8 октября 2015

Марафон креативности. Неделя тридцать шестая и тридцать седьмая

4510 просмотров

Анна Штаер
Главред «Жить интересно!», координатор «Стодневки». Любит честные истории и умных собеседников.
  • interesno.co
  • Опытные марафонцы говорят, что третья четверть дистанции — самая трудная. Отчеты участников марафона креативности это подтверждают: движение замедлилось. Некоторые бегуны взяли тайм-аут. Но группа лидеров продолжает путь.

    Подведем итоги за две предыдущих недели

    Задание 36: 100 вопросов Леонардо

    Павел Якушев

    100 вопросов Леонардо да Винчи. Берём тему. Записываем по ней сто вопросов. Распределяем примерно на десять групп. К каждой группе задаём общий вопрос. Используем эти вопросы для дальнейшей работы над темой. Я задал тему, совершенно новую и неизученную для себя, но интересную. Она возникла, как неожиданная идея при выполнении одного из предыдущих заданий марафона.

    Времени на выполнение подряд много у меня не было, поэтому делал задание в три приема с перерывами (в общей сложности заняло часа два пристального вдумывания и записывания). Результат от перерывов не пострадал. За пару часов я разобрался в вопросе, как за пару вялых месяцев. Получил список необходимых действий на полгода вперёд, если не больше. Не удивительно, почему Леонардо был так продуктивен, наверняка таких приемов-усилителей в арсенале у него было предостаточно. И дело не в одной «гениальности», но и в кропотливой сфокусированной интенсивной работе.

    Юлия Полякова

    В рамках нового марафона креативности авторы предложили нам использовать технику «Вопросы Да Винчи». Её суть — в постановке вопросов к своей задаче. Я выбрала для себя тему «как сделать отношения с людьми гармоничней». С одной стороны, я не люблю конфликты. С другой, если жить, как хочешь ты — кто-то может высказывать негатив по этому поводу. И спокойно реагировать на нетактичные вопросы и советы не получается. Хочется очертить какой-то круг, защитить себя и свой выбор.

    Вопросов сразу налетело много. Нужно было написать 100 и разбить по группам — это заняло меньше времени, чем предполагала изначально. В некоторых вопросах уже были ответы. Сами вопросы фотать не стала, но по итогу зарисовала их в такую табличку. Нужно учиться спокойно и уверенно высказывать свое отношение к разным вещам. И принимать то, что кому-то это может не понравиться. Звучит легко. Получается с переменным успехом. Буду еще думать над этим.

    Андрей Пометун

    Тридцать шестое задание — «Вопросы Леонардо». Задать 100 вопросов о важной задаче. Собрать их в 10 групп. Задать каждой группе ключевой вопрос. «Закрепить» вопросы перед собой, чтобы они крутились в голове во время механической деятельности, не давали покоя, пока не будет найден ответ.

    Есть у меня одна задачка из разряда «больших планов», о ней я уже рассказывал в шестом задании марафона креативности. Годовое кругосветное путешествие с семьёй. С одной стороны, это необходимый перерыв в работе, с другой — закрепление отношений. Путешествие я планирую в год окончания Вадимом вуза. Это будет через девять лет. Достаточно времени, чтобы найти ответы на 100 вопросов. Все они собрались в 8 групп: Деньги, Маршрут, Организация, Работа, Досуг, Дом, Язык, Здоровье. Главные вопросы похожи друг на друга, как братья. Даже начинаются одинаково: «Что я должен сделать, чтобы...?» Чтобы обеспечить путешествие достаточными деньгами. Чтобы спланировать увлекательный маршрут. Чтобы организовать выполнение планов. Чтобы организовать устойчивую работу компании без моего участия. Чтобы в путешествии было интересно всем. Чтобы дома было всё в порядке. Чтобы уверенно говорить на английском языке. Чтобы на путешествие хватило здоровья. И всё сводится к одному самому главному вопросу: Что я должен сделать, чтобы это стало возможным?

    Яна Барзенкова

    Честно сказать, это задание вогнало меня в тоску... 100 вопросов... Левое полушарие практически впало в кому и возвращаться ни в какую не желало. Но, мама в детстве научила, что есть такое слово «НАДО». И — без лишних вопросов! «НАДО — значит НАДО!»

    Благо, мой насущный вопрос уже был сформулирован в предыдущем марафоне: «Если что-то в жизни не нравится... стоит задуматься — что нужно изменить, чтобы перейти к тому состоянию, в котором понравится?» А не нравится мне сейчас многое...

    За окном стоял хмурый и сырой осенний день, и мы с котом уселись на теплом и уютном подоконнике. Чашка ароматного кофе, кофейный поднос и мой кофейный кот... Вспомнилось: «если бы у моей жизни был вкус, то это был бы вкус кофе». Однозначно.

    Но его нет, этого вкуса, и знать бы, куда он делся...

    Этот вопрос мучает меня с мая. 100 наводящих вопросов ничего нового не открыли, лишь обострили тему, и сформулировали четче проблему. Я пошла до конца, и свела десять итоговых вопросов в один главный. Вот на него теперь и нужно отвечать.

    Несмотря на погоду, левое полушарие потянуло на прогулку. Захотелось свернуть на новую тропинку и идти, куда глаза глядят. По дороге обнаружился родник, который создал лужу на моем пути, а затем, совершенно неожиданно из леса возникли жилые дома...

    Это был поселок, в котором я жила четыре года назад в местном «небоскребе», на десятом этаже, с видом на «море»... Тогда я четко понимала стоящие передо мной задачи — обязательно преодолеть свою болезнь и поставить на ноги дочь. Задача решена. Что дальше?

    Если проводить аналогии с моей прогулкой, то получается — за ответом нужно отправляться новым, нехоженным ранее, путем, который приведет и к «роднику» с искомой информацией, и покажет ключ к ответу на вопрос. Да так, что мимо не пройдешь...

    Что это за путь? Может быть, стодневка? :)

    Задание 37. Переписываем биографию

    Яна Барзенкова

    Это задание у меня вызвало совершенно четкую ассоциацию с детством: в начальных классах, сделав ошибку в тетрадке, я должна была переписать ее начисто! С самого начала! Всю тетрадку! Ладно, если она была только что начата, а вот если уже заканчивался последний лист? Надо ли говорить, что я жутко боялась ошибаться, — как в тетрадке, так и затем в жизни... И совершив ошибку, пыталась «переписать» всю жизнь набело. Вот так и жила — писала и переписывала, строила и ломала. Пока однажды не поняла, что нужно выйти из этого круга, снять с себя синдром отличницы и начать просто жить.

    Поэтому написать биографию супергероя я не смогла, уж простите меня, товарищи марафонцы :) Ну не супергерой я, скорее — пособие на тему «как не надо было проживать свою жизнь». Зато написала историю о том, как мне всегда хотелось ее прожить. В общем, снова раскопала нерализованную детскую мечту об уютном доме и крепкой, дружной семье. Мечта оказалась плотно упакована в кокон и спрятана на антресоли за истечением срока давности. Но рядом витала мысль, что, возможно, я поспешила... и из кокона в скором времени может выпочковаться бабочка. Осталось только поверить заново в мою мечту...

    P. S. Ужасно страшно об этом даже думать. А тем более — писать. А еще страшнее — доставать из кокона свое сердце. Потому что там — уютно и тепло, а еще — безопасно, и никто не может причинить боль. А за окном — краски осени. А с другой стороны окна — антресоли с аккуратно упакованной мечтой... и мы с котом... А в душе звучит песня Сергея Северина «Я и мой кот».

    Екатерина

    «Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — капитаны». Да, да внесла изменения, надеюсь, Шекспир простит. Этой игрой жизни мы управляем сами... даже прошлым. У каждого есть право выбора, что из прошлого взять в настоящее, а что оставить позади. Из прошлого забираю сильных людей, опыт и ценности. Считаю с таким багажом можно смело плыть по течению жизни и только вперед!

    Андрей Пометун

    В нашем прошлом есть «якоря», которые держат нас и мешают развиваться в настоящем. Мы зафиксировали их и считаем ограничениями, установленными «по умолчанию». Но голову можно обмануть и сменить некоторые установки. Задание оказалось сложным. Я горжусь тем, что у меня было, и как я это использовал. Подавляющее большинство людей говорит, что всё оставили бы как есть, если бы им дали шанс начать жить заново. Почему так? Синица в руках и определённость набранного опыта успокаивает? Люди гораздо выше ценят то, что есть, чем то, что можно получить. Но задание есть задание. Будем писать — используем его, как очередную тему для утреннего фрирайтинга.

    Мои родители были инженерами-строителями-международниками, постоянно мотались по зарубежным странам, помогая строить электростанции и заводы в развивающихся странах. Поэтому меня всегда окружала иностранная речь и я научился вливаться в любую языковую среду. Я много общался со взрослыми, поэтому быстро научился отстаивать свою точку зрения и расширил свой кругозор. Мир, который я знал, был миром без границ и железного занавеса. И так далее, со всеми вытекающими последствиями.

    Юлия Полякова

    Задание марафона креативности для этой недели я сделала быстро. Нужно было написать свое идеальное прошлое. Но долго не знала, как подойти к отчету. Нет, я, конечно, могу «докрутить» свою биографию. Сказать, что меня всегда поддерживали, я чувствовала себя уверенной и сильной. А моя активно читающая семья была совсем не против художественной и музыкальной школы и даже покупала мне в подарок новые краски и карандаши каждые выходные. И так далее :) С одной стороны, сам процесс описания выглядел очень мило. Словно какие-то дыры внутри закрылись. С другой — мне кажется, это все работает как в «Эффекте бабочки». Если изменить прошлое, изменится и настоящее. А я его крутила, крутила, но и так и не придумала, что можно было бы изменить так, чтобы не затронуть другие стороны. Отправить меня учиться в столицу? Вряд ли я тогда бы уехала в Сибирь. Убрать некоторые форс-мажоры? Но тогда бы я не ушла на фриланс, допустим. И так с остальным. Я не знаю как правильно, увы. Пусть остаётся как есть.

    Не знаю, какую картинку поставить. Пусть будет котик из утренних страниц. У меня их целый бестиарий после «дерзайнерского» марафона.

    Павел Якушев

    «Напишите, придумайте свою историю, своё прошлое так, чтобы даже у вас не оставалось сомнений: такое прошлое могло привести только к светлому будущему. Поделитесь своими ощущениями — какие эмоции вы испытывали, придумывая себе биографию?»

    Вот мои ощущения:

    Взглянув на прошлое открытыми глазами,

    Я начал что-то смутно понимать.

    Мои верхи не могут управлять низами,

    Мои низы хотят верхами стать.

    Чтоб путь найти, придется прежде заблудиться.

    Для стройки нового — развалины сломать.

    Чтоб получить, сначала нужно поделиться.

    Упасть придется перед тем, как встать.

    Достаточно ли я блуждал, терял и падал?

    Решусь ли цепи прошлого порвать?

    На тот вопрос, который я еще не задал

    Ответ волшебным мелом написать?

    Извините, понесло...

    Анна Штаер

    Бывая в родном городе наездами, я крайне редко встречаюсь с одноклассниками. А пару лет назад как-то вот «срослось» — и с ребятами так хорошо, содержательно, пообщались, и нашу любимую учительницу литературы решили навестить. Елене Михайловне тогда было далеко за 80. Мы здорово тревожились, не застанем ли старушку в деменции. И были потрясены, когда поняли, что она не только в прекрасном уме и лучше многих молодых ориентируется в современной жизни, но и помнит нас всех. Вообще — помнит ВСЕХ своих учеников, которых за полвека учительства были, наверное, тысячи. Кто за какой партой сидел, в каком году выпустился, какое сочинение писал на экзамене в выпускном классе, да и сами эти сочинения хранятся у нее аккуратными стопочками. В ту нашу встречу она подарила нам и наши собственные сочинения. И у меня защипало в носу, когда я узнала пожелтевшую тетрадку, подписанную старательной детской рукой...

    Потом мы несколько раз созванивались с Еленой Михайловной. Я получила от нее несколько писем — самых обычных, бумажных, написанных тем самым почерком. И мне захотелось рассказать ей про себя все-все, всю свою жизнь — показать ей, что ее нравственные уроки не прошли даром, хорошим человеком выросла ее Анечка.

    Сказано — сделано. Начала писать автобиографию, с того момента когда, «ушла со школьного двора» и отправилась учиться взрослой жизни. И через какое-то время встала перед дилеммой: с одной стороны, хотелось быть искренней, с другой — все рассказывать не хотелось... Не потому что было что-то стыдное, некрасивое, что нужно было скрыть. А потому что не могла я расстроить пожилого и такого светлого человека описанием неприятностей, испытаний, собственных ошибок и чужих подлостей. Сама-то я вспоминаю их с благодарностью. Не было бы их — не случилась бы я, такая, какая есть. Но как рассказать о них, чтобы произвести правильное впечатление, повернуть медаль нужной стороной, сделать свое жизнеописание свидетельством уроков, выполненных «на отлично»?

    Я справилась с этой задачей. Работа над письмом заняла несколько недель. Вначале попробовала писать от руки, но на третьей странице сдулась. Да и вряд ли Елена Михайловна смогла бы разобрать каракули, в которые превратился аккуратный девичий почерк. Потом оказалось, что решение было верным — на выходе получилось больше 30 страниц А4.

    Письмо я отправила весной. Летом мы с дочкой были в Брянске и навестили старую учительницу. Она была уже очень слаба и принимала нас, лежа в постели. Раковая опухоль, которую она отказалась оперировать: «В моем возрасте, Анечка, это уже не имеет смысла». На прощание она подарила нам свои собственные книжки, в которых подробно, год за годом описана жизнь нашей школы. Настоящая летопись.

    Осенью ее не стало...

    Я листаю эти книги, перечитываю ее письма, свою слегка «подретушированную» автобиографию и радуюсь тому, что все в моей жизни сложилось так, как сложилось. И мне действительно есть, чем гордиться и за что благодарить судьбу. Этот опыт помог мне взглянуть на себя по-новому.

    Недавно в статье Анатолия Иванова прочитала, что он пишет собственную автобиографию и находит в своем детстве зачатки качеств, которые проявились во взрослой жизни. Думаю, что формат «письма к близкому человеку» тоже может оказаться богат на инсайты.

    Фотографии#Креативность#Самоисследование