4 сентября 2015

Дельнара Эль: «Жизнь — вот что самое интересное в зарисовках»

6597 просмотров

Юлия Скрипник
Тренер по скорочтению, профессиональный коуч, книжный сомелье, блоггер. Верит, что человеческие способности гибкие, и что их можно развивать, в том числе скорость чтения, мышление, креативность, память, интуицию, осознанность. Считает, что книги с описанием опыта, идей, историй людей — бесценный способ познания мира и безграничная возможность самостоятельного образования. За 14 лет изучения российских и зарубежных школ и книг по развитию мозга и скорочтению, создала свою систему по работе с информацией. Проводит корпоративные и индивидуальные тренинги.Увлекается фотографией и бадминтоном.
  • yuliya-skripnik.ru
  • vk.com/skripniky
  • Благодаря проекту «100 дней рисования» я продолжаю случайно находить интересных творческих людей. Неделю назад, например, я познакомилась с Дельнарой Эль, которая создаёт потрясающие артбуки. Она рассказала о многих секретах и полезностях, которые помогут создать вам свой артбук или тревелбук, даже если вы в последний раз держали в руках кисточку в третьем классе.

    — Дельнара, расскажи про себя немного. Как ты стала художницей?

    — Честно говоря, я не знаю где тот рубеж, после которого можно сказать: «Я художник!», тем более, что это такое обширное понятие. Мне нравилось рисовать с детства, но я не могу сказать, что я этим «горела». Меня больше интересовали точные науки, в итоге это стало моей профессией, а рисование (вместе с фотографией и рукоделием) — увлечения, которые были всегда рядом, много лет. А потом мне так сильно захотелось заниматься только творчеством, что я сменила приоритеты. Теперь это моя жизнь :)

    Ты фрилансер? Где ты работаешь? Расскажи про свои проекты.

    — Последние пять лет — да, я фрилансер. Во время своей последней работы по специальности в архитектурном бюро я увлеклась всерьёз украшениями ручной работы и когда они стали приносить стабильный доход — ушла с постоянной работы. Это была такая эволюция от полимерной глины до украшений из серебра и натуральных камней. Параллельно я начала много рисовать, выкладывала свои работы в Живом Журнале и как-то совершенно случайно родилась идея проекта Артбук-мания.

    Дельнара Эль
    Художник, дизайнер украшений.

    Мне хотелось делиться своим опытом и вдохновением и я даже не представляла, что это вызовет такой ажиотаж. Это была серия бесплатных курсов-флешмобов, посвященных рисованию и разным его аспектам. За первые два года было более 2000 участников, несколько тысяч работ, десятки тысяч комментариев.

    Это был огромный такой опыт и статистический материал, переработав который, я пришла к выводу, что взрослым людям мешает начать рисовать примерно один и тот же набор стереотипов. Например, что художником нужно родиться или что шедевры должны получаться сразу. У меня был примерно такой же и главное, что я помню все этапы развития, свои страхи и ошибки. И когда я начала об этом рассказывать, оказалось, что это вдохновляет людей и они начинают рисовать. И главный мой вывод — рисовать может каждый! Только нужно помнить, что творчество — это не конечный пункт назначения, это бесконечный процесс, как и развитие.

    А сейчас проект Артбук-мания расширился до онлайн-курсов, арт-путешествий и журнала, над которым работают более тридцати прекрасных художников. Только с начала этого года мы провели более двух десятков мероприятий в разных странах и городах и их участники продолжают между собой общаться и дружить. Мне кажется, Артбук-мания уже стала сообществом, которое существует само по себе. И это меня бесконечно радует.

    Когда ты начала заниматься Артбуками? Чем они тебя привлекают?

    — Около пяти-шести лет назад. Мне очень нравилась идея визуального дневника и в особенности тревелбука — дневника путешествия. Во время одного из путешествий по Крыму, как раз лет пять назад, я рисовала каждый день в блокноте впечатления о прошедшем дне и вклеивала туда моментальные снимки мест где побывала. И потом оказалось, что эта поездка запомнилась намного лучше, чем все предыдущие.

    Достаточно было открыть блокнот и тебя просто окатывало эмоциями и переживаниями, звуками, запахами тех мест, в которых ты находился пока рисовал. По-моему, это лучшее, что можно привезти из путешествия. И артбук хранит намного больше воспоминаний, чем любые фотографии. И с тех пор я уже просто не могла остановиться.

    Как рождаются идеи для твоих работ?

    — Идеи — это всегда синтез увиденного, прочувствованного, пережитого, прочитанного... В последнее время я в основном рисую в путешествиях и о том, что увидела, но иногда бывает рождается такой рисунок, что отследить все составляющие невозможно.

    В какой момент жизни ты нарисовала самые красивые страницы своего Артбука? Кстати, сколько всего их у тебя насчитывается в данный момент?

    — По статистике — в самые кошмарные :) После 50-километрового трэккинга по жаре с рюкзаком, например. Думаю природа этого такова, что только когда полностью отключаешь контроль и отдаешься процессу — получается самое красивое.

    По поводу количества артбуков — сложно уже сказать, я их складирую дома, в Киеве. С собой у меня сейчас четыре. Навскидку помню еще около десяти, которые остались дома. И толстая папка работ, сделанных на отдельных листах. Помню, на первый артбук у меня ушло почти два года, а вот сейчас они так быстро заканчиваются, что аж досадно :)

    — Что тебе нравится рисовать больше всего? Какая у тебя любимая часть творческого процесса?

    — Морские сюжеты и путевой дневник, особенно какую-то эмоцию или происшествие в дороге. А за последний год появилось столько историй из путешествий, что хочется их теперь отдельно проиллюстрировать. Любимая часть творческого процесса — это переход от наброска к работе цветом и линией. Никогда на самом деле не знаешь куда уведет тебя вдохновение и тут есть какая-то своя особая магия.

    Рисуешь ли ты людей? Как реагируют незнакомые, когда замечают, что ты их рисуешь? И самое главное, как реагируешь ты сама :)

    — Пока нет, очень редко. Жутко стесняюсь, но планирую в ближайшее время это исправить. Сама — спокойно реагирую :)

    — Какие материалы ты используешь для создания своих работ? Какие блокноты и инструменты для работы в артбуке ты рекомендуешь?

    — Чаще всего это лайнеры и акварель, иногда маркеры. За это время уже перепробовала множество материалов. Из блокнотов больше всего люблю те, которые с бумагой ручной работы, но они редко встречаются, потому часто заказываю изготовление блокнотов с любимой бумагой. Люблю также акварельные молескины и индийские блокноты KHADI. В последнее время пользуюсь такими материалами:

    ● лайнеры Faber Castel, Micron, Sacura, Copic;

    ● акварель Schminke, Sennelier;

    ● маркеры Copic.

    Рекомендовать что-то сложно, ведь у каждого свои вкусы и предпочтения, главное тут, пожалуй, все же использовать качественные материалы.

    Поделись, пожалуйста, дневниковыми лайфхаками. То, что позволит делать интересные зарисовки и не будет отнимать много времени. Или может быть что-то для вдохновения.

    — Наверное, самое главное правило — это научиться расслабляться и не бояться пробовать новое. А еще очень здорово смотрится экспрессия, но для нее тоже нужно сперва расслабиться и перестать бояться испортить разворот блокнота. Брызги, кляксы, вырезки и наклейки — всегда могут спасти даже самую неудавшуюся зарисовку. Если рисуете в путешествии — обращайте внимание на детали, пишите собственные эмоции и впечатления!

    Вот правда, куда интересней увидеть настоящую эмоцию или переживание человека, пусть даже совершенно неумело нарисованные, чем стотысячную открыточную достопримечательность или пейзаж, доведенный до совершенства. Тем более в наш удивительный век, когда для передачи реальности уже существуют фотоаппараты, а ценность приобретают именно авторский взгляд на вещи, видение художника, рисунки, пропущенные через уникальный опыт и мир каждого человека. Жизнь — вот что самое интересное в зарисовках.

    Чьими работами ты сама вдохновляешься? На страницы каких художников заходишь регулярно?

    — У меня плохая память на имена и очень большая лента, полная художников со всего мира. Любимая серия книг для меня, просто идеальное воплощение тревелбука — это серия книг Graham Byfield совместно с разными авторами, скетчбуки о разных городах и странах. Этой зимой, будучи на севере Таиланда, я попала в библиотеку где были все эти книги вместе, чуть не осталась там жить :)

    Как ты вырабатывала свой стиль? Как бы ты его охарактеризовала? В чем его особенности?

    — Моя любимая техника — это акварель плюс графика (лайнер или тушь, иногда маркер) и если смотреть все мои артбуки, то она четко прослеживается с самого начала. Мне кажется мой стиль еще формируется, потому что мне интересно пробовать новое, сейчас я углубляюсь в акварель и много работ появилось чисто в этой технике. Но когда спрашивала друзей и знакомых — они ассоциируют со мной именно акварель с графикой.

    Что самое сложное в жизни художника?

    — Думаю, быть довольным своими работами. По своему опыту и исходя из общения с другими художниками, мы всегда чем-то недовольны. На самом деле это хорошо, в этом заключается рост и развитие, но внутреннего перфекциониста все-таки иногда хочется придушить :)

    Как художнику заработать?

    — Работать. Я считаю, что если вкладываешься в дело с душой и полной отдачей, то рано или поздно это принесет плоды. И нужно общаться с другими людьми, анализировать их опыт и окружающий мир, который постоянно меняется.

    Посоветуй, пожалуйста, книги и пособия, которые помогут создавать классные артбуки.

    — К сожалению, почти все книги, которые я знаю на эту тему — изданы на английском языке. Но меня очень обрадовала новость, что книгу Кэти Джонсон «Артбук» издательство МИФ выпустило на русском. Я ее купила несколько лет назад на английском, вместе с UrbanSketching и ArtistDaily и многим давала эти книги для вдохновения. Вообще, очень люблю это издательство и книги Натали Ратковски, конечно же, тоже читала, она замечательная и очень вдохновляет. Еще из книг на русском могу порекомендовать «Альбом ваших идей» Шайнбергера и «Ключи к искусству рисунка» Берта Додсона.

    Как ты развиваешь свой стиль?

    — Много рисую, смотрю работы других художников, читаю книги и все время пытаюсь пробовать что-то новое.

    Какие планы на будущее?

    — Не хочется их пока разглашать, но в целом я думаю оформить весь полученный опыт и вдохновение от путешествий в что-то полезное и цельное. И учиться новому, и двигаться дальше.

    Напоследок хочу пожелать всем читателям верить в чудеса, собственные силы и ничего не бояться (в особенности — творить!). Пусть мечты становятся реальностью.

    Интервью#рисование

    Интересные комментарии

      Марина Такано
      4 года

      Скажите, а где можно узнать информацию о ваших онлайн курсах?

      Кристина
      4 года

      Очень вдохновляющая статья! Недавно наконец стала регулярно рисовать в скетчбуке, пока прямо трэвэлбук завести не получается, медленно рисую, но отдельные странички уже стараюсь заполнять впечатлениями либо во время, либо после каких-то поездок/прогулок. Рисование - это способ и созджать что-то из ничего и просто развить фантазию и отвлечься от каких-то проблем :)