3 июня 2020

Опыт жизни.
Как извлекать уроки из того, что с нами происходит

11677 просмотров

Алан Бигулов
Философ-практик, занимается мировоззренческим консультированием и коучингом, ведет тренинги по самодисциплине. Записывает подкасты и ведет канал о личном опыте саморазвития.
  • alanbigulov.ru
  • vk.com/alanbigulov
  • t.me/importantlife
  • Несколько лет назад со мной произошла крупная неприятность — в один день я потерял практически все свои накопления (около миллиона долларов) и остался ни с чем. Со мной случилось то, чего боится, наверное, каждый.

    Это событие, помимо всей гаммы переживаний, заставило меня о многом задуматься. Так с нами и бывает — часто только глубокие потрясения вынуждают нас пересматривать и переосмысливать наше поведение и взглядов.

    Есть небольшой перечень крайне негативных драматических и трагических событий, которые обрушиваясь на человека, могут изменить его мировоззрение.

    Например:

    • предательство близкого человека
    • потеря близкого человека
    • сильное ухудшение здоровья
    • значительные финансовые потери
    • проблемы с детьми
    • масштабные резкие изменения в социуме (например, распад СССР)

    Есть и другие, но и этого списка достаточно, чтобы проиллюстрировать. Так вот, со мной случилось одно из этих событий. И я не находил себе места, чтобы понять, как я мог это допустить? Можно ли этого было избежать? Почему же я не сделал раньше то-то и то-то, чтобы этого не случилось?

    Но весь ход моих мыслей приводил лишь к чувству вины, что только усугубляло мое состояние. Я чувствовал, что мои мысли зациклились и я никак не могу поймать что-то главное в своих попытках понять произошедшее. 

    Так совпало, что в тот период я слушал философа Мераба Мамардашвили. В своих лекциях он часто возвращался к мысли о важности извлечения опыта:

    Если до происшествия я слушал эти лекции хоть и с большим любопытством, но все же в отрыве от своей текущей жизни, то в момент драмы вдруг остро понял, что мне никак не удается извлечь опыт из текущей ситуации. Я чувствовал свое полное бессилие. То, как я пытался осмыслить ситуацию, ни к чему не приводило.

    В тот момент я понял, что жизнь, конечно, учит человека, порой сурово, но вот научится ли он, усвоит ли урок или нет, зависит от того, умеет ли он эти уроки выучивать, есть ли у него такой навык.

    Из-за нехватки этого умения мы часто и наступаем на грабли, не будучи в силах вырваться из «дурной бесконечности», о которой упоминал философ.

    «Ок, уважаемый философ, — подумал я — убедил, опыт важно уметь извлекать. Но как?! Я вот сейчас нахожусь в той самой ситуации, когда мне жизненно важно извлечь урок из ситуации, чтобы понять, чтобы не повторить ее. Что именно и как мне нужно делать?»

    Но на этот вопрос у философа не было ответа. 

    Я много лет вел дневник и имел опыт рефлексии, но этого оказалось недостаточно. В тот момент важно было направить ход своего мышления по новому руслу, а не просто описывать свои состояния, мысли и события.

    Я обнаружил, что раньше мне не попадались методики, как извлекать опыт из прожитого. Это не значит, что их не существует, но видно, они прошли мимо меня. И я находился в таком состоянии, что искать было некогда.

    Мне нужно было прямо сейчас иметь понятный подход, как осмыслить сложившуюся ситуацию, как направить свое мышление в русло извлечения опыта и не дать себе погрузиться в болото отчаяния и негатива.

    Всю энергию глубокого стресса и переживаний я направил на разработку этого подхода/способа рефлексии по извлечению опыта.

    Сократу приписывают слова «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы ее жить». А поэт Бродский в одной своей речи как-то сказал:

    « … имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка… Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта».

    Умение выражать себя полнее и точнее с помощью языка есть следствие умения полно и точно мыслить. Значит мышление не должно отставать от жизненного опыта, иначе опыт остается не осмысленным, и как, следствие, не выраженным. Это делает проживание нашей жизни поверхностным и тягостным, а время жизни — утраченным впустую.

    Вот с этой проблемой неумения выразить/осмыслить происходящее со мной так, чтобы произошло изменение сознания, о котором упоминал Мамардашвили, я и столкнулся.  

    В течение некоторого времени после происшествия и многих неудачных попыток, удалось, как мне видится, найти ответ на вопрос: «Как именно извлекать опыт из событий жизни?»

    У меня родилась письменная практика «Опыт жизни». Я остановился именно на письменной форме, потому что так мне показалось легче достичь четкости и эффективности. При письменном выполнении легче войти в диалоговый исследовательский режим мышления с самим собой.

    Могу смело сказать, что практика «Опыт жизни» буквально «вытащила» меня тогда из негативных психологических состояний, и не дала им развиться.

    Именно благодаря «Опыту жизни» мне удалось справиться и наладить жизнь, можно сказать, заново. Практика «Опыт жизни» помогла мне задать себе правильные вопросы и найти на них ответы.

    Извлечением опыта в этой моей конкретной ситуации оказалось то, что мне удалось обнаружить скрытый сценарий мышления, который предопределил всю причинно-следственную цепочку, которая привела к этому событию.

    Я понял, почему именно это произошло именно со мной, что именно во мне предопределило это событие и почему этого никак нельзя было избежать в силу моих личных свойств.

    Найдя в себе, в своем способе мышления этот источник, я смог избавиться от негативного сценария. На физическом уровне почувствовал это избавление.

    И тогда я понял, что такое настоящее извлечение опыта — это не просто осмысление чего-то на уровне рассудка, но и неизбежное глубокое перерождение, изменение устойчивых чувственно-ментальных конструкций, установок, убеждений, ценностей, верований. И далее — изменение нашего поведения, действий, выборов.

    Моя жизнь значительно изменилась не столько в силу потери, но в связи с тем опытом, который мне удалось извлечь из этой потери.

    Наверное, здесь можно вспомнить роман Льва Толстого «Воскресение» — он, по сути, весь об этом, об том, как герой извлекает опыт из одного единственного эпизода молодости и впоследствии преображает всю его жизнь.

    Позже я доработал эту практику, расширил поле ее применения не только на форс-мажоры, но и на вроде бы малозначимые события жизни. Но они лишь кажутся таковыми по привычке, вернее по ее отсутствию извлекать из них опыт.

    Уровень обыденного мышления, которым мы оперируем в повседневном спокойном течении жизни, не располагает к извлечению опыта, как к специальной практике мышления. Так целые годы и десятилетия утекают как песок сквозь пальцы, оставляя в лучшем случае лишь горстку воспоминаний.

    Как воспользоваться практикой «Опыт жизни»

    «Опыт жизни» представляет собой практику структурированного письменного размышления. Это определенный алгоритм мыслительной письменной работы над «кирпичиками» нашей жизни — событиями.

    В практике выделяются несколько видов этих событий, которые практически целиком охватывают всю нашу жизнь.

    Освоение практики «Опыт жизни» разбито на шесть блоков, последовательное прохождение которых помогает овладеть письменной практикой. На освоение одного блока обычно отводится неделя.

    Вот содержание первого блока:

    Блок 1. Внешние события: «Что сделано»

    Внешнее событие — это один из «кирпичиков» из которых складывается содержание вашей ежедневной жизни. Внешним его делает то, что оно произошло в внешнем мире по отношению к вашему внутреннему миру переживаний. Это реальное свершившееся событие, того или иного масштаба. Это событие, по отношению к которому вы можете сказать, что оно произошло в вашей жизни, чему вы были свидетелями, участниками или непосредственными исполнителями/акторами.

    В течение недели мы работаем с только теми внешними событиями, в осуществлении которых принимали непосредственное участие в главной роли: мы это осуществляли, мы не были просто этому свидетелями. То есть это внешнее событие, которое было Сделано нами, для краткости мы так и называем эти события «Сделано».

    Эти события мы разделяем на два вида:

    «Хотел/а сделать и сделал/а», то есть событие осуществилось в соответствии с нашим намерением.

    «Не хотел/а сделать и сделал/а», то есть событие стало результатом как нашей внутренней или внешней уступки обстоятельствам/желаниям/и т.д, так и победы над оными.

    Таким образом разница между двумя этими видами Внешнего события категории Сделано — в отсутствии («Хотел/а сделать и сделал/а») или наличии («Не хотел/а сделать и сделал/а») какого-либо внутреннего конфликта или борьбы с собой.

    Упражнение первой недели:

    • Выявить за прошедший день 3-4 внешний события категории «Сделано».
    • Определить к каким разновидностям эти события относятся: «Хотел/а сделать и сделал/а», или «Не хотел/а сделать и сделал/а»
    • Описать суть первого события.  Начиная со слов «Это событие было для меня важным, потому что…», раскрыть важность этого события для вас.
      Следующие вопросы направляют ход ваших размышлений: «А почему это важно? Какой опыт я пережил/а в этом событии? Почему это опыт стал возможным? Что я узнал/а про себя через это событие? Чему меня научило это событие? Что я могу взять из него с собой, как важное приобретение?»

    По аналогии прорабатываются и другие события дня.

    За один день достаточно выявлять 3-4 самых важных события.

    Первый и остальные блоки программы освоения письменной практики «Опыт жизни» я выложил в свободном доступе на своем Телеграм-канале «Опыт жизни». Вы можете пройти их самостоятельно.

    Желаю вам извлечь опыт из того, что происходит с вами в жизни и изменить ее речение в том направлении, которое вы сами для себя выбрали.

    Саморазвитие#Осознанность#Письменные практики