Инженер, блоггер, ненасытный читатель и мечтатель. Один из основателей интернет-журнала Synderesis.ru, который бесплатно и на регулярной основе выкладывает переводы книг зарубежных авторов о саморазвитии и минимализме. Ищет способы помочь молодым людям в своем маленьком городе Уральск (Казахстан), которые только учатся управлять своим временем и видеть свои цели.
Гани Султанов продолжает радовать нас содержательными интервью с интереснейшими людьми. В этот раз он пообщался с известным иллюстратором и автором книги «Визуальные заметки» Майком Роуди.
Продолжая тему скетчноутинга, которой посвящены «Визуальные заметки», Майк Роуди выпустил вторую книгу — «The Sketchnote Workbook» как дополнение к первой, имевшей большой успех. Она пока что не переведена на русский язык.
— Откуда вы черпаете вдохновение? Как это вдохновение повлияло на сочинение ваших книг о скетчноутинге?
— Я черпаю вдохновение из долгих лет работы и наблюдения за тем, как другие решают проблемы. Каждый человек вокруг меня учит меня чему-нибудь новому каждый день и бросает мне вызов попробовать нечто новое. Книгу мне хотелось написать всегда, но я не знал, о чем она будет. Когда настало подходящее время, все способствовало тому, чтобы книга «Визуальные заметки» вышла в свет. От тех, кто написал вступление, до издателей и друзей, таких как Брайан Артка, мой видеорассказчик. Он помог создать книгу и видео.
На процесс создания «The Sketchnote Workbook» очень повлияли комиксы и мультфильмы из моего детства и подросткового возраста. Я наслаждаюсь смесью визуальных и вербальных элементов, которые предлагают комиксы, поэтому использовал их в качестве шаблона для создания веселой визуальной книги.
— Рекомендуете ли вы планировать свой день или месяц, используя скетчи? Помимо ментальных карт, что еще может быть полезным, когда речь заходит о тайм-менеджменте, приоритетах и других скучных вещах?
— Я думаю, скетчи помогут с этими небольшими ежедневными занятиями. В этом году я начал вести учет своих дней в ежедневнике Moleskine, и постоянно использую маленькие иконки в своих задачах или для описания концепций в книге. Возможность выражать самого себя вербально и визуально при помощи таких записей была очень полезной. Вот статья, которую я написал для The Cramped о своей системе маркировки.
«The Sketchnote Workbook» сосредоточится на использовании скетчей для генерации идей, планирования проектов, выражении идей и даже для работы с документами. Скетчи занимают важное место в моей ежедневной жизни, и, я надеюсь, другие тоже смогут адаптировать этот инструмент для своих целей.
— Многие люди просто сомневаются, что выражение себя посредством скетчей им поможет. Возможно, им сказали, что они не чертежники, не художники или кто-то еще. Так что же делать?
— Я бы сказал, что все мы, люди, являемся визуалами. Вопрос не в том, какой вы «художник», а в том, есть ли у вас идеи, которые могут быть выражены визуально. Людей часто останавливает их представление, что рисунок — это вид искусства. Это заблуждение основывается на том, что их умение рисовать надо сравнивать с какими-то эталонами, вроде работ талантливых художников. Но это совсем не то, чем является скетчноутинг.
Точно так же, скетчи помогают вам выразить ваши идеи визуально. Идеи, а не искусство.
— С чего начинается творческий процесс?
— Я думаю, ежедневные дела предоставляют нам достаточно озарений. Фишка в том, чтобы замечать вещи вокруг нас. Часто мы слишком заняты жизнью и не обращаем внимания на мелочи. Когда я замедляюсь, чтобы наблюдать за деталями, то нахожу отличные идеи и новые возможности, которые находятся прямо передо мной.
— Как вы управляете временем, которое остается после работы над книгой и скетчинга?
— Это сложная задача. У меня есть жена, семья и ежедневная работа, которой надо управлять. Так что это может быть трудным. К счастью, есть семья и друзья, которые нас поддерживают, компания, на которую я работаю. Все это делает возможной работу над моей текущей книгой. Без помощи близких эта книга умерла бы в безвестности.
При обычных обстоятельствах это — вопрос приоритетов. Я избирателен в том, как следует обращаться со своим временем, я часто говорю себе и другим «нет», что делает возможным выполнение дел, в которых я вижу больше пользы, например, написание книг, выступления и проведение мастер-классов.
— В каких ситуациях вы предпочитаете писать, нежели рисовать скетчи? Когда вы делаете именно рисунки?
— Я рассматриваю скетч как ползунок контроля баланса на радиоприемнике. На одном конце находится текст, на другом — только графика. Обычно я нахожусь где-то посередине, и могу отрегулировать ползунок, чтобы соответствовать ситуации. К примеру, на заседании комитета или совета, где нужно уловить множество важных деталей, я могу использовать маленькие иконки в качестве группы образов, чтобы подчеркнуть насыщенные текстом заметки.
Если я слушаю выступление TED, то больше сосредоточен на идеях и на том, как я смогу их применить. Соответственно, большее внимание я буду уделять рисункам и образам лишь с небольшими текстовыми заметками, как дополнение к визуальному содержимому.
Это вопрос правильного сочетания текста и рисунков в конкретной ситуации, и тут нет верного или неверного ответа.
— Как выглядит ваш рабочий стол? Захламлен ли он или на нем царит дзенская чистота? Как беспорядок или, возможно, пустота влияет на вашу креативность?
— Обычно мой стол немного захламлен. Хотя мне нравится, когда он чист и пуст, так что время от времени я его прибираю. В последнее время я использовал столы для работы стоя, пытался уменьшить напряжение в спине от постоянного сидячего времяпрепровождения, и мне это понравилось. Я бы сказал, что умеренно захламляю стол, когда беспорядок становится невообразимым, то все убираю и навожу порядок (это случается примерно раз в месяц).
— У всех есть любимые инструменты. Вы пробовали искать новые инструменты, ручки, блокноты или что-нибудь еще, что, по вашему мнению, поможет разжечь и вдохновить вас? Что вы предпочитаете— доказавшие свою надежность и проверенные временем инструменты или позволяете себе экспериментировать?
— Я экспериментатор, так что всегда пробую что-то новое. Хотя это новое должно показать себя, чтобы заменить существующие надежные инструменты. Мне приходится проявлять осторожность, не увлекаться экспериментами, потому что они могут задержать работу.
Я люблю это эссе Фрэнка Кимеро, которое называется «Нет новым инструментам». В нем хорошо описано то, что я чувствую по максимуму используя инструменты, которые у меня уже есть. И все для того, чтобы эксперименты с новым не отвлекали меня от работы.
— Используете ли вы скетчи в качестве заметок, когда читаете интересную книгу? Если да, то как вы это делаете?
— Я экспериментировал со скетчингом для фиксации идей, навеянных прочтением книг, статей и других дневниковых записей. Использую часть или всю страницу, чтобы попробовать и зафиксировать самую суть идеи при помощи образов и слов. Таким способом я усваиваю идеи, и у меня всегда есть отсылка в моем дневнике, если она мне понадобится.
— Когда вы глубоко погружены в процесс творчества, существует ли что-нибудь в окружении, что может помочь или отвлечь? Может быть любимая музыка, кофе, шум с улицы или что-то другое?
— Мне нравится комфортное пространство для работы, хороший кофе и музыка. На ранних этапах создания книги, сочиняя и рисуя скетчи, я слушал музыку с небольшим количеством слов или вообще без слов, чтобы сосредоточиться. Теперь, когда я нахожусь на последней стадии создания книги, черчу или выстраиваю все в систему, могу включить фоном ТВ-шоу, которые я больше слушаю, нежели смотрю. Мне нравятся хорошие диалоги.
— Я храню их все в качестве справочного материала. Недавно я сфотографировал большинство страниц в моих новых блокнотах, но в старых я такого не делал. Заранее ведь не знаешь, когда они могут понадобиться. Еще меня греет мысль, что мои блокноты можно оставить для просмотра детям и внукам.
— Когда вы работали над скетчами-иллюстрациями к книгеRework, слушали ли вы свое воображение и интуицию или следовали содержанию книги?
— Эта была смесь двух приемов. У Джейсона и Дэвида были идеи для многих глав. Им нужно было, чтобы я выразил визуально те идеи, которые были ясны для них. Но в других случаях, у них вообще не было идей, и они доверились мне, чтобы я создал нечто для выражения и развития мысли эссе. Это был веселый процесс, который нам нравился в книге Rework и в их новой книге Remote, которая вышла ранее в этом году.
— Есть ли у вас идеальный блокнот для скетчей? Пробовали ли вы когда-нибудь сделать его или, может быть, видели его где-то?
— Я полагаюсь на скетчбуки Moleskine, потому что они отличного качества и в них очень толстая бумага, которая годится для моей насыщенной чернильной работы с иллюстрациями и скетчингу. Карманный скетчбук Moleskine отлично подходит для скетчей на ходу, в то время как я использую большие скетчбуки Moleskine (формат large) для иллюстрации.
Еще мне нравятся тетради в клетку и точку для размышлений. Также я использую часто Moleskine, но экспериментировал с Confidant марки BaronFig, которая мне понравилась, и с тетрадью большого размера А4 в точку от Fabriano, которые отлично себя показали в моделировании и других концептуальных скетчах.