Привычка к самообразованию. От информации к знанию
В прошлой статье, я выделил первое предположение о том, что мешает нам развивать привычку к самообразованию. Сегодня у нас на повестке второе предположение и вопрос: как мы читаем?
25 декабря 2015
16544 просмотра
В рамках курса «Стодневка — экспедиция к новому Я» участникам предлагается провести «неделю осознанного чтения». Осознанность заключается в том, чтобы максимально исключить автоматизм в столь привычном занятии как чтение. В дневнике стодневки участники делятся впечатлениями об этом эксперименте и о собственном опыте осознанного чтения.
— Я люблю осознанное чтение, оно помогает мне проживать книгу. Если это художественная литература, я как будто с героем рядом нахожусь, лучше чувствую, лучше проживаю детали. А когда это бизнес-литература, тут вообще класс — подход помогает мне прорабатывать книгу гораздо глубже, чем я делал это раньше. Раньше я был близок к разочарованию от чтения бизнес-литературы, мне казалось, что никакого проку от чтения я не получаю (правда, продолжал читать). Хотелось увеличить качество чтения, оставлять в голове больше информации, знаний. А тут, хоп, — осознанное чтение, подготовка к чтению, резюме прочитанного. В общем, получаю огромное удовольствие от процесса.
Я даже решил выделить чтение в отдельную тренировочную программу. Ну, вот, хожу же я в зал на тренировки. Так и к чтению буду относиться: подготовка формы, планирование отдельного времени для чтения, возможно, даже специальное место. Сегодня была первая такая тренировка, с «формой» и «залом».
Книга для меня важна в двух аспектах:
как источник информации (1) и как пример формы употребления слов (2). (Книги для развлечения я здесь в расчет не беру).
1. Меня интересуют книги как источник, который я принимаю к сведению, пытаясь соединить его с тем, что я уже знаю.
При этом, с одной стороны, я воспринимаю все, что читаю, как истину. Это значит, что моя задача — найти связь с другими вещами, понять, почему это истина. Так я учусь видеть связи.
С другой стороны, я не приемлю готовое знание. То есть, меня интересует именно информация, а не знание. Есть такой термин «апперцепция». Он отлично описывает причину. Когда формируешь сеть знаний в своей голове, нельзя отдавать способы их комбинирования кому-то другому. Это сужает вариативность соединений фактов в новое знание. Поэтому я стремлюсь потреблять информацию на уровне феноменов или наоборот разбитую на мелкие кусочки. Поэтому книги-руководство, которые предлагают пошаговые пути, тренируют в чем-то, я воспринимаю плохо. Для меня они априори менее интересны.
2. Язык и мышление взаимосвязаны. Мировоззрение определяет восприятие. Восприятие определяет все. Поэтому я ищу образцы того, что мне близко. Я придаю большое знание словам, многоплановости их значений. Форме употребления и символизму. Я люблю сложные слова, потому что они — как произведение искусства, объединяют в себе что-то, что обретает новый смысл только вместе. Размышление развивает мышление. Знание не есть информация. Тренировка не обеспечивает понимание. Мировоззрение определяет восприятие. Все эти фразы настолько сложны и интересны для меня, что я могу размышлять над ними часами.
Я воспринимаю так не случайно. Это сознательный выбор в пользу более эффективного саморазвития. Я его вижу исключительно через трансформацию во что-то большее, ментальную эволюцию. Почему именно так, это уже предмет другого разговора.
Теперь о том, как я работаю с книгой.
Я читаю книги целиком. Почти всегда. Везде можно что-то найти.
Я читаю медленно. Для меня не очевидно, что лучше — прочесть 10 разных книг или 10 раз одну книгу. Количество переходит в качество далеко не всегда. Если это оставлять на долю случая, то нет смысла и проглатывать книги. Чем больше книг, тем меньше эффект от следующей. Закон убывания предельной полезности из микроэкономики отлично объясняет, почему. Поэтому в топку инструменты вроде скорочтения, стенографии и прочего. Поверхностность — враг трансформационного обучения. Только погружение.
Если мне не очень удобно читать, то я подчеркиваю карандашом то, что я счел важным. Иногда делаю записи на полях. Это возникающие ассоциации. Чем больше погружение, тем больше ассоциаций.
Потом я выписываю то, что отметил. Когда я выписываю, я заново перечитываю, от чего-то отказываюсь, что-то дополняю. Для понимания: недавно за день в дороге я прочел 92 страницы новой книги, часа за 2-3. У меня ушло потом 2 дня, чтобы переработать материал и занести его в тетрадь.
Когда я выписываю, я стараюсь бережно сохранять формулировки. К сожалению, я читаю книги в переводе. На английском в основном короткие статьи. В итоге фразы редко получаются striking. НО! Самый главный критерий для выписывания — это законченная мысль. Порой мне приходится переписать полстраницы, чтобы полностью зафиксировать мысль.
Я веду записи так, чтобы их мог разобрать другой человек. Почерк, структура, пояснения (ведь я тоже могу забыть пришедшую мысль), обозначения, то есть моя тетрадь — это продукт.
Я использую хороший блокнот и ручку. Ощущения от процесса должны приносить удовольствие. Это помогает формировать отношение. Вспомните — восприятие определяет все. В итоге я пишу в молескинах формата А5 ярких цветов ручками тоже ярких цветов отличных от цвета блокнота. Если у меня получается, то на ручке будет логотип компании, в которой я работаю. Одним из критерием мастерства является выражение личности в том, что человек делает. У меня это личный пунктик жизненного этапа, но это тоже предмет другого разговора.
Каждый день я пишу дату в блокноте на полях или сбоку страницы. Так я делал и в школе. Вспомните, как вы писали на полях. Наша жизнь слишком коротка, чтобы не отмечать каждый упавший с дерева лист. Сейчас есть мода на «здесь и сейчас», но мало кто способен выйти за пределы замечания того, что приятно. То, что неприятно, обладает той же ценностью для осознанности. Мало того, оно может обучить большему. Селигман помог тем, у кого была депрессия, но это не значит, что это подходит всем остальным. Можно вспомнить теорию гигиенических факторов Герцберга, который первым выдвинул мысль о том, что если отсутствие чего-то сказывается отрицательно, то присутствие необязательно сказывается положительно. Пример — заработная плата. Если денег мало, то это демотивирует, но их достаток не мотивирует работать кроме первоначального всплеска. Все религии говорят о приятии, но наш XXI век проходит под лозунгом «слабоумие и отвага (читай, оптимизм)». Мы мало что понимаем, зато на диво легковерны. Дата в блокноте — это символ приятия дня. Подтверждение для себя, что он прожит не зря. И здесь критерием не может быть удовольствие.
Я перечитываю то, что записал. У этого есть эффект, который я заметил, но пока не могу дать рецепт себе. Смысл в том, что подобный подход приводит к тому, что фразы вплавляются в меня. Они становятся мной, и уже через день я могу делиться этими мыслями как своими и прожитыми. Я долго размышлял, что это простое умничание, но сейчас, спустя годы, оно перестало быть таким, по крайней мере я в это верю. Слишком мало людей, на которых действительно хочу произвести впечатление. И тут бал правят в большинстве случаев инстинкты, а не решение и выбор. Я пришел к выводу, что именно собственноручное установление связей между фактами, понятиями, идеями, которые я постигаю, и делают это возможным.
Я храню записи. Оглядываясь назад, на проставленные на полях даты, я понимаю что-то новое. В каком-то смысле и моя тетрадь становится книгой. Книгой про меня для самого себя.
Михай Чиксентмихайи, Поток. Психология оптимального переживания
Дэвид Аллен, Как привести дела в порядок
Тимоти Феррис, Как работать по 4 часа в неделю
Нейл Фьоре, Легкий способ перестать откладывать дела на потом
Ральф Уолдо Эмерсон, Нравственная философия
Майкл Фоли, Век абсурда
Джозеф О’Коннор, Ян Макдермотт, Искусство системного мышления
Роберт Солсо, Когнитивная психология
Джош Вайцкин, Искусство учиться
Абрахам Маслоу, По направлению к психологии бытия
Эрих Фромм, Искусство любить
Антонио Менегетти, Психосоматика
Дайсецу Тайтаро Судзуки, Основы дзэн-буддизма
Том Асакер, Основа убеждений
Лора Вандеркам, Книга о потерянном времени
Пол Шили, Фоточтение
Марк Леви, Гениальность на заказ
Ивана Чаббак, Мастерство актёра. Техника Чаббак
Кристофер Воблер, Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино
Людвиг Питер, Победи прокрастинацию
Тал Бен-Шахар, Парадокс перфекциониста
Мэг Джей, Важные годы
Марти Ньюмер, Нарушай правила и еще 45 правил гения
Тереза Щурек, Следуй за Мечтой!
Грэг МакКеон, Эссенциализм
Стивен Кови, Главное внимание — главным вещам, Семь навыков высокоэффективных людей
Роберт Фритц, Путь наименьшего сопротивления
Олег Гадецкий, Законы судьбы, или Три шага к успеху и счастью
Стив Макклетчи, От срочного к важному
Джулия Кэмерон, Право писать
Уитни Джонсон, Разреши себе мечтать
Майкл Микалко, Рисовый штурм
Барбара Шер, Отказываюсь выбирать