«Не люблю и не понимаю»: как дать искусству второй шанс
Впервые в Париж я приехала всего на три дня. На эту поездку меня уговорила подруга, заявив, что три дня лучше, чем ничего. Она знает город вдоль и поперек, и тащит за рукав тайными тропами.
9 марта 2021
8808 просмотров
Это было ярко. Я стояла в круглом зале небольшого музея, на стенах которого разместилась экспозиция работ Аристарха Лентулова. Стояла в самом центре и буквально физически ощущала мощный поток энергии, льющийся на меня с картин.
Дело было не в сочных красках, не в уверенных линиях, пропорциях, композиции. Вернее, не только в них. Я точно знала, что чувствовал художник, когда писал картины. Его свобода выражения проникала в каждую клеточку, заставляла расправить плечи, стать чуточку выше ростом и обрести крылья. Не для того чтобы взять кисть и начать рисовать, а для того чтобы проявлять себя так же свободно в любом своем действии, движении, мысли. Именно то чувство и то состояние, которое было мне тогда жизненно необходимо.
Чудесным образом (объяснимым, впрочем, с точки зрения психологии) при взаимодействии с произведениями искусства, природными явлениями, людьми и даже идеями в нас включается щедрый источник, открывается доступ к таким сокровищам, о которых мы могли и не задумываться. Главное — не пройти мимо.
Мы ярко реагируем лишь на те проявления внешнего мира, которые так или иначе являются частью нас самих. Обычно — притаившейся, скрывающейся частью.
В психологии подобное объясняется феноменом «тени», то есть наличием в сознании человека структур, тщательно скрытых, отвергаемых, не принимаемых.
«Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих», писал Карл Густав Юнг, который и ввел в аналитическую психологию понятие «тени». Что-то происходит внутри нас и заставляет замечать определенные качества энергии внешнего мира.
Особенно ценно вот что: «тень» служит источником информации, подсказкой, ключом не только к тем качествам, которые мы субъективно считаем неприемлемыми. «Тень» — это и хранилище силы и душевного потенциала. Замечать и обращать себе на пользу эти знаки можно буквально повсюду.
Предлагаю для начала присмотреться вот к этим источникам.
Совсем не обязательно быть знатоком искусства, чтобы с ним взаимодействовать.
Конечно, знания обеспечат глубину и многогранность восприятия, но начать можно и без них. Музыка, картины, балет, архитектура, все что угодно, что вызывает в вашей душе ответное движение. Отправляйтесь на концерт, в художественную галерею или на прогулку по городу и замечайте: как реагирует тело и мысли, какие образы рождаются. Как внутри становится больше пространства, в голове — больше ясности, в сердце — тепла.
То, что раскрывается и вырастает в вас в моменты встречи с искусством, и есть ваш ресурс, ваша энергия, которая приходит вместе с желанием делиться ею с миром. Делать то, что вы делаете, из особого состояния наполненности, щедрости, от избытка, а не от стремления компенсировать недостаток.
Живой, многомерный организм, мощный источник самых разных энергий. И речь идет не только о так называемых местах силы, обладающих особенной энергетикой.
Вспомните, например, что вы ощущаете, когда делаете самый первый шаг в морскую волну. А в океанскую, там будут другие оттенки? Мягкость и сила, настойчивость без грубости, упорство без упрямства.
Прогулка по лесу — густому и едва проходимому или светлому, сухому, прозрачному. Замечайте, какие разные отклики возникают у вас внутри.
Подножие горы — устойчивость и чувство опоры.
Высокий берег реки — свобода и легкость, точка зрения, охватывающая сразу множество контекстов (неоценимо в момент принятия сложных стратегических решений).
Гладь озера — безмятежность и покой.
Подумайте, где в вашей сегодняшней жизни вам могло бы пригодиться то или иное качество энергии, где и как вы могли бы его использовать.
Чувствуйте и замечайте то, что вы чувствуете. Какое богатство оттенков вы ощущаете и можете привнести в свою повседневную коммуникацию с миром!
Никаких страшилок об энергетическом вампиризме и токсичности! Мы о другом.
О том, что любой человек может быть нашим зеркалом. Зеркалом, отражающим и возвращающим нам наши собственные качества, до поры до времени сокрытые в недрах бездонной души. Богатейший ресурс, который так и ждет, чтобы вы приоткрыли дверцу и выпустили его на свет!
Так что в следующий раз, когда вы заметите, что к восхищению человеком примешивается тонкий, почти неуловимый оттенок непонятной тоски, не тоскуйте и не печальтесь, и не сотворите себе кумира. А лучше поищите в себе то качество, которое вам в этом человеке так нравится. Оно и ваше тоже! Если не справитесь сами, обратитесь за помощью к тем, для кого подобные чудеса — профессия, к психологу, коучу или наставнику.
Есть на эту тему прекрасная игра, легкая и искристая, как пузырьки шампанского. Игра девичья (не припомню ни одной девушки, которая бы ею не увлеклась), но мужчины, я думаю, могут при желании модифицировать ее под себя.
Все самое ценное, самое важное становится доступным, если помнить и практиковать всего лишь два свойства сознания: оставаться открытым и замечать.