Кризис и другие этапы развития
В процессе воплощения писательской мечты я провалилась в жуткий кризис: момент тишины. Из него вытаскивала себя долго и с большими усилиями. Пока не поняла, что переломный период — всего лишь часть развития проекта.
5 апреля 2018
23220 просмотров
Мы помогаем друг другу реализовывать мечты. Мы не сможем трудиться за других, но способны поддержать их в работе, чтобы и они постепенно начали творить и в конце концов стали мастерами своего дела.
Джулия Кэмерон, «Путь художника»
Двенадцать лет тому назад моя жизнь раскололась на «до» и «после». Взяв две сумки и двоих моих детей, я ушла от человека, с которым прожила двенадцать лет.
(Только сейчас, написав это, подумала, что я, видимо, нахожусь на пороге нового цикла. Отлично!)
На тот момент у меня не было ни денег, ни квартиры, ни внятного понимания, чем же я хочу заниматься. Более того, уход мой был вынужденной мерой, повергшей меня в беспомощное депрессивное состояние. Если вы когда-нибудь тонули, то можете представить себе мое тогдашнее ощущение: «ухожу под воду, как глупо, ухватиться не за что, как же так?!»
Сейчас я — создатель и руководитель школы «Пишу кино», которая существует уже четвертый год, у меня более 200 выпускников. И моя задача, которую я ставлю на каждом первом занятии нового курса, звучит почти так же, как у Гоши из любимого с детства фильма «Москва слезам не верит»: сделать так, чтобы закрутилось то, что до меня не крутилось.
Изменение себя начинается с желания. Желание — это мощнейший импульс к действию. Сколько бы вы ни говорили себе, что вам надо что-то изменить в вашей жизни, вы не сдвинетесь ни на миллиметр, если это «надо» навязано вам модными журналами, успешными друзьями или чрезмерно заботливыми родителями. Иными словами, если это желание не ваше.
Человек — существо по природе ленивое, идущее по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь может сделать с вами удивительный кульбит. В драматургии это называется «загнать героя в драматическую ситуацию». Определение этой ситуации таково — ситуация, превышающая возможности характера героя. То есть, у всех нас есть два выбора — двигаться или ожидать пока милосердная жизнь (Бог, Вселенная и вообще, или кто-то еще) заставит нас взять себя за волосы и вытащить из болота.
Мое болото было не самым спокойным и уютным, но я годами предпочитала оставаться в нем, не беря полную ответственность за себя, свою жизнь, жизнь собственных детей. В 28 лет моя пороховая бочка рванула, разнеся все иллюзии в щепки. Положиться мне было не на кого. Я выпутывалась из плена липкого страха перед перспективой умереть голодной смертью вместе с маленькими детьми. Металась между выбором: пойти работать на овощебазу или в секретарши? Теряла время в попытках прислониться к ненадежному мужскому плечу. Сегодня я безмерно благодарна моей внутренней сущности, которая не позволила мне остановиться ни на одной из этих нелепостей. Ведь я всегда могла ТВОРИТЬ. Так я придумала и сотворила мою профессию, мой первый проданный сценарий, мой первый написанный сериал, мои первые организованные курсы.
Учить кого-то тому, чем я увлекаюсь сама — такая идея пришла после очередной работы, за которую я пыталась зацепиться. Эта работа была несомненным опытом и испытанием. Один питерский ТВ-канал пригласил меня вести интеллектуальную игру. Основанием для этого послужила хрустальная сова, которую мне присудили на финальных играх «Что?Где?Когда?» в 2000 году. Но появление мое на канале именно в тот момент было фактически случайным. Меня делегировали добрые подруги представить сочиненный нами проект одного ТВ-шоу. Идея сумасбродная. Но, как мы помним, импульсом ко всему служит желание.
Проработав на телевидении более пяти лет, я пришла к выводу, что исчерпала себя в качестве ведущей и автора программ. Мне это больше не было интересно. Суета сует утомила и, хотя на ТВ были созданы очень важные для меня программы (я в первый раз в нашей стране сделала программу о донорстве крови, о психиатрических детских диагнозах, о больных и ненужных никому умирающих детям...), но мне хотелось большей глубины, другой вовлеченности в процесс, иного качества авторства. Трагедии, о которых я пыталась рассказывать в телевизионном формате, требовали более детального рассмотрения.
Когда я захотела писать кино, поняла, что это именно то, о чем я хочу говорить с другими людьми, чем я могу делиться с ними. В качестве педагога я начинала с бесплатных мастер-классов, прошла через разные частные школы, государственный вуз СПбГУКиТ, где преподавала на двух кафедрах: журналистики и сценарного дела, как дополнительного образования. Затем я организовала свои курсы «Пишу кино».
Преподавание — это очень важная часть моей жизни. Да, конечно, я занимаюсь с учениками не только сценарным мастерством. Это интенсивный психологический тренинг по обретению дороги к себе. Сценарист может писать только о том, что у него болит, или он врет, штампуя клише и выдавая шаблоны. Я не ставлю перед собой задачу сделать из каждого приходящего ко мне ученика сценариста, но пытаюсь в каждом пробудить энергию изменения сценария собственной жизни.
Теперь я просто дам те советы, которые сработали лично для меня в моей жизни. Это не означает, что они сработают у вас, но желание делиться опытом лежит в основе выживания вида, поэтому оно нам так присуще. Возможно, кого-то мой путь вдохновит. Вдохновение — прекрасная аффирмация для нашей жизни.
Никто вам не поможет. С этой отправной точки стоит начинать движение. Как сказал Дзиро Оно — 85-летний повар-сушист, владелец небольшого ресторана на окраине Токио, которому присуждены все звезды Мишлен:
Интересно, что готовность к потере раскрывает бесчисленное количество вариантов Вселенной. Когда я решила стать сценаристом, на моем счету не было никаких сбережений, у меня не было страховочного троса в виде дотаций со стороны. Никто, кроме меня, не мог бы содержать моих детей, обеспечивая им пропитание и образование, покупать им обмундирование для занятий фехтованием или обеспечивать наличие скрипки немецкой мануфактуры начала прошлого века. То есть, от моего решения зависела не только моя жизнь, но и жизни еще двоих людей. И это был мой выбор: отказаться от парализующего страха и наполниться бесстрашием идти до конца.
Любые знания стоят денег или иных ресурсов, которыми вы должны обладать, чтобы их получить. Для начала я попыталась: я написала сценарий. Затем я нашла мастера, у которого мне было важно сверить ориентиры. Потом, я заработала денег на посещение его курса. Это были последние деньги, заработанные на прежней работе. Их я вложила в образование. Отсюда вытекает третье правило.
За последние пять лет, что я занимаюсь сценарным мастерством, я посетила различные мастер-классы и семинары с самыми известными сценарными преподавателями и деятелями мировой киноидустрии. Каждый раз, когда вставал вопрос о круглой сумме, которую нужно потратить на поездку и оплату этих курсов, я принимала решение в пользу учебы, а не экономии средств. Каждый раз это давало толчок к следующему этапу развития, установлению новых связей, более глубокому постижению профессии.
Как сказал Френсис Форд Коппола, «Сценарий — это вопрос, на который я хочу найти ответ». Каждый раз, когда у передо мной вставал вопрос, ответ на который был неоднозначен, выбор неочевиден, я пыталась исследовать его с помощью творческой трансформации. Психологи утверждают, что сценарий — это диагноз. Так оно и есть. Моя боль, темная сторона души, страхи, обиды были отработаны во многом благодаря созданию сценариев, которые писались не на заказ.
Как только тебе становится чуть легче дышать, поддержи другого, передай ему часть того ресурса, которым ты теперь обладаешь. В моем случае возникли курсы сценарного мастерства «Пишу кино», мои любимые ученики. Их отзывы можно почитать на моем сайте pishukino.ru. Там они пишут, что приход на курсы изменил их жизнь. Так что цепочка запускается дальше — цепочка вдохновения.
Когда много слушаешь тех, кто варится в том же бульоне, что и ты, тебе кажется, что все уныло и безнадежно: продюсеры гнобят сценаристов, кинематограф загибается, проникнуть наверх невозможно, кругом свои да наши и т.п, и т.д. Наплюйте и заткните уши свои от прослушивания этой бредятины. Никто не знает, что на самом деле возможно именно для вас. И никто не посмеет вас остановить. Наберитесь наглости делать то, что вам нравится. Сегодня я подумала бы десять раз, открывать ли мне сценарный курс. Ведь чем больше знаешь, тем больше сомнений. Сделав это тогда, я была безудержно наглой, за что себе безмерно благодарна.
Быть собой, искать свой голос, извлекать свою боль — это все да. Но если вы будете делать это, как дилетант и графоман, вы не сможете уважать сами себя. Опорой в этом пути служит количество реализованного, признанного, сделанного. Я пишу кино для людей, я верю, что его увидят разные люди, и разделят со мной поиск ответов, и откликнуться своим пониманием на мои вопросы. Это наш обмен, наше единение. Просто я делаю это через кино.
Интересные комментарии
Алла, спасибо, очень интересно
Спасибо, классная статья!
прям до мурашек. Очень близка тема. Сама осталась одна с тремя детьми. Только никак не могу понять, в чем моя страсть, чего мне хочется добиться. Но я обязательно узнаю и добьюсь
хотелось бы узнать, как вы. надеюсь, по почте мой вопрос дойдет до вас.
Наталья, желаю вам узнать. Посылаю вам лучик удачи.
Почти восьмой месяц беременности. Парень сбежал, как узнал о ребенке. Долго решалась на аборт, не решилась, сейчас не знаю, правильно ли я поступила, возможно, я не готова к материнству. Будущее представляется мрачным, серым, безысходным. Но кроме этого я никак не могу найти себя в жизни. Мне почти 30 лет, а я до сих пор не имею занятия, которое бы мне приносило постоянную радость и желание им заниматься. Хоть я и творческий по натуре человек, но надолго меня не хватает. То берусь шить, то вязать, то плести, то лепить и очень быстро «устаю». И вот все это вместе — и незапланированная беременность и неустроенность сделали из меня психа просто. Мечусь из стороны в сторону, а выхода не вижу. Что делать?
Евгения, ВЫ ПОСТУПИЛИ ПРАВИЛЬНО! БУДУЩЕЕ ПРЕКРАСНО! ЕСЛИ ВЫ ИЩЕТЕ, ТО НАЙДЕТЕ...Напишите, список того, что вы любите делать и что вас делает счастливой и делайте это каждый день, пока не встретитесь с малышом..а потом жизнь вас захлестнет!
Женя, как вы и ваш малыш? удалось ли преодолеть трудности и был ли кто-то рядом поддержкой? искренне желаю вам всего лучшего. крепитесь. дети могут делать нас сильными..
. «... проникнуть наверх невозможно, кругом свои да наши и т.п, и т.д. Наплюйте и заткните уши свои от прослушивания этой бредятины.» Вот этого совета мне и не доставало, тем боле такой красивой женщины с красивой фамилией Дамскер. Спасибо Алла
Други, посылаю вам лучи поддержки. Ищите то, что вас радует, от чего поет душа, куда страшнее всего двигаться.
Евгения, я могу порекомендовать очень хорошего психолога. С ним можно поработать по скайпу. Напишите мне в личку, если будет желание.
Олег, рада вдохновить на свершения прекрасного мужчину.
Всем удач!
Алла, благодарю! Просто находка. Пишу в ЖИ давно, практически с основания. Читаю - тоже. И почему-то умудрилась пройти мимо ваших статей. Всему своё время))) Добавила вашу статью в закладки - читать для вдохновения в минуты упадничества)
Очень понравилась статья! Лучше поздно чем никогда понять что путь изменений и преобразования необходим. Вот теперь буду держать в уме что путь Самурая это и есть путь.. Спасибо!!
Спасибо огромное за статью, весьма воодушевляет!)