14 июля 2021

Начинаем писать книгу.
Шесть ошибок начинающих писателей. Изучите и не повторяйте

1874 просмотра

Ольга Чумичёва
Книжный коуч, книжный пиарщик и маркетолог. 15 лет опыта работы в книгоиздании. На данный момент PR-директор и руководитель пресс-службы Московской международной книжной ярмарки. Организатор шести сезонов литературной премии «Национальный бестселлер». Работала заместителем директора по маркетингу издательского холдинга Азбука-Аттикус, PR-директором издательств «Азбука», «Амфора», «Лимбус Пресс».
  • instagram.com/pishem_knigu_vmeste/
  • Приветствую участников марафона «Начинаем писать книгу». На этой неделе вы выполняете упражнения, которые подготовят вас к работе над текстом книги, помогут избавиться от зажимов и страха чистого листа.

    А я тем временем собрала для вас коллекцию самых распространенных ошибок, которые допускают начинающие авторы книг в жанре нон-фикшн. О каких-то я уже вас успела предупредить (но повторить будет не лишним), с другими обязательно нужно познакомиться заранее.

    Зная «врага в лицо», вы избежите встречи с ним в процессе письма и сильно облегчите себе задачу.

    Ошибка 1. Нет внятного ответа на вопрос «Зачем?»

    Мы много говорили об этом в самом начале, когда исследовали цель книги и вашу мотивацию.

    Что побудило вас взяться за такой большой проект, как написание книги?
    Каким целям будет служить книга для вас и для ваших читателей?

    Ваше «Зачем?» влияет на подход, который вы применяете при структурировании и написании, и на то, как вы будете продавать свою книгу.

    Если к тому моменту, как вы приступите к первой главе, у вас не будет ответа на вопрос «Зачем», вас ожидают неприятные сюрпризы в виде ступора, блоков и неспособности довести дело до конца.

    Ошибка 2. Неспособность идентифицировать читателя

    Этот аспект мы тоже затронули на прошлой неделе.  Чем точнее вы определитесь с портретом читателя, тем лучше наведете прицел и сфокусируете контент. Тем эффективнее будут ваши маркетинговые усилия.

    Ошибка 3. Писать то, что вы хотите сказать, вместо того, что хочет знать читатель

    Иногда вам просто хочется высказаться и зафиксировать свои размышления в виде книги. Если в дальнейшем вы намерены держать вожделенный томик в ящике своего письменного стола, — никаких проблем.

    Но чтобы ваша книга нашла отклик у читателей и служила цели более высокой, чем потешить самолюбие, вам придется писать о том, что хочет знать читатель.

    А для этого придется сначала определить ваши «Зачем?» и кто ваш читатель. Видите, как все взаимосвязано?

    Ошибка 4. Игнорировать структуру истории

    Книга — это не то же самое, что записи в дневнике. Она не похожа на разговор с другом. И это не просто фиксация мыслей.

    Нон-фикшн книга в этом смысле ничем не отличается от художественного произведения: и тут, и там не обойтись без сюжетной арки.

    Авторы-новички часто не придают значения развитию сюжета, и вместо логичной последовательной истории у них получается скучная методичка.

    Рассказываете ли вы кому-то, как организовать встречу, или пишете fantasy-роман, работаете над мемуарами или над книгой рецептов (а может быть изобретаете гибрид первого и второго, как это сделала героиня «Жить интересно!» и моя коллега по «Стодневке» Тали), вы создаете историю, а истории нужна структура.

    Существуют разные типы структуры. Самый простой — это трехчастная структура с началом, серединой и концом:

    Хорошим структурным приемом, который я рекомендую своим клиентам, является рассказ о жизни автора: от проблемного момента в прошлом — к найденному решению и предложением поделиться этим знанием.

    Этот приём часто используется для вступления или первой главы, где автор рассказывает о себе и своих компетенциях.

    Ошибка 5. Не использовать в тексте диалоги

    Нон-фикшн книга обязана быть максимально документальной. Это правда. Но это вовсе не значит, что вся она от начала до конца должна быть написана от лица автора-рассказчика. На самом деле, такой формат изложения невыразимо скучен, воспринимать книгу, которая выглядит как лекция, очень тяжело.

    Авторам, которых я консультирую, я рекомендую включать в книгу диалоги, и нередко обескураживаю их таким советом.

    Диалог помогает читателю почувствовать вашу историю. Описываете ли вы обмен мнениями на конференции или откровенную беседу между матерью и сыном, диалоги могут и должны появиться на страницах научно-популярных книг.

    Ошибка 6. Опубликовать книгу без редактуры

    Обычно начинающий автор научпопа заканчивает первый черновик книги, самостоятельно просматривает его пару раз, вносит изменения, а затем загружает книгу на ЛитРес Самиздат или Ридеро.

    Есть авторы, которые просят просмотреть рукопись семью и друзей. Уже лучше, но все равно не очень. Обратная связь от непрофессионалов лучше, чем ее отсутствие, но вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой предпочтений и вкусов, а не с отзывами компетентных людей, которые реально улучшат качество вашей книги.

    Как книжный коуч и наставник авторов, каждому своему клиенту я рекомендую нанять профессионального редактора. Редактирование — это гораздо больше, чем исправление опечаток и синтаксических ошибок. Редактор помогает с фокусировкой, потоком, структурой, голосом, тоном, точностью, удобочитаемостью и многим другим. Книга без профессиональной редактуры теряет до 50% своего потенциала. А произвести первое впечатление второй раз, исправив ошибки, увы, вам уже не удастся.

    Конечно, есть и другие ошибки, которые делают авторы нон-фикшн литературы, которые пишут свою первую книгу. Но если вы сможете миновать хотя бы эти шесть ошибок, вы окажете себе, своей книге и своему читателю большую услугу.

    Продолжайте работать по упражнениям «для разгона», начинайте думать над первой главой книги и держите в уме эти ошибки. Помните про дисциплину и регулярную работу понемногу.

    Саморазвитие#ошибки#Писательство