3 марта 2019

Как не заблудиться в заблуждениях

6408 просмотров

Ирина Рыжкова
Пишет просто о непростом: эмоции, коммуникации, отношения... С недавних пор активно добавилась тема «дети-родители». Сюжеты историй берет из своей ежедневной профессиональной практики преподавателя и консультанта. А как любитель, пишет картины маслом, путешествует.
  • t.me/prosto4pro
  • Ничего не предвещало. Листали с моей семилетней подружкой книжку про Буратино. Ту, старую, из детства, с рисунками Леонида Владимирского. И вот, вопрос возник у нее вдруг:
    — Ир, а «ненастоящий очаг» — это как? Ведь он тогда и не очаг… Раз ненастоящий.

    Неожиданно.

    — Ну, да, — говорю, — не очаг. Просто картинка. Холст с рисунком.

    — Выходит, тогда не было у них никакого очага. Получается, что они заблуждались, так что ли?

    Вон, оно как.

    Вот это поворот в сюжете.

    Нравятся мне эти наши новые дети: с какой-то другой скоростью усвоения информации, с каким-то своим ракурсом восприятия, с таким «на равных» общением со взрослыми. Они мне столько сюжетов дарят, столько метафор – только успевай улавливать! Вот и сейчас – «не настоящий очаг» — это ж подарок просто!

    Буквально через пару дней я вновь услышала про «очаг», когда в серьезном, «между нами девочками», разговоре одна моя взрослая собеседница, пыталась найти оправдание своей хандре, которую она по-модному называла «депрессия»:

    — Я все это терпела и мирилась со многим, потому что просто хотела сохранить наш очаг.

    Как только я от нее это услышала, картинка с очагом сразу нарисовалась перед глазами.

    — Ты книжку про Буратино читала? — логично поддержала разговор я.

    Сказать, чтоб ее удивил вопрос, это ничего не сказать.

    — А при чем тут Буратино? — Она даже тон голоса сменила с «страдальческого» на «директорский», — Буратино-то тут при чем?

    — Сам-то он ни при чем. Вот Папа Карло…

    Представляю, что она в этот момент обо мне подумала. Но я рискнула продолжить:

    —  Папа Карло  — красавчик, конечно… Нарисовал на холсте очаг. Красивый! Правильный. Прям, вот от настоящего не отличишь. Повесил на стену и называл это «очагом». С его подачи и Буратино считал, что «очаг» — это «как у Папы Карло в каморке». Так и жили: один знал, что картинка — это не очаг, а просто картинка, а второй — в полной уверенности, что «очаг» именно так и выглядит.

    — Ну, да, так и есть.

    И мне показалось, что это «да-так-и-есть» было к каким-то собственным ее мыслям обращено, а вовсе не моему рассказу.

    — Так и жили… Пока один из них не проткнул своим любопытным активным носом холст. Проткнул и сильно удивился. «Очаг-то не настоящий»!

    Причем, удивился по нескольким пунктам сразу. Первое: сколько времени я жил с этой иллюзией! Второе: интересно, а Папа Карло сам-то в курсе, что всю жизнь называет «очагом» то, что очагом вовсе не является? Третье, и это уже интереснее становится: в дырочку в холсте просматривалась какая-то дверь. А дверь, это же всегда вход. Или выход…

    —  …И четвертое — она подхватила мой темп и интонацию, — что мне теперь со всем этим делать?

    — Вот и у него возник этот вопрос! Ну, а какие варианты? — я не спешила делиться своими.

    — Какие? Если нос сильно активный и любопытный, то — заглянуть дальше за холст, посмотреть, что там за дверь такая, — включилась она в мою рассказку.

    Я продолжила:

    — Заглянул. Посмотрел. Дверь древняя, вся в паутине, давно не используемая, пугающая какая-то. И кто его знает, что за ней. Риски, как ты понимаешь. И ключа нет.

    — Да, ключ-то не проблема. Там же все эти дуремары, черепахи, карабасы… Есть с кого спросить.

    — Значит, с одним вариантом «что делать» уже определились: называть картинку картинкой, а очаг — очагом, искать Ключ, открывать Дверь, шагать в Неизведанное. Короче, искать выход.

    — Который может стать входом…

    О, это мне уже нравится. Это уже не депрессивный «я-не-вижу-выхода» разговор.

    — Ну, да. Главное, при этом разобраться с понятием «очаг» и свериться с теми, с кем его строишь и сохраняешь. А то, может, каждый свое за этим понимает.  Допускаешь?

    — Допускаю. И надо перестать свои картинки навязывать, — уже совсем уверенно сказала она.

    — Согласна. Навязывать свои картинки — это пустое.

    — Но ведь тогда важно себе признаться самой себе: не живу ли я в навязанных кем-то картинках, образах, обстоятельствах. — Размышляла она сама с собой, и я ей была уже не нужна.

    — И признавайся. Кто тебе мешает.

    — Никто. Надо только перестать себя обманывать.

    — Кому надо? – не удержалась я от любимого вопроса.

    — Мне.

    — Так переставай. Если надо.

    — Ну, что, опять все так просто, да? — она не хотела сдаваться.

    Да, это и понятно, ведь «в депрессии» жить веселее: жалуйся на судьбу, плачь во все жилетки, главное  — ничего не делай, ничего не меняй, чтоб в любой момент можно было подружек на бутылочку хорошего вина созвать. Это же всегда железный повод: «Девочки, у меня депрессия…». А тут вдруг: дверь, выход, все так просто. Вроде и поплакаться не о чем.

    — Погоди, но это же, если признать, что очаг фальшивый и если дальше хочешь, все же, не обманываться, то снимаешь эту картинку, закрывающую дорогу и идешь вперед, строишь-перестраиваешь, — настойчиво резюмировала она. – А если не хочешь? Если не хочешь все это начинать?

    — Что не хочешь начинать?

    — Все эти «сверить по понятиям», «навязанные картинки», «не мои ценности», «самообман». Это же все вскрывать придется, от чего-то отказываться, в чем-то самой себе признаваться.

    — Ну, не хочешь — не начинай.

    — А как же тогда? Как же быть, ведь теперь-то знаешь, что очаг фальшивый, но эта дверь, за которой непонятно что... Пугает.

    — Так пугаться или нет — это же тоже тебе решать.

    — Иногда проще оставить все, как есть, — вздохнула она.

    — Тоже вариант.

    К чему вся эта история?

    Ведь «фальшивым очагом» может оказаться что угодно. Семья, отношения, здоровье, желание «быть в тренде», карьера, работа. Бывает так — проткнешь своим активным и любопытным носом привычное изображение и вдруг поймешь, что жил в иллюзии, а реальность — вот она, за холстом: неизведанная и непредсказуемая. И встает вопрос: снять обманчивый холст, чтобы перестать вводить в заблуждение себя и других, или же, расправив на нем складочки, стряхнуть пыль и водрузить на место. И продолжать всем демонстрировать...

    Выбор всегда за тобой.

    P.S. Всякий раз, когда выбираешь второе — дырочку на холсте аккуратно заштопать не забудь:)

     

    Саморазвитие#Психология