Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
13 февраля 2018
34836 просмотров
В десять лет я прочитала «Плутонию» Обручева, и мне очень понравился образ полой планеты, населенной разными существами снаружи и изнутри.
Мне стало гораздо проще представить себе, что такое «внутренний мир человека». Ходишь и носишь в себе целый мир, так интересно! Потом я поняла, что жить на границе двух миров, внутреннего и внешнего, довольно сложно. Все время есть искушение уделять внимание чему-то одному.
Хотелось бы жить в этих двух мирах комфортно. Распробуя во внутреннем мире пищу впечатлений, которая приходит из мира внешнего. Выращивая во внешнем мире семена и саженцы идей и вещей, которые присылают из мира внутреннего.
Наладить, так сказать, пути сообщения между этими двумя мирами. Выучить язык внутреннего мира.
Потом я пошла учиться на психолога, узнала довольно много о «структуре характера» и «психических процессах». Внешний мир, как сейчас говорят, «реал», начал «затягивать». Но наступил момент, когда я почувствовала, что необходимо «реабилитировать» внутренний мир — ради целостной, интересной жизни.
Мне нравится выбирать на год одну основную практику, помещать ее в центр своей жизни, чтобы она, как магнит, притягивала к себе все, чем я занимаюсь. Чтобы в моей жизни были связность, целостность, объем и направление. В прошлом году таким центром для меня была практика внимательности/осознанности и сочувствия себе. Это был такой эксперимент: «а что будет, если?..» — если, занимаясь детьми, хозяйством, здоровьем, рабочими проектами, поддерживая и развивая значимые отношения, я буду помнить о внимательности и сочувствии? Мне понравился и процесс, и результат. Я буду продолжать эти практики. Теперь я хочу поставить в центр «интенсивный дневник» Прогоффа — самый целостный и глубокий подход к использованию письменных практик, который я знаю; он очень созвучен образу «целого мира, который носишь внутри». Я хочу как следует освоить новый метод и перевести на новый уровень свою способность жить интересно.
Функции, которые я сейчас описала, напоминают мне последовательное разматывание слоев ткани, в которые завернут внутренний компас — прибор, совершенно однозначно показывающий нам: вот этот вариант действий, приглашение, альтернатива — это для нас «то, оно самое», или «не то». Прогофф, создав свой структурированный дневник, предложил единый метод для реализации всех этих функций. Но это именно метод, система, которая в целостности своей больше, чем сумма ее частей, «всеобъемлющий инструмент» для внутренней жизни. Он как будто волшебный корабль, который одновременно и плывет по течению внутреннего процесса, и создает для него русло. Это самая «многообещающая» (в самом лучшем смысле слова) письменная практика. И, пожалуй, самая сложная.
Можно взять отдельные упражнения из системы Прогоффа, и применять их вне системы. Это несложно; и результат будет, причем глубокий, значимый, полезный результат... но у меня есть подозрение, что при работе с дневником Прогоффа как с целым, в соответствии с замыслом автора, результат будет как минимум на порядок мощнее. Вот это, в частности, я и хочу проверить в этом году.
Метафоры в основе метода Прогоффа
О том, кто такой Айра Прогофф, я уже писала довольно подробно вот в этой статье. Здесь отмечу только, что он был социальным работником, и у него была дерзкая мечта — создать инструмент для работы с внутренним миром, который мог бы заменять человеку психотерапевта. Тем самым он хотел сделать возможность исцеления и полной, насыщенной жизни доступной для тех, кто по тем или иным причинам не может воспользоваться услугами психотерапевта, — и при этом нуждается в исцелении, пожалуй, больше, чем те, у кого есть возможность платить за психотерапию. Прогофф работал с узниками тюрем, с теми, кто подолгу находится в больнице, с безработными на биржах труда.
Он считал, что сутью жизни человека является единый и целостный «внутренний процесс», течение феноменов сознания и подсознания, который лучше всего можно уподобить клубам дыма — постоянно меняющим форму, эфемерным, но имеющим направление, момент движения, устремленность. Невозможно изнутри процесса увидеть весь процесс. Как и клубы дыма — их можно только сфотографировать, от момента к моменту, и снимки станут своего рода «отражающей поверхностью», которая позволит проследить динамику и увидеть паттерны, узоры. Чтобы увидеть паттерны и узоры в собственном внутреннем процессе, человеку нужно нечто, что послужит «отражающей поверхностью». Ею становятся записи в дневнике, сделанные как бы с разных ракурсов.
Прогофф был убежден, что современная жизнь побуждает людей жить слишком быстро. Люди, как правило, не заботятся о том, чтобы осмыслить проживаемый опыт, дать ему ассимилироваться, чтобы в нем могли прорасти семена возможностей. Чтобы люди развернулись к своим переживаниям лицом, должно случиться нечто чрезвычайное. А пока они живут, повернувшись к опыту спиной, переживания событий падают одно на другое в памяти, спрессовываются и становятся подобны утрамбованной, закаменевшей, бесплодной почве. Одна из задач прогоффского «интенсивного дневника» — это разрыхление почвы опыта, насыщение ее водой и воздухом, чтобы она снова стала мягкой, живой, приятной на ощупь. Тогда смогут прорасти, расцвести и вызреть смыслы, обогащая не только жизнь конкретного человека, но и, возможно, жизнь человечества в целом.
Еще одна метафора, которая мне очень нравится у Прогоффа — это метафора «невыбранных дорог». Когда мы совершаем выбор, мы воплощаем одну из возможностей, а остальные — не воплощаем, и это бывает тоскливо и грустно. «Но они не исчезают, — говорит Прогофф. — Разве дорога перестает существовать оттого, что в какой-то момент вы пошли не по ней? Нет, она движется дальше, каким-то своим путем, развиваясь и меняясь. И вполне возможно, она еще не раз пересечет ваш жизненный путь — и от вас будет зависеть, сможете ли вы распознать возможность, существующую в ней. Вы сможете снова решить, хотите ли воплотить эту возможность в вашей жизни». Меня это как-то обнадеживает, сразу становится меньше сожалений о несбывшемся.
Когда мы бодрствуем и решаем те или иные повседневные задачи, под слоем дневного целеполагающего сознания продолжается поток ассоциаций, воспоминаний и фантазий. Они как дети, которые подходят к взрослому, занятому делом, и говорят: «Хочешь, я тебе кое-что расскажу?..» И чаще всего мы привычно отмахиваемся, говорим: «Отойди, не видишь, что ли, не до тебя сейчас». Многим «робким гостям», которые стучатся к нам, чтобы принести нам нечто, возможно, важное для нашей целостности, для того, чтобы мы чувствовали себя — и мир — более живыми, мы не уделяем достаточно внимания. Процедура и формат работы с прогоффским дневником — это способ услышать этих «гостей», встретить их и сказать: «здравствуй, я увидел тебя, ты мне важен, посиди пока здесь, я обязательно к тебе вернусь и мы с тобой поговорим подробнее».
Некоторые из этих «гостей» совсем не «робкие», они стучатся и врываются к нам снова и снова. Часто оказывается, что в этих воспоминаниях и фантазиях много энергии; и если мы от них отворачиваемся, не берем у них эту энергию, не удивительно, что у нас ее нет.
Подход Прогоффа предлагает признавать и давать место самым разнообразным явлениям внутреннего мира; не отворачиваться от них, а смотреть на них и проживать их, когда они приходят к нам, и давать потоку течь туда, куда ему хочется, двигаясь на его волне. Это — эвдемония, жизнь в гармонии с собственным даэмоном. Достаточно давно забытое искусство и практика, на месте которого уже давно обосновалось «технэ», переделывание себя и мира. В идеале, при длительной работе с методом Прогоффа все различные нити жизни человека переплетаются в единый канат, а энергия, которая обычно тратится на «изгнание» каких-то содержаний, выстраивание внутренних «заборов» и «загородок», высвобождается и может быть использована более продуктивно.
И, наконец, последний здесь по порядку, но отнюдь не по значимости — принцип диалогичности. Прогофф утверждает, что естественное состояние человека — это диалог. С чем угодно. С другими людьми, с проектами, с собственным телом, с историческими событиями, с миром как таковым. Проблемы — психологические, социальные, духовные — начинаются, когда этот диалог так или иначе нарушен, когда человек не обращается осознанно к разным событиям и феноменам своей жизни, или когда он отказывается от субъектности — либо своей собственной, полагая себя жертвой обстоятельств, либо отказывая в субъектности своему собеседнику, считая его неодушевленным, неспособным говорить, недостойным того, чтобы быть выслушанным. Когда мы работаем с дневником Прогоффа, мы восстанавливаем диалогичность своих отношений с жизнью в самых разных ее проявлениях, — и мир для нас становится более живым, дышащим, чувствующим, осознающим.
Невероятно интересно.
Последние шесть с лишним лет, с тех пор, как книга Прогоффа «В дневниковой мастерской» (прим. авт. — Раньше я переводила название «На дневниковом семинаре», но теперь, глубже вникнув в метод, я понимаю, что имелась в виду именно мастерская, — как у скульптора, например.) вполне чудесно-случайным образом выпала на меня из книжного шкафа моего тогда-еще-будущего-мужа при позапрошлом переезде, я то и дело возвращаюсь к ней. Тогда это было первое издание, в нем была только первая часть метода, а вторая была издана отдельной книгой, и вот ее-то у меня не было. В 2008 году я проработала первую часть (мы даже сделали это совместно с группой заинтересованных товарищей в закрытой группе в ЖЖ).
Потом я заинтересовалась, как можно стать инструктором по этому методу, нашла всю доступную информацию по этому поводу и поняла, что мне не светит. По крайней мере, пока. Мой интерес и приверженность методу не настолько велики, чтобы ради этого совсем серьезно переворачивать свою жизнь и жизнь своих близких. Чтобы стать инструктором, нужно пройти несколько очных интенсивных семинаров, получить рекомендацию от инструктора, а лучше даже от двух, после этого пройти дополнительное обучение и стажировку. Этот процесс занимает несколько лет. И это очень правильный подход при работе с таким сложным и мощным инструментом. Но жаль, конечно; пока не удалось узнать, сколько сейчас появляется новых инструкторов по методу Прогоффа, и не являются ли они в целом «вымирающим видом» как раз в силу сложности подготовки. Однако сам автор издал книгу, а значит, хотел, чтобы метод был доступным для самостоятельного освоения и тем, кто не может попасть на семинар (хотя, конечно, неоднократно упоминает в тексте, что книга была создана в первую очередь как подспорье для самостоятельной работы между семинарами, и вместе с семинарами она работает гораздо лучше, чем без них — что не вызывает у меня никакого сомнения).
В 2011 году в Институте письменной терапии я прошла курс «Знакомство с методом Прогоффа: читаем вместе» под руководством Рэй Хайт; я бы с удовольствием провела аналогичный курс, если бы книга Прогоффа была доступна на русском без нарушения авторских прав. Но пока она не доступна, сделать этого я не могу; однако мне очень хочется, чтобы русскоязычный читатель, интересующийся письменными практиками, знал бы о том, что такой метод существует, и что именно при помощи него можно сделать. Вроде бы никто не запрещает мне рассказывать о собственном опыте? Вот это я и буду делать.
В этот раз мое очередное возвращение к Прогоффу началось с того, что я решила организовать себе маленький ритрит для восстановления — поехать на пару дней в нашу новую квартиру, куда мы пока еще не переехали, выспаться там впрок и напитаться уединением.
Несколько лет назад я прожила в полном уединении, с абсолютным минимумом общения с людьми, 75 дней; это было очень много уединения, и это было хорошо. С двумя маленькими детьми уединения мне стало катастрофически не хватать. Поэтому раз в месяц-полтора я сбегаю на пару дней. Беру с собой какую-нибудь книжку из начатых и недочитанных. И в этот раз меня громче всего «позвала» книга Прогоффа (новое издание, в котором и первая, и вторая часть метода). По логике вещей, надо было брать другую, но я решила послушаться «зова». И получилось, что я ушла «на погружение», и эта книга стала «транспортным средством», она переместила меня из одной точки в пространстве моего внутреннего путешествия в совершенно другую точку. Я вошла в ее поток в состоянии внутреннего «раздрая», суеты, стремления двинуться одновременно в нескольких разных направлениях, а вышла с пониманием, что теперь у меня есть формат, способ совместить разные направления в едином целостном потоке, и для всех жизненных содержаний найдется время и место, поэтому можно не беспокоиться о том, что я что-то упущу.
Мне очень нравится метод Прогоффа тем, что он одновременно апеллирует к целостности человека, а не только к сознанию, к тому, что я для себя называю «рациональным природопользованием». Он дает способ постепенно собрать все частные, обрывочные истории, планы, желания, идеи, порывы, переживания и т.п. в одну большую единую мета-историю. Он дает одновременно ощущение внутреннего магнитного центра и потока, который несет нас вперед, и в этом движении совершенно очевиден, интуитивно понятен следующий шаг. По крайней мере, такое у меня ощущение от поверхностного знакомства с методом; а вот теперь, погружаясь в метод глубже, я и проверю, как это будет на самом деле.
В прогоффском дневнике сосуществуют два типа записей. Первый — это «логи» или «реестры». Это разделы, в которые мы вносим события внутреннего опыта по мере их возникновения. В «дневнике внутренней погоды» (мой вольный перевод, для сохранения образности) мы записываем изменения в качестве внутреннего процесса в течение дня. Это, скорее, настроения, чем эмоции; это темп, ритм, насыщенность, текстура внутреннего переживания. В «дневнике сновидений» мы записываем сновидения, без интерпретации, тоже с акцентом на настроение, атмосферу, качество процесса. В «дневнике грез и фантазий — грезы и фантазии. В «реестре личной истории» — спонтанно всплывающие воспоминания из разных периодов жизни. В «дневнике трансцендентных переживаний» — моменты, когда мы чувствовали сопричастность, общность, единство с чем-то большим, чем мы сами (сюда попадают и искусство, и наука, и крупные социальные общности, и переживания прикосновения к внеличностным источникам мудрости и т.п.). Разные типы переживаний вынесены в разные разделы, чтобы потом удобнее было перечитывать — чтобы при перечитывании создавалось ощущение динамики, движения процесса, чтобы можно было увидеть паттерны и закономерности не столько рациональным образом, сколько заново «пропуская сквозь себя» поток и чувствуя, куда он стремится дальше.
Однако «реестры» — это далеко не все. Это только «накопители опыта». А вот чтобы произошла ассимиляция этого опыта, его осмысление, преображение, чтобы этот поток вынес нас к каким-то новым берегам, — опыт должен быть переработан в одном из разделов второй категории, при помощи специальных упражнений. При этом, снова, разные типы переживаний обрабатываются по-разному.
События личной истории из реестра воспоминаний сводятся в последовательность «жизненных вех» и определяющих периодов. Моменты выбора в прошлом рассматриваются как «распутья», и особое внимание уделяется «невыбранным дорогам» и их потенциалу, так и оставшемуся пока нереализованным. Выявляются события, которые можно сравнить с подарками, которые мы когда-то так и не получили, то есть не распаковали и не воспользовались тем, что они готовы были дать нам. Идет рыхление почвы памяти. Сновидения, грезы и фантазии рассматриваются в динамике, дополняются и расширяются в трансовом состоянии «сумеречного воображения». Восстанавливается единый жизненный сюжет в отношениях человека с тем, что больше его индивидуального существования. И со всеми важными персонажами, фигурами, проектами и событиями в жизни человека (и не в последнюю очередь — с телом) восстанавливается диалог.
Я выбираю работать с прогоффским дневником не на компьютере, а рукописно. Пусть это громоздко, но чем больше я вникаю в этот метод, тем больше я понимаю, что существенная часть работы с упражнениями должна идти в определенном трансовом состоянии. И я из личного опыта знаю, что мне проще на данном этапе входить в этот транс при письме от руки, чем при печати на компьютере (я не владею «слепой» печатью). Компьютер удерживает меня в более „поверхностном“ состоянии, чем то, которое необходимо для работы со многими упражнениями прогоффского дневника.
Пока я для себя организую работу следующим образом: в течение недели-двух я живу обычной жизнью; под рукой у меня «рабочая тетрадь», в которую я собираю крупицы опыта — то, что в прогоффском методе должно записываться в разделы-«реестры». Это и изменения внутренней погоды, и инвентаризация всплывающих воспоминаний и образов, и опыты работы с использованием личных «мантр-кристаллизаций». А потом я ухожу на несколько часов в место, где меня не потревожат, и там обрабатываю эти материалы — перечитываю, отмечаю цветом, какие записи в моей «рабочей тетради» должны будут быть перенесены в какой из разделов дневника, и выбираю те «лиды»/подсказки для более глубокой проработки, вслед за которыми я могу и чувствую необходимым и правильным пойти в этой точке жизненного потока. И сразу работаю в том разделе, который для этого подходит больше всего.
Интересные комментарии
Даша, спасибо за подробную статью!
«Чтобы быть в оптимальном внутреннем состоянии и из него оптимально действовать во внешнем мире, мне нужно много уединения. Мне в нем комфортно. Несколько лет назад я прожила в полном уединении, с абсолютным минимумом общения с людьми, 75 дней; это было очень много уединения, и это было хорошо. „
Мне очень нравится это состояние
Юлия, спасибо за отклик!
Даша, какая вы молодец! Преклоняюсь. Провести такую огромную работу с англоязычной книгой! Очень жаль, что книга не переведена на русский, очень бы хотелось последовать Вашему примеру.
Спасибо за интересную статью. Попробую и я писать таким образом дневник. А то я сваливаю всё в один текст. :)
Дарья! Спасибо огромное! Пожалуй куплю книгу и начну ее изучение. Отозвалось не по-детски.
Дарья, спасибо за вашу статью! Я очень рада,что нашла вас и письменные практики. Для меня — это по-настоящему волшебный метод.
Спасибо! Я рада, что статья понравилась и сподвигает на что-то интересное :)
Дарья, замечательная вдохновляющая статья! И мне так близки ваши строки — часто я не успеваю остановиться достаточно надолго, чтобы взбаламученные воды внутреннего опыта успели успокоиться, отстояться, снова стать прозрачными, чтобы в них удалось увидеть отражение чего-то очень важного... Как тонко сформулировано! Спасибо!
Наталья, спасибо! Я рада, что вы нашли для себя в статье что-то вдохновляющее :)
Дарья, спасибо большое за мотивацию.
Я тоже отправился в путешествие, благодаря вам.
Армен, вам спасибо за вдохновение и поддержку :)
Дарья, спасибо, созвучно как никогда. Такая глубина в статье, искренность и практичъность, тот еще коктельчик, который не дает оставаться в бездействии :-) Уже поглядываю на дневник и готова внести изменения, которых мне так необходимы. И по опыту знаю, что меняя форму записей, меняется фокусировка в жизни.
Алла, спасибо!
Даша, огромное спасибо за статью! Невероятное совпадение, нашла то что искала. Даша, а где можно купить эту книгу если не заказывать с Амазона? Я буду благодарна, если поможете найти!
Юля, здравствуйте! К сожалению, я не знаю ответа на ваш вопрос.
Даша,спасибо за статью! Очень актуальная тема.В очередной раз пожалела что не владею англ.языком.
Очень хочется пройти этот путь, но на русском языке.
О, мне тоже кажется, что освоение некоторых книг требует не часов, не дней, а гораздо более продолжительного времени! Год на книгу — наверное, то, что нужно.
Даша, спасибо большое за статью. За то, что "открываете глаза" : изменения могут происходить столь "экологичным" образом)))
Спасибо! Очень интересно, что это за метод. С психотерапевтами у меня не сложилось. Внутренний мир сложен, многогранен, а их работа поверхностна, призвана "подгонять" клиента под нормы общества. Нормы личности нарушаются. А здесь можно будет работать в собственном поле и не терять ориентиры. Что если Вы предложите МИФу перевести эту книгу, они опубликуют, а мы все её прочтём. :)