни, казавшиеся мне давно утраченными.
Образ придуманного человека помогает дистанцироваться от своего «плохого качества» и понаблюдать за ним со стороны.
Игра взята из головы и составлена на основе личного опыта «коуча, каких мало», ментора для помогающих практиков и консультанта по развитию человечных личных брендов Ольги Райнхолдт:)
Как играть
Из своих эмоций выбираете ту, которая вам серьезно мешает и очень надоела. Затем прогоняете ее по следующему алгоритму:
Шаг 1
Осознаете эмоцию и называете ее любым именем. Главное, чтобы для вас это имя ассоциировалось с определенным состоянием.
Шаг 2
Громко и отчетливо (если про себя или на бумаге – тоже громко и отчетливо) сказать себе: «У меня есть эмоция Н., но эмоция Н. – не есть я».
Шаг 3
Представляете, что эмоция Н., которая уже не вы – это гость. Он пришел к вам и уселся на диване в гостиной. Вы этому гостю ничего не должны и ничего не обещали. Ответьте себе честно на вопрос: «Вы хотите, чтобы эмоция Н. еще тут посидела?»
– Если да, сколько времени вы ей даете? Чем собираетесь занять это время?
– Если нет, вновь громко и отчетливо говорите: «Я тебя не выбираю».
Шаг 4
Прислушайтесь к себе. Какие эмоции, состояния и ощущения сейчас кажутся самыми уместными. Назовите их и зафиксируйте в сознании, еще лучше – запишите.
В течении трех дней участники игры прогоняют по алгоритму отслеживаемые эмоции. Чем больше эмоций – тем лучше. Прогонять их по алгоритму лучше всего письменно.
Со временем у вас сформируется привычка выполнять алгоритм быстро и мысленно.
Если эмоция появилась, когда у вас нет возможности с нею поиграть, просто отметьте ее для себя, зафиксируйте. Как только представится возможность, прогоните ее по алгоритму письменно.
Как это работает
Наши эмоции управляют нами, диктуют наше поведение и формируют качество нашей жизни. Происходит это потому, что мы идентифицируем себя с ними, позволяем первой же нашей реакции развиться в поведение.
Любое событие во внешнем мире вызывает реакцию, это неизбежно. А потом возникает цепочка: событие – эмоциональная реакция – поведение.
Если инстинктивная и мгновенная эмоциональная реакция создала поведение – эмоция раскрутится, захватит вас целиком и наведет свои порядки. Если в мааааленькую щель между эмоциональной реакцией и действием вставить «распорку» осознанности, эмоцию можно заместить. Не подкрепленные действием эмоции слабы.
Другой источник силы навязчивых эмоций – идентификация себя с ними. Когда нам стыдно, мы автоматически впадаем в истерию на тему: «Стыд – это я». Точно так же, как ударив мизинец о ножку стола, мы на какой–то момент идентифицируем все свое существо с этим мизинцем.
Правда, с эмоциями это глубже и глобальнее. Поэтому достаточно просто разъединить себя с эмоцией, чтобы ей на смену пришла другая, более уместная. И привела с собой более уместное поведение.