2 июля 2021

Четыре шага в Шао-линь, или 
Мастерами пера не рождаются, мастерами пера становятся

3621 просмотр

Ольга Чумичёва
Книжный коуч, книжный пиарщик и маркетолог. 15 лет опыта работы в книгоиздании. На данный момент PR-директор и руководитель пресс-службы Московской международной книжной ярмарки. Организатор шести сезонов литературной премии «Национальный бестселлер». Работала заместителем директора по маркетингу издательского холдинга Азбука-Аттикус, PR-директором издательств «Азбука», «Амфора», «Лимбус Пресс».
  • instagram.com/pishem_knigu_vmeste/
  • Каждый раз, когда на издательском небосводе зажигается новая звезда, люди, которые смотрят в звездное небо, думают: «Как повезло тому, кто родился звездой или хвостатой кометой, нам с земли не подняться так высоко».

    Однако почти каждая яркая комета в какой-то момент стартовала вверх со своей точки на земной карте, набирая высоту не потому, что ее несло воздушным потоком, а потому, что она разгоняла себя сама.

    Например, сложно поверить, что один из самых громких отечественных романов последних лет «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова изначально был размещен на платформе Bookmate для бесплатного чтения. Американский писатель Энди Вейер, чей дебютный роман «Марсианин» получил всемирное призвание и был экранизирован в Голливуде, разместил первые главы книги на своем сайте, и только после просьб читателей перенес рукопись на Amazon Kindle.

    Мы живем в удивительное время огромных возможностей. Раньше написать и издать книгу могли единицы, и это был очень долгий процесс. Сегодня создать книгу может практически каждый. Сделать это можно быстро и эффективно. Главное — знать технологию.

    Какие задачи решает книга?

    Кто-то с детства мечтал написать книгу, кто-то хочет сохранить для будущих поколений историю своей семьи. Кто-то считает важным рассказать о своем уникальном опыте, который может быть полезен другим людям, а кто-то совершил открытие и делится им. У каждого свои причины, все они очень важны, и если вы все-таки напишите книгу — можете считать, что ваша жизненная миссия выполнена.

    Тем, кто обладает уникальными знаниями или экспертизой в своей области деятельности, книга поможет стать заметной фигурой, закрепит статус профессионала. Вас будет знать не только ближний круг отраслевого сообщества, вас будут знать все.

    Когда книга написана, размещена, продается, а личный бренд (хотя бы на начальном этапе) построен и работает на вас, книга становится одним из инструментов «зеро-маркетинга», привлекая новых клиентов, партнеров, возможных инвесторов.

    Что мешает написать книгу?

    Казалось бы, все просто: принять решение и выполнить задуманное. Мне есть что сказать, я обладаю уникальными знаниями, я хочу изменить мир и могу это сделать — решено, пишу книгу!

    Человек садится за компьютер в радостном предвкушении, разминает пальцы, заносит руки над клавиатурой и… не происходит ничего. Кроме глубокой, как Марианская впадина, рефлексии, страха белого листа и полной неразберихи. С чего начать, как выстроить процесс, как уместить все идеи на маленьком листе А4, «как перестать переставать и начать начинать».

    Довольно часто мои клиенты (взрослые, успешные и состоявшиеся в жизни люди), промучившись самостоятельно какое-то время, сдаются и приходят в писательский коучинг с вопросом: как начать? «У меня большая, интересная жизнь, огромное количество событий и идей, с какой из них начинать свой сторителлинг, как его оформить в лаконичную, понятную читателю форму?»

    Это по-настоящему смелые ребята, и я ими горжусь. Декларируя свой вопрос вслух, они запускают механизм преодоления первой и самой глобальной ступени писательских страхов — «Я не Пушкин, никогда не писал, не стоит и начинать», «У меня нет времени», «Я не владею достаточно русским языком».

    Возможно, вы действительно не владеете языком так же виртуозно, как Паганини скрипичным ремеслом, перекладывать музыку своих мыслей в словесный узор — не самое простое для вас занятие, но это не является непреодолимым препятствием. Просто вы никогда прежде не писали, и ваш страх прикидывается дефицитом времени и жизненных сил. Но у меня есть прекрасные новости — страх, как и лишний вес, уходит навсегда, если над этим упорно работать, а писательские скиллы можно «раскачать» точно так же, как дельтовидные мышцы.

    Если вы обладаете уникальными для рынка компетенциями или индивидуальным опытом, который в состоянии повлиять на жизнь других людей и улучшить ее — половина дела уже сделана. Оставшуюся половину поможет исполнить качественная поддержка и профессиональное сопровождение вашего начинания.

    Чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, люди идут к психологу. Чтобы изменить физическую форму — к фитнес-инструктору. Обращение к книжному коучу поможет развернуть сознание в нужном направлении, избавит от навязчивых мыслей, ненужного самокопания и внутреннего поедания ресурса. Не пройдет и трех месяцев, как вы напишете книгу, которая, словно носок для домового эльфа, станет символом освобождения от внутреннего злого хозяина.

    Кстати, о носках, раз уж мы углубились в литературные метафоры. Я бы сравнила страхи, стоящие на пути к вашей книге, с дементорами — безликими пожирателями радости и счастья. Вспомним знаменитую фразу Николая Николаевича Дроздова «Давайте же понаблюдаем за ними в их естественной среде обитания» и познакомимся с каждым лично. Ведь когда смотришь страху в лицо — ты, считай, уже победил.

    ▶ «Я и книга на разных берегах»

    Уникальный опыт, знания и экспертиза в профессии есть у всех специалистов, состоявшихся в своем деле. Люди, у которых есть экспертиза, не только могут, но и должны сформулировать своё предложение обществу в виде книги.

    Страх уходит, пока-пока, страх.

    ▶ «Меня раскритикуют коллеги и распнут читатели»

    Подвергнуть оценке и критике дело, сделанное кем-то другим, гораздо проще, чем довести до конца свое. Есть ли смысл обращать внимание на критиков?

    Страх уходит, но еще оборачивается и смотрит через плечо на вас.

    ▶ «У меня нет таланта»

    У меня есть еще одна новость для вас — так думает каждый одаренный человек. Бездари, напротив, уверены в своей офигенности:) Талантливый человек — всегда перфекционист на страже лучшего, которое, как мы знаем, враг хорошего.

    Многое зависит и от жанра — например, чтоб написать книгу нон-фикшн, требуется не столько блестящее владение словом, сколько знания, опыт, кейсы и самодисциплина. Вовсе не обязательно становиться Львом Толстым, а вот владеть инструментами, придерживаться плана и упорно, шаг за шагом, двигаться к цели — обязательно.

    Смотрите, страх почти совсем исчез, только запятая висит в воздухе, как улыбка Чеширского Кота.

    ▶ «У меня дислексия/дисграфия/я плохо учил русский в школе»

    Знали бы вы, как много дислексиков среди профессиональных писателей и драматургов:)
    Ваши школьные отметки по русскому языку и литературе не имеют ровным счетом никакого значения. Критически важно сформулировать идею, смысл и миссию будущей книги. А лексику, грамматику, стилевые решения, можно поручить специалистам — редакторам и корректорам.

    ▶ «Очень хочу писать, но у меня совершенно нет времени на это»

    Написание книги — процесс трудозатратный и длительный. Но принцип «быстро — это медленно без перерыва» творит чудеса.

    ▶ «Не знаю, с чего и как начать»

    «Мастерами кунг-фу не рождаются, мастерами кунг-фу становятся». При рождении талант неопределим вообще, как и будущий размер ноги — может вырасти 35, а может и 45. Отсюда и берется этот самый популярный дементор страха. «На писателя надо учиться, или родиться талантливым, нужно много вдохновения, времени и денег, у меня одна рутина и я не могу ничего из нее почерпнуть яркого, как ни старайся» и  многое другое от создателей «не такой уж я и особенный». Это все ментальные ловушки и домыслы, дым и зеркала, с которыми отлично справляется технология написания книги.

    На самом деле, писать книгу может быть просто, легко и приятно, процесс сам по себе может вдохновлять, а результат откроет новые грани профессионального успеха — признание, особое отношение, опережение конкурентов, гордость, восхищение читателей, передача опыта и наследия. Возьмите то и другое, и взвесьте — что вам больше нравится?

    «Мастерами кунг-фу не рождаются, мастерами кунг-фу становятся». Чтоб стать автором книги, нужен не столько талант, сколько терпение, дисциплина и знание технологии.   

    Как строится работа над книгой

    1. Установить сроки и этапы работы над книгой. Срок — это временной промежуток от начала до финала. Например, «мне нужна готовая рукопись 14 января», решаете вы в августе. Это ваш срок. Этап — то, что вы будете делать помимо непосредственно работы над текстом — подавать заявку в издательство, заниматься предварительным продвижением, изучать способы продажи электронной версии и тп.

    2. Сформулировать цели автора и цели читателя. Зачем вам нужно написать книгу? А зачем читателю ее читать? Цели нужно формировать честно, так как вопрос «Зачем?» ключевой в любой ситуации.

    3. Определить портрет аудитории — для кого вы пишете? Кто эти люди? Чем они заняты, сколько им лет, в каком они статусе, на какой ступени профессиональной лестницы? Создание портрета своей ЦА — обязательное условие успеха вашей книги. Вы должны знать лицо человека, задачу которого решаете своей книгой.

    4. Изучить конкурентов. Идея — свободная птица, которая принадлежит ветру. Не исключено, что методика или знание, которые вы намерены описать в своей книге, уже сформулированы кем-то другим. Но это вовсе не значит, что вы опоздали. Любая идея имеет собственные, уникальные технические параметры. Найдите, чем отличается ваша. Это — ваше Уникальное Торговое предложение.

    5. Четко изложить идею. Что, кому, как и для чего вы хотите сказать, и в финале — какие задачи эта идея решает.

    6. Поработать с названием. Можно смело использовать «рабочее» — когда закончите книгу, будете формулировать «настоящее», а можно сразу искать «настоящее», как часть концепции и ее опору.

    7. Составить план и структуру книги. Запрещается начинать писать книгу, пока не готов план! Грамотно составленный план сэкономит вам пару месяцев прокрастинации.

    8. Найти свою механику написания. Выбирайте как вам будет комфортно и удобно это делать — записывать текст из головы, или компилировать уже имеющиеся заметки, посты, материалы, кейсы, или, может быть, записать сначала аудио, потом его расшифровать и что-то добавить, и так далее.

    9. Установить счетчик слов. Так называемый негласный «издательский минимум» — 4-5 авторских листов, авторский лист — 40 000 знаков с пробелами. В тот момент, когда книга закончена, бывает неловко осознать, что она заняла всего два авторских листа, поэтому вы должны сразу осознать свой минимум, и свой максимум.

    10. Создать текст книги. Начинайте писать и не останавливайтесь, пока не дойдете до финиша.

    Проделав всю предварительную работу, вы обнаружите, что процесс написания не так уж и сложен. Вы выделили время для работы над текстом, у вас есть план, остается писать слово за словом, переходя от пункта к пункту, и через два-три месяца вы, к своему огромному удивлению, обнаружите, что держите в руках распечатанную рукопись: «Неужели это я написал?!». Дальше вы можете распоряжаться этим продуктом так, как хотели или планировали — отдавать агенту, предлагать издательствам, размещать на онлайн-платформах или в собственном блоге.

    Практическое упражнение для старта вашей книги

    В качестве первого шага предлагаю сделать одно упражнение, ключевое для подготовки книги — «Узнай своего читателя».

    Кто такой «читатель»? Это человек, который принял решение потратить свои немалым трудом заработанные деньги на вашу книгу. Он ее выбрал. Он ее читает и рекомендует друзьям, знакомым, подписчикам в социальных сетях.

    Это может показаться очевидным, но многие начинающие писатели, которые общаются со мной, говорят, что пишут для всех — и это ошибка. Когда вы пишете для всех, вы пишете ни для кого. Только для себя.

    Еще один аргумент в пользу такого знания:  издатели отклоняют рукописи книг, написанные для «широкой аудитории», если автор еще не накопил армии поклонников, которая купит любой продукт. Они знают, что самые успешные книги написаны для нишевой аудитории, в этом случае вы знаете, кому их продавать и чем привлечь этих людей.

    Когда ко мне на коучинг приходит будущий автор, первое, с чего мы начинаем — с поиска аудитории. В деталях представляем все, что только можем представить — что им нравится, что они ценят в жизни, интересы, проблемы, слова, которыми они привыкли описывать свои жизненные состояния. Люди не будут говорить: «Мне нужна подлинная связь», люди говорят очень простые и четкие вещи.

    «Мне нужно выяснить, как укрепить мои отношения. Я хочу быть счастливее. Я хочу больше денег. Я хочу преодолеть застой. Я хочу сохранить свой брак».

    Дайте понять, что ваша книга поможет им решить задачу, и ваша аудитория купит книгу, и не только — она полюбит вас!

    Всегда вспоминайте ваши собственные мотивы при выборе книг, когда требуется решение какой-то конкретной проблемы — возможно, вам нужно написать сценарий, или построить успешные отношения, и вы идете в книжный магазин в поисках инструмента. Ваши читатели — такие же люди, со своими целями и проблемами, вы должны говорить на их языке о том, как ваша книга поможет найти нужное решение или достичь результата. Не в общих чертах «Используйте свой потенциал на полную катушку», а конкретно: «Семь способов получить повышение», «Как приучить двухлетнего ребенка к горшку» или «Сделай карьеру своей мечты за десять недель».

    Фокусировка на читательской аудитории

    Если вы пишете книгу на какую-то общую тему, например, о счастливой жизни, наведите фокус: мысленно представьте своего читателя и ответьте на несколько вопросов о нем или о ней:

    • Какого пола и возраста мои читатели?
    • Где они работают и как они отдыхают?
    • Какая самая большая проблема в их жизни?
    • Что они говорят о том, что им нужно? (Не то, что, что вы представляете, а то, что они сами говорят об этом)
    • Что еще мне нужно знать о моей аудитории?

    Вы можете думать, что знаете ответы на эти вопросы, но так нечестно. Честно спросить самих читателей, настоящих и будущих, об их точке зрения — как они видят свои проблемы, чего хотят?..

    Если у вас нет стопроцентной уверенности в том, что эта аудитория ваша, идите в книжные магазины (соблюдая противовирусные меры предосторожности, конечно) и просто наблюдайте за людьми, которые посещают те или иные отделы. Для кого из них вы хотите написать и о чем? Какой выбор они совершают прямо сейчас?.. Наблюдайте, как они листают книги, слушайте разговоры, можете даже задать несколько вопросов о том, чтобы прояснить их потребности.

    И самое главное, что не я не устану повторять — ничего не бойтесь. «Твой самый главный страх, Гарри — сам страх», слова, которые Джоан Роулинг вложила в уста одного из своих персонажей, сейчас — настоящая волшебная тинктура для любого автора. Как только мы перестаем бояться, жизнь становится невероятно щедра на по-настоящему классные подарки.

    Чтобы вы убедились в этом как можно скорее, приглашаю вас принять участие в марафоне «Начинаем писать книгу», который мы запускаем на платформе журнала «Жить интересно!» в ближайший понедельник.

    Включайтесь в марафон сами и зовите с собой друзей!

    Встречаемся в понедельник!

    Саморазвитие#Писательство