Как стать художником за четыре часа
Вас ведь так же учили плавать, «отпустив» на глубине речки в селе у бабушки? А как вы впервые самостоятельно поехали на двухколесном велосипеде?
30 октября 2015
7110 просмотров
Меня окружает множество людей, которые считают себя далекими от творчества. Есть те, кто уверяют, что петь стесняются — им в детстве медведь наступил на ухо. Некоторые бьют себя в грудь, доказывая, что не умеют рисовать даже домик. Кого-то не пустили на вступительные экзамены в театральный институт.
Я думаю, каждый из нас легко может вспомнить фразу из детства, несознательно брошенную знакомым взрослым, которая заживо похоронила зародыши экспериментаторства и игры, либо покалечила творческого гения, обесценив его способности до банальных слов «так, ничего особенного».
Поэтому в современном мире «творческое начало каждого» — понятие категоричное и дуальное. Большинство прохожих на городских улицах так и продолжают идти по жизни, примерив на себя костюмы статистов, лишенные способности создать нечто уникальное.
А зря, ведь творчество каждого — на расстоянии выбора рискнуть и жить в удовольствие.
Я не мыслю своей жизни без творчества и поиска гармонии в хаосе повседневных задач. С детства бегала повсюду с кисточками, увлекалась десятками видов рукоделия, сочиняла несвязные тексты, вместо косметички с помадами всегда носила увесистый пенал, набитый карандашами разной мягкости. В магазине канцелярии меня до сих пор можно спокойно забыть на несколько часов. Вот только с терпением не сложилось. Мне довольно быстро все надоедает, не хватает динамики, рутина в любом деле просто убивает желание продолжать, поэтому раньше ожидание вдохновения больше ранило, нежели радовало. Из года в год моя творческая реализация существовала от случая к случаю, сопровождаясь двумя дилеммами:
— я воображала «что» изобразить, но не знала «как»;
— я знала «как» реализовать, но не понимала «что».
Как коуч, я часто разбираюсь с запросами и ценностями клиентов, сдерживающими внутренние прорывы.
Творчество же было моей вершиной, путем к себе. Я хотела докопаться до истоков, понять простые истины, чтобы помогать людям в поисках их уникальности.
Перечитав немало литературы, я ставила опыты на муже и друзьях, отрабатывала на них упражнения, которые должны были помочь разобраться в этапах творчества. Хотела найти причину, позволяющую мыслить неординарно по требованию. Что-то оправдывало ожидания, некоторые эксперименты терпели фиаско. На сегодня мне удалось оформить свои идеи в однодневный курс, где люди развивают навыки и приручают творчество.
При изучении разных трактовок, меня поразило то, что творчество — это не ожидание вдохновения, а кропотливый процесс работы, контролируемый и управляемый сознанием практически постоянно.
Выделяют четыре этапа творческого процесса, которые я привыкла называть подготовкой, генерацией, инкубацией и реализацией.
Раньше я была уверена, что в экспромте всё творчество. Находила идею, они ведь всегда под ногами, и... начинала мучиться, совершенно не представляя с чего начать и как продолжить, рвала и комкала страницы с обрывками фраз, швыряла эскизы, расстраивалась и не продолжала дальше, понимая, что ничего путного не выходит, все как-то бедненько.
Позже, зажигая людей на пути к большой цели, поняла: творчество, каким бы хаотическим и спонтанным не выглядело на первый взгляд, нуждается в банальном планировании, и чем обширней будет подготовка, тем более полноценным будет шедевр. Невозможно реализовывать творческое задание, не прогулявшись в обнимку с воображаемым результатом. Важно прорасти в суть вопроса, посмотреть на него со всех сторон, проанализировать каждую составляющую, убедившись в том, что ни одна важная деталь не упущена из виду. И наконец, влюбиться в какую-нибудь мелочь, особенную именно для вас, которая станет неким спусковым крючком и не отпустит до последнего момента, незаметно поддерживая на пути к достижению результата.
Когда-то учитель-архитектор на курсах дизайна интерьеров говорил: «Пока вы не пересмотрите тысячи стоящих журналов с качественными картинками одного стиля, вы так и не поймете, что такое стиль. Пока вы не сохраните несметное количество отсортированных фотографий в своих папках, вы не заметите разницы между столовой и гостиной. Пока вы не прочтёте тысячи книг, не просмотрите гигабайты фильмов и спектаклей, не посетите сотен выставок — вы не сможете привить себе вкус ко всему прекрасному, вы не будете различать красоту, гармонию и ритм, у вас не будет базы!»
В то же время поиск решений — самый длительный этап творчества, который зачастую нами игнорируется. Мозг обманчиво думает, что результат сразу должен быть уникальным, а все остальное — плагиат. Поэтому генерированию не уделяется должного внимания, ведь задача сформулирована, ее осталось только оформить. Но, увы, новые идеи на пустом месте не рождаются.
Приведу простой пример: наши дети часто просят нарисовать им что-нибудь. Мои мальчики могут месяцами донимать меня динозаврами. Впервые взяв карандаш в руки, я намалевала страшного зверя, больше смахивающего на пылесос на тонких ножках, а все потому, что ни в одном отделе мозга, который отвечает за визуализацию, данного образа не было, я никогда раньше его не изображала. Полезла в интернет, скопировала на лист динозавра. Этот больше был похож на правду. Третьего я уже неплохо рисовала по памяти. Сегодня у меня на счету великое множество диплодоков, трицератопсов и Рексов. Они хороши, к тому же сильно отличаются от той первой скопированной картинки. Они особенные, в каждом из них просматривается мой неповторимый стиль.
Только копируя, комбинируя, изучая предыдущий опыт, мы формируем базу образов, наращиваем мышечную массу на теле собственного творчества.
Многие из нас знают, что желания нужно отпускать и тогда они обязательно исполнятся. Это необъяснимая магия, которая работает вопреки всем здравым законам логики.
Этому этапу мы сами часто не даем шанса, потому что устаем от генерирования и ожидаем мгновенного озарения. Стоит позволить подсознанию выполнить работу за нас — забыть про задачу на некоторое время, отпустить ее, переключится и не вспоминать, просто наблюдать за тем, что будет происходить.
В свое время это был жестокий удар по моему терпению! Это, во-первых. Во-вторых, я ужасная Фома неверующая, все должно быть под контролем. На простом упражнении мне представилась возможность понаблюдать за процессом синхронизации. В жаркий июльский день меня вывели на поляну и попросили за пять минут сфотографировать на телефон двадцать элементов желтого цвета, среди вездесущей зелени. Стратегии поведения лезли одна за другой: сначала я долго искала идеальный желтый цветок, через какое-то время поняла, что можно находить компромиссы и фотографировать желтые прожилки в зеленых листьях. Когда сказали, что времени в обрез, я плюнула, отпустила ситуацию и начала замечать все, отдаленно напоминающее желтый цвет: желто-коричневую кору, желто-оранжевую бабочку, песок, заколку ведущей. Когда задание закончилось, желтый цвет начал просто таки прыгать на меня со всех сторон. Оказалось, что в элементах собственного гардероба желтого было предостаточно, в процессе выполнения задания я даже не заметила желтые шнурки на своих кедах.
Этот простой эксперимент научил меня одной истине: если абстрагироваться от ожидания результата, озарение приходит внезапно и отовсюду в виде повторяющихся знаков и правильных ответов.
Я точно знаю, если я достаточное количество времени уделила поиску решений, а затем не контролировала, переключившись на совершенно иное задание, этап оформления — лишь следствие, выраженное в конкретных действиях.
Я подружилась с творчеством, когда поняла: это не сложная абстрактная фантастика, а стандартные этапы, большинство из которых контролируются, осознаются и развиваются.
Творчество — это динамика, маятник, авантюризм, смелость, вседозволенность, проявление чувств.
Творчество, какое бы оно ни было — научно-техническое, философское, детское, организационное либо художественное, позволяет по-новому взглянуть на устаревшую проблему, дает возможность быть на шаг впереди остальных, упрощает поиски путей решений, толкает к саморазвитию, наполняет повседневную жизнь яркими красками.
Творчество живет не только в мастерских именитых художников и на театральных сценах, оно в повседневности, в каждом движении среднестатистического человека, в любой деятельности, от которой человек получает удовольствие.
Творчество — откровенная правда перед собой, аттракцион, от которого захватывает дух и который в силах изменить маршрут вашей жизни.
Интересные комментарии
Ольга, спасибо. Ваша статья как раз в тему! Поделюсь ей с сестрой, у нас только сегодня разговор об этом состоялся.
Рада быть полезной)
Замечательная статья. Спасибо. Вы подтвердили мои убеждения о том, что если на первом этапе начать с копирования чьих-то работ, то это вовсе не плагиат, а вхождение в творчество.
Я не умею рисовать, но начав копировать рисунки с интернета, я набила руку и сейчас справляюсь сама. Порой, конечно, беру чью-то идею, но применяю совсем другие техники, другие краски, другие материалы, и получаю своё собственное произведение отличное от оригинала. Не знаю насколько эту работу можно считать моей собственной,но меня теперь не пугает, что мне могут указать на плагиат. К тому же я не скрываю, что рисовать не умею, а вот декорировать по-своему - это уже моя заслуга. Права ли я или это самоуверенность?
Спасибо ещё раз.
Ира, спасибо за искренний комментарий.
ИМХО, во все века копирование, компиляция, эксперимент с использованием работ профессионалов, если вы называете копию копией, а не присваиваете себе первенство,- прямое признание высокого уровня мастера!
Ольга, и мне Вы оказались очень полезной!!! Ваша статья прямо ложка к моему творческому обеду. Вот нет вдохновения-все, опускаю руки, жду прихода. А ведь его можно создавать. И ведь интуитивно это и происходит-когда лезешь в интернет смотреть картинки, например. Просто не осознаншь, что это тоже подготовительный этап. И он ПРОСТО НЕОБХОДИМ. Еще раз спасибо, полегчало!
Анастасия, спасибо) Ну ведь правда же, что планирование в творчестве - это не расточительство личного времени, а главенствующая необходимость.
великолепная статья! спасибо!!
благодарю!