Тонкое искусство забивать
Представляем вашему вниманию цензурный перевод статьи Марка Мэнсона The subtle art of not giving a fuck, если у вас крепкая душевная организация, читайте нецензурную версию на русском.
7 апреля 2019
16088 просмотров
Как выработать привычку жить осознанно? Как раздвинуть собственные границы и научиться понимать других? Дейв Грей сформулировал эти идеи в виде визуального ролика. А мы перевели его содержание для вас.
Очень часто мы действуем неосознанно. Живем на автопилоте, следуя алгоритмам, подчиняясь рутине и устоявшимся привычкам. В один прекрасный момент, обратив внимание на то, чем вы занимаетесь, вы обнаруживаете, что вольны поступать и ощущать себя совершенно по-разному.
Верить или не верить. Что сказать, а о чем промолчать. Что сделать, а что оставить в покое. О чем думать, а о чем нет. В любой ситуации у вас есть сотни, может, даже тысячи вариантов. Когда вы действуете на автопилоте, вы не замечаете этих опций.
Когда выбор становится осознанным, а не бессознательным, вы приобретаете способность перестраивать ваше сегодняшнее я. Так, выбор за выбором, вы моделируете свое будущее.
Сознательно формируя свою личность, вы избавляетесь от ряда ненужных привычек и открываетесь новым возможностям и перспективам. Есть тысячи моделей человека, которым вы можете стать.
Сознательно формируя себя, вы одновременно с этим создаете новые возможности для других людей, поскольку они взаимодействуют с вами и реагируют на вас.
Все это начинается с состояния «здесь и сейчас», когда вы обратили внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас в данный момент.
Такой образ мышления является частью практики, которую я называю liminal thinking — «пограничное мышление».
Liminal в переводе с латинского означает «порог». В буквальном смысле порог — это дверной проем. Но порог также может быть отправной точкой, начальной стадией перехода от одного к другому — порогом перемен. Например: «Мы стоим на пороге новых открытий». Порог это так же предел, границы, обозначающие переход от одного состояния к другому. Например, когда что-то происходит подсознательно, за порогами нашего восприятия. Точка замерзания — порог, обозначающий превращение воды в лед и наоборот.
Лиминальное или пограничное мышление — это искусство находить, создавать и использовать жизненные границы, чтобы производить изменения. Это способ взгляда на ситуацию с позиции осознанности, а не индивидуальных взаимодействий. Это своего рода сознательность, которую можно применить к обществу, в котором мы живем и работаем.
Лиминальное мышление — это искусство находить, создавать и раскрывать потенциал. В этом видео я подробно объясняю концепцию лиминального мышления:
Начну с притчи о слоне. Вы знаете эту историю? Вот слон. Один король собрал в своем замке слепых со всего города. Затем завел в комнату слона и попросил гостей описать объект. Слепые люди устроили большой спор. Один из них начал ощупывать хобот, другой хвост, кто-то трогал бока. И они никак не могли прийти к общему решению. Один говорил: «Это стена», другой говорил: «Это змея», третий утверждал, что это веревка. Четвертый трогал ухо и говорил, что это опахало.
В чем суть этой истории? Представим, что слон — это реальность. Смысл в том, что все мы по-своему слепы. Мы все видим лишь малые аспекты реальности. И мы никак не можем прийти к согласию, ведь каждый из нас видит истину, но это лишь часть правды. Дело в том, что каждый из этих слепых людей говорит то, что считает правдой и что отвечает его опыту. Но никто из них не знает всей правды.
Мир в виде слона — это другая древняя идея, представление, что весь мир — это спина слона. Мы назовем это реальностью. Слон — это реальность. Но реальность это также нечто непостижимое. Можем назвать спину слона также как «непостижимое». Никто из нас не видит всей правды, все мы имеем дело лишь с ее частью. Вот как это работает.
Каждый из нас имеет свой жизненный опыт за плечами, наблюдения, события, все, что мы пережили. Мы наблюдаем, испытываем. У каждого из нас будет свой, отличный от других, опыт, так сказать, достаточно локальный.
В основе этого опыта лежит наш выбор. Мы знаем наши приоритеты. Мы не можем замечать все вокруг, наш мозг физически не настолько силен. Мы обращаем внимание лишь на те вещи, что нам важны, обычно на вещи, имеющие отношение к нашим потребностям. Отталкиваясь от наших приоритетов, мы делаем предположения. От предположений мы переходим к заключениям. И, основываясь на выводах, мы формируем убеждения.
Говоря «убеждения», я имею в виду все, что мы считаем, что знаем.
И вот мы — стоим на вершение своей пирамиды, которую сами создали, но в действительности считаем, что стоим на «земле».
Вот наша воображаемая «земля». Мы воспринимаем наши убеждения, вещи, которые считаем, что знаем, как реальность.
Когда я рассказывал притчу о слоне и слепых людях, в вашей голове возникла картинка слона. Но вы же в самом деле не верите, будто у вас слон в голове, прямо под вашим черепом? Однако мы действуем так, как будто верим. Наше представление о слоне, змее, опахале, о стене или веревке является для нас единственной правдой. И мы действуем, веря в это. Для нас наша правда — единственная существующая правда.
Что такое очевидная истина? Это набор правил и утверждений, которые мы никогда не подвергаем сомнению. Мы формируем своего рода пузырь вокруг очевидных для нас вещей. Мы также включаем в него тех людей, которые склонны разделять наше видение. Обычно это люди с похожим опытом, возможно, выросшие в похожей на нашу среде. Мы создаем этот пузырь. И он раз за разом подтверждает правильность наших выводов. Это своего рода самоуправляемая логика, которая редко подвергается проверке.
Существуют исследования об Иракской войне. Целью высадки американских военных в Ираке, обозначенной администрацией Белого Дома, было остановить Саддама Хусейна, поскольку он обладал оружием массового поражения. Когда стало известно, что у иракцев не было никакого оружия массового поражения, я стал задаваться вопросом — почему люди продолжают утверждать обратное? Многие обосновывали свою точку зрения так: если мы отправились туда, значит, была причина.
Очевидно, что мы начинаем с выводов: раз мы сделали что-то, значит, на то была причина. Снова и снова эмпирические исследования демонстрируют, что мы начинаем с выводов, в которые хотим верить, поддерживаем людей, которые в нашей «команде» и так далее.
Мы начинаем мыслить в обратном направлении, от выводов к причинам, создавая рациональные связи. Это и есть самоуправляемая логика.
Представьте, что вы выросли в христианской стране. Ваш опыт преимущественно христианский. А здесь возьмем человека, выросшего в мусульманской среде. Как вы думаете, ваши пирамиды будут отличаться? Определенно у вас с ним будет разный опыт и наблюдения, разные потребности. Поэтому в приоритете у вас будут разные вещи. Как следствие — разные предположения, разные выводы и убеждения. Каждый из вас будет создавать свой пузырь, свою совокупность убеждений, отличающихся от другого. И тут начинает работать самоуправляемая логика.
Допустим, что есть некая новая идея. Чья это идея, на какой пирамиде она основана — мы не знаем. Может, ее создатель разделяет часть опыта с нами, а может, и нет. Как мы придаем смысл новой идее?
Мы ищем связь с нашим внутренним миром: как это соотносится с тем, что мы уже знаем, подходит ли это к тому, что мы уже знаем? Если это совпадает с тем, во что мы уже верим, чаще всего мы принимаем эту новую идею.
Кроме того, мы можем опробовать новую идею и посмотреть, как она сработает.
Однако проблема в том, что если идея никак не резонирует с тем, что вы уже знаете и принимаете как очевидное, она будет незамедлительно отвергнута. Мы отвергаем вещи, которые не совпадают с нашими убеждениями. Идеи из другого пузыря будут просто отвергнуты, причем процесс этот идет в обоих направлениях. Мы получаем нарастающий конфликт.
Если вы будете отвергать идеи, которые не соотносятся с убеждениями, принятыми внутри вашего пузыря, вы никогда их и не опробуете. Ведь идеи, которые приходят извне, вероятно приведут к изменениям в ваших убеждениях.
Самоуправляемая логика защищает нас от новых идей, которые вызывают изменения и расширяют наши убеждения. Это своего рода защитный слой, внутри которого мы ощущаем себя в безопасности. Мы любим определенность, мы любим безопасность. В действительности пузырь защищает нас от туманности и страхов, которые неизбежны при соприкосновении с реальностью.
Факт в том, что реальность неопределенна. Земля двигается под нашими ногами все время, очень-очень медленно. Я сам начал замечать, читая газеты, что мир меняется, вещи меняются: ничто не остается неизменным навсегда. Все меняется.
Многие мои друзья еще тридцать лет назад знали, что индустриальный мир идет к закату, но не покидали его, оставались внутри пузыря и использовали самоуправляемую логику, чтобы защитить себя от неопределенности, почувствовать себя в безопасности.
Логика, которая защищает нас от новых идей, сохраняет неизменными и наши убеждения. Те немногие новшества, которые мы пробуем, чтобы узнать их важность — это то, что смогло пробиться сквозь нашу защиту. Мы пробуем лишь то, что уже одобрено нашим внутренним критиком. Так мы создаем своего рода самоуправляемый пузырь, который может представлять для нас серьезную опасность.
Давайте представим, что вы выросли в одном городе, никогда его не покидали, вокруг вас всегда были одни и те же люди. Вероятнее всего, ваши приоритеты, утверждения и убеждения будут очень ограниченными. И вот вы, на вершине такой пирамидки. С одной стороны, чем меньше ваш пузырь, тем более защищенным вы будете себя ощущать. С другой стороны, тем больше вещей из внешнего мира будут вызывать у вас страх. Чем пирамида больше, тем она устойчивее и крепче.
Все происходящее вокруг (я добавлю немного цвета) для нас — бессознательно, своего рода подводный мир. Все построение убеждений — это не то, что мы делаем сознательно. Люди ссорятся, происходят конфликты. Как мы решаем подобные проблемы?
Самый лучший способ — сделать процесс осознанным, захотеть понять, как вы создаете свою пирамиду убеждений. Взять фонарик и взглянуть вниз, начать разбирать вашу собственную пирамиду: «Почему я верю в это? К каким выводам я пришел? К каким утверждениям? Каковы мои приоритеты и нужды? Почему я рассматривал это как приоритет?»
Мы можем начать отсюда и пойти к пирамидам убеждений других людей. Чтобы сделать это, мы должны найти способ, во-первых, разобрать нашу собственную пирамиду, а, во-вторых, научиться понимать убеждения других людей, и как они пришли к ним. Это не означает, что мы должны со всеми соглашаться. Это лишь означает, что мы должны выйти из своего пузыря на какое-то время.
Как мы это сделаем? Для начала мы должны прекратить судить и верить словам. Люди говорят и поступают так, как кажется логичным для них.
Если чьи-то слова кажутся вам лишенными смысла, значит, вы упускаете что-то. Вы думаете, что этот человек ненормальный, не в себе. Но он не сумасшедший. Для него это имеет смысл.
Я еще много могу говорить об этой теме. И со временем я выскажусь. Это начало того, что я называю «лиминальное мышление». Это навык, который, по-моему, будет самым важным для лидеров в XXI веке. Все больше и больше столкновений происходит в нашем мире. Лиминальное мышление — это способ объединить людей и идеи, расширить наше восприятие мира, чтобы мы могли лучше видеть мир и общаться.