Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
13 февраля 2024
7639 просмотров
Это только в кино герои могут сесть и за 10 минут написать резонансный лонгрид или нарисовать картину на выставку. В реальной жизни это так не работает, как и простое ожидание вдохновения. Подсказать, что же работает на самом деле?
Кто сталкивался с творческим процессом, знает, сколько в нем намешано правды и мифов про капризную музу и чудаковатых гениев. Как активно-креативный человек я перепробовала много методик тайм-менеджмента и могу поделиться теми, которые подходят для творческих людей. Отдельно расскажу про свои личные лайфхаки, а также рекомендации для тех, кто рисует и пишет.
1. Вовремя останавливайтесь и не работайте больше запланированного. Даже несмотря на вдохновение. В день достаточно вмещать только несколько крупных задач. В ежедневном планировании я стараюсь использовать метод 1-3-5: одно главное дело, три средних и пять небольших задач.
Все остальное откладываю на завтра, складываю краски или выключаю ноутбук. Стараюсь не поддаваться искушению побольше поработать, пока нахожусь в потоке. Такие творческие запои заканчиваются желанием отдохнуть несколько дней. В результате в ближайшей перспективе вы будете в состоянии выжатого лимона. Оно вам надо?
«Если вы не врач и не пожарный, в вашей работе не должно быть срочности сейчас. Дел со статусом сегодня (решение задачи в день возникновения) должно быть как можно меньше. Все остальное — завтра».
Марк Форстер
2. Приучите вдохновение к графику: составьте расписание творческих занятий и поставьте сроки — хотя бы искусственно. Если работать только по вдохновению, то сложно быть успешным в профессии и вовремя сдавать проекты. У дизайнеров в студиях и журналистов в редакциях оно приходит по графику.
«Я пишу, только когда приходит вдохновение. К счастью, оно приходит каждое утро ровно в девять часов».
Сомерсет Моэм
Дедлайны помогают быстрее оттачивать навыки. Если у вас нет жестких сроков, важно определить дни недели и время для творчества. Например, многим лучше работается в тишине. Тогда лучше ловить музу утром или поздно вечером (мой вариант), когда вся семья спит.
3. Практикуйте легкие малые шаги. Ваше дело не должно казаться подвигом, скорее простым и увлекательным шагом (на 2-10 минут). Не написать первую главу, а придумать место и время действия. Не нарисовать главного героя, а подобрать референсы для его прически или одежды. А там или втянетесь в процесс, или, делая бифштексы из слона, за несколько дней завершите весь этап.
Лучше всего этот принцип раскрывает писательница Энн Ламотт. Ее брат пытался написать объемный школьный доклад о птицах. Он был в отчаянии от объема предстоящей работы. Их отец сел рядом с ним и сказал: «Птица за птицей, парень. Просто опиши их одна за другой, птица за птицей».
4. Работайте интервально по методу «Помодоро». Он отлично подходит в период сжатых сроков и сдачи крупных проектов. Суть метода в том, что 25 минут работаешь, 5 минут отдыхаешь, потом работаешь снова. И так до результата. Количество рабочих минут можно поменять. Например, иллюстратор Яна Франк рисует 45 минут, а следующие 15 минут моет кисточки.
5. Используйте кинестетический дудлинг и чередуйте творческую работу с физической нагрузкой. Кинестетический дудлер — это человек, который лучше думает во время движения, как бы протаптывая фигуры-дорожки.
Таких людей немало. Стив Джобс имел привычку искать решение сложной задачи во время длительных прогулок. Биолог Джон Медина, автор книги «Правила мозга», в своем кабинете поставил беговую дорожку — на бегу ему было легче придумывать новые идеи. Я тоже в поисках свежих инсайтов пользуюсь спортивным лайфхаком или просто получасовой прогулкой.
6. Делайте как минимум две творческие паузы — после сбора материала (информации, референсов) и после чернового варианта.
В первом случае вы в фоновом режиме будете искать идеи, пока не дозреете до инсайта или оригинальной идеи. Во втором — необходимо дать черновику отлежаться, чтобы посмотреть на него свежим взглядом. После второй паузы часто замечаешь какие-то несуразности, которые не были видны с высоты творческого полета. Еще на этом этапе можно подключить бета-ридера или зрителя. Длительность пауз может быть от дня до недели — у всех это индивидуально.
Кроме классических методов (линейные планеры и Bullet Journal) еще я использую круговой планер, трекеры, балльную систему, разделение на организационные и творческие задачи.
Идея круговых планеров пришла из детского распорядка дня, когда родители наклеивают на большие круглые часы стикеры с задачами на определенное время. Все очень просто, наглядно и гибко (при необходимости стикер можно переклеить). Этот принцип используется в методике тайм-менеджмента Chronodex и часах мини-плана.
Я поэкспериментировала с разными круговыми планерами, адаптировала под себя наиболее эффективные фишки в виде планера-часов.
Как я с ним работаю?
● Распределяю на циферблате дела из списка задач. Обычно использую для этого продолговатые стикеры. Сначала наклеиваю их в ряд над часами и записываю на каждом стикере по задаче. Потом переклеиваю на часы на определенное время. В зависимости от приоритета задачи или сферы можно выбирать для них стикеры различных цветов.
● Задачи в фокусе выделяю (жирным или цветом) и по возможности ставлю на первую половину дня. С помощью стрелок обозначаю свой пик продуктивности. В идеале вношу в него хотя бы одну самую трудоемкую задачу. В углах часов отмечаю радости дня.
● Что осталось не выполнено, переносится на следующий день.
Трекеры вообще моя любимая тема: рисую их и практикую. Сухую табличку в Excel мозг воспринимает как еще одну обязанность и форму самоотчетности. А визуальные трекеры — это развлечение, когда в тебе просыпается юношеский азарт закрасить всю картинку без пропусков. И задача выполняется как бы сама собой. Дополнительная возможность — подобрать мотивирующий именно вас образ для трекера: книжная полка, горы, велосипед, планеты с маленьким принцем, крылья и т.п.
Когда мне кажется, что я стала организовывать свое рабочее время как-то неправильно, то перехожу на балльную систему. Я группирую свои ежедневные дела в несколько больших блоков. В зависимости от важности присваиваю определенное количество баллов для каждой группы. Мелкие дела (до 20 минут) тоже объединяю в одну группу. В сумме должно получаться 100 баллов. Подсчитываю в конце дня примерный процент выполненных дел в группах и общий балл дня.
Есть и другая вариация балльной системы. Ее суть — присваивать определенное количество баллов каждой задаче. Например, 3 балла — за главную задачу, 2 балла — за дела средней важности, 1 балл — за мелкие задачки. Считается, что мелкие задачи могут переноситься на следующий день, а вот самая важная задача и 3 средних — нет. Поэтому за перенос дел можно добавлять минус баллы.
Еще мне нравится отдельный учет организационных и творческих задач (так называемых менеджерских и мейкерских). Целый день вы носитесь и решаете важные рабочие вопросы, а вечером оказывается, что проект не двигается. Это потому что мы пытаемся одновременно заниматься задачами разных типов. Переключение между ними требует дополнительных усилий (плюсуйте из-за этого к задачам 25% дополнительных ресурсов и времени) и задействует разные типы мышления. Поэтому лучше объединять их в отдельные блоки.
Так, писатель и бизнес-консультант Джим Коллинз в ежедневнике ведет три столбца:
Саморазвитие #Инструменты #Планирование #Продуктивность #Тайм-менеджмент #Творчество