21 августа 2019

Мой опыт геймификации жизни

40413 просмотров

Максим Джабали
Ведет тренинги по предназначению и умной организации жизни, в 19 лет бросил учебу на факультете психологии в университете и уехал в другой город развивать свои тренинговые проекты, в 20 лет отправился в кругосветное путешествие со 130 долларами в кармане
  • maxdzhabali.com
  • vk.com/dzhabali
  • Руки сжимали руль недорогого байка. Я мчался по кольцевой азиатского острова. В голове крутились мысли: «Так вот, почему я такой!», «Теперь мне все понятно!».

    Несколько дней назад я вычитал в книге Экхарта Толле «Новая земля», что все люди подсознательно чувствуют ограниченность себя и своего поведения рамками эго. И многие, так или иначе, пытаются за эти рамки выйти.

    Кто-то достигает успехов в учебе или бизнесе, другие из последних сил тренируются, чтоб получить звание  КМС по плаванию. У каждого свой путь выхода из посредственности. Такой путь есть и у меня. Он называется «геймификация жизни», и я по сей день стараюсь ему следовать.

    В этой статье я хотел бы поделиться своим методом разотождествления с эго или, если вам так больше нравится, способом личного развития. Этот путь интересный, захватывающий, не требует больших надрывов и перешагиваний через себя.

    Малышня лет до трех представляет собой воплощение идеи геймификации в жизни. Она создают захватывающую игру на ровном асфальте, даже песочница не всегда нужна. Фото: flickr.com

    Уверен, у вас есть если не свой ребенок, то хотя бы племянник или ребенок друзей. Дети лет до трех представляют собой воплощение идеи геймификации в жизни. Едва ребенок увидел голубя, как с воплем «Гули-гули-гули!!!» на всю улицу, уже несется в погоню за бедной птицей.

    Дети интересуются всем на свете. Каждый родитель проходил через «почемучный возраст». Когда помимо вопроса «Откуда берутся дети?» тебя заводят в тупик всякие «Почему небо голубое?», «Почему люди воюют?».

    У детей нам многому стоит поучиться, но главное – энтузиазму, радости, нестерпимому желанию исследовать и играть. Я расскажу вам о шести игровых системах, которые могут оказать вам существенную помощь в личном развитии.

    Взлом Осознанности

    Сегодня многие увлекаются личным развитием. Для кого-то это карьера, для других – достижение целей. Для меня личное развитие – это о том, как уменьшить количество автоматических, неконтролируемых поведенческих реакций и увеличить осознанность.

    Например, когда в недешевом заведении тебе попадается официант, который нахамил, принес не то блюдо да еще и заявляет: «Форель под сливочным соусом? Да нет же, вы заказывали овощи на гриле!», немудрено выйти из себя. И лишь потом, анализируя ситуацию, ты способен дать ей адекватную оценку. Вместо того, чтобы устраивать скандал, можно было молча съесть овощи и больше никогда не приходить в этот ресторан.

    Взлом Осознанности — это игровая система повышения уровня сознательности против автоматизмов, которые мы не контролируем. В ней три уровня.

    Первый уровень — R2D2

    На этой стадии ты сначала включаешься в свои эмоции, конфликтуешь с близкими из-за немытых тарелок и осознаешь, что был неосознан, только постфактум.

    Иногда мы нервничаем потому, что не помним – выключили ли утюг, уходя из дома. Казалось бы, глупость, а переживать можно весь день. И скорее всего – беспочвенно, потому что вилку из розетки вы выключили «на автомате», и просто не отследили это действие.

    После того, как вы стали отдавать себе отчет в том, что сначала выходите из себя, а потом вспоминаете об осознанности – начните вести дневник. Записывайте, какие ситуации вызвали у вас неконтролируемые реакции. Если намного позже осознали, что были не в себе, ставьте минус.

    Переход на следующий уровень Взлома Осознанности происходит, когда вы начинаете осознавать свои автоматизмы во время их действия, а не после.

    Второй уровень — Падаван

    Ключевое отличие этого уровня от R2D2 – осознавание себя в моменте. Например, во время ссоры с официантом, а не после. То есть, он вам принес овощи вместо форели, а вы уже приготовились запустить в него тарелкой.... И у вас в голове будто включился свет: «Что я делаю? Этот парень только из института выпустился, что мне из-за него настроение себе портить!».

    Продолжайте вести дневник. Если в своих реакциях на окружающий мир вы заметили признаки второго уровня, ставьте напротив них плюс. Решите пойти дальше? Тогда тренируйтесь вообще не входить в такие ситуации – дневник вам поможет. И вы сможете перейти на третий уровень.

    Третий уровень – мастер Йода

    Это один из финальных уровней в игре Взлом Осознанности, на котором автоматическая реакция происходит лишь в вашем воображении. Меня хорошо поймут мечтатели. Бывает, стоишь на светофоре и представляешь, как вместо старых Жигулей и советской Волги на старте стоят желтая Феррари и Бугатти Вейрон. Три, два, один – гонка началась! Правда, только в вашем воображении. То же самое происходит на уровне Мастера Йоды.

    Когда официант приносит вам противные, непрожареные овощи вместо вкуснейшей радужной форели, вы просто отслеживаете, как в вашей голове начала разворачиваться кинокартина, где вы обвиняете официанта в некомпетентности.

    При этом ваше тело расслабленно, настроение не испорчено. Это означает, что вы сохранили осознанность до включения рефлекса. Это круто, поздравляю. Запишите в дневнике пометку восклицательным знаком напротив таких событий.

    Раз в неделю пересчитывайте количество минусов, плюсов и восклицательных знаков. Ваша задача – увеличить реакции второго и третьего уровня, а первые минимизировать.

    Взлом Времени

    С помощью Взлома Времени вы сможете успевать гораздо больше. Главное, перестанете откладывать дела на потом, проводя время за просмотром рецензий на «50 оттенков серого». Кстати, больше всего меня шокировал факт, что этот роман написан на основе фанфика «Сумерек», проверьте сами в Википедии!

    Как и во Взломе Осознанности, в этой игре есть три уровня. Заведите табличку, в которой ваш день расчерчен по 15 минут. В каждую ячейку времени записывайте свои занятия в этот промежуток времени.

    Первый уровень – студент Слизерина

    Ваша задача на этом этапе – учитывать свой сон, сколько времени вы спите. Рекомендую поставить себе напоминание на время вашего подъема: записать, в какое время вы легли спать и в какое проснулись. Как только вы перестали забывать фиксировать время своего сна хотя бы неделю, можете переходить на следующий уровень.

    Второй уровень – студент Пуффендуя

    Этот уровень характерен тем, что помимо сна вы теперь фиксируете рабочее время. Ох, как же это нелегко! То и дело забываешь, что нужно записать свои занятия. Каждые 15 минут записывать не обязательно, если сможете потом восстановить по памяти.

    Освоив  учет сна и рабочего времени, добавьте в свой Взлом Времени хронику остальных своих занятий.

    Третий уровень – студент Гриффиндора

    Честно говоря, я знаю не так много людей, которые находятся на этом уровне. Тем не менее, они есть, я видел их. Над головой таких людей то и дело светится овальный ореол, но быстро пропадает:)

    На этом уровне вы учитываете 24 часа своего времени. Это непросто, многие срываются (особенно, если сразу перейти на этот уровень). Если вы были молодцом и шли к нему постепенно, вам будет не так сложно.

    Когда вы понимаете, на что тратили время в течение года, проясняются глобальные закономерности своей жизни. К примеру, как вам лучше работается – аврально или регулярно. Сколько вы спите в течение месяца, сколько вам нужно общаться с людьми для полного счастья!

    Взлом Финансов

    Еще одна интересная игра – управление финансами. Не хочу показаться занудой (хотя моя девушка часто так говорит обо мне), но работать со своими финансами необходимо. Вряд ли для вас это новость.

    Вот три уровня, которые помогут вам сделать этот процесс интересной игрой.

    Первый уровень – Школьник

    На этом уровне вы учитываете свой доход. Больше ничего не нужно. С помощью любого приложения (сейчас их просто миллион, к примеру – Easy Finance). записывайте все поступления средств. Обязательно учтите подарки, это тоже денежный поток в вашу сторону.

    Третий уровень во Взломе Финансов – это целое приключение. Почувствуй себя Биллом Гейтсом, когда финансы под твоим контролем!
    Фото: Flickr.com

    Не обязательно выяснять стоимость духов, которые вам подарили, но если вы на обеспечении у мужчины или у женщины, записывайте в доход и денежные подарки, которые делает ваш партнер.

    Второй уровень – Золотая молодежь

    Теперь вы знаете, сколько денег вам приходит в месяц! Это суперкруто. Как насчет того, чтобы и учитывать и свои расходы? Это несложно – просто записывайте прямо у кассы, на что потратили деньги и сколько. К примеру, 502 рубля – супермаркет, 735 рублей – кафе. Так вы сможете понять, на что вы тратите свои деньги. И подготовите себя к переходу на следующий уровень.

    Третий уровень – Билл Гейтс

    Учет доходов и расходов нужен, чтобы начать управлять своими денежными потоками – это и есть третий уровень. Здесь ваша задача: планировать банк своих расходов и доходов на (внимание!) год, с учетом знаний о том, сколько вы зарабатываете и тратите в месяц.

    Для начала рекомендую не ставить цель удесятерить свой доход. Попробуйте коэффициент 1,5 по отношению к прошлому году (да, я слышал про инфляцию, но цены в стране обычно не растут с такой скоростью, а зарабатывать больше в кризис не так просто).

    Расходы рекомендую или оставить такими же или немного увеличить. Звучит и правда занудно, зато работает.

    Третий уровень во Взломе Финансов – настоящее приключение. Почувствуй себя Биллом Гейтсом, когда финансы под твоим контролем!

    Взлом Талантов

    Еще одна игра, которая мне безумно нравится – находить свои сильные и слабые стороны. В ней я зашел настолько далеко, что научился определять их не только у себя, но и у других людей. Причем, такие таланты, которые не поменяются на протяжении жизни, а будут лишь усиливаться со временем.

    Независимо от того, что вы о себе знаете, рекомендую поиграть во Взлом Талантов. Тут также есть три уровня.

    Первый уровень – Бронзовый призер

    Составьте список своих сильных и слабых сторон. Это может быть что угодно: кулинарные таланты, умение шить красивые игрушки или находить выход из сложных ситуаций и т.д. Для начала рекомендую заполнить две колонки по двадцать пунктов в каждой и постоянно их пополнять. Ключевая задача: понять, в чем вы по-настоящему хороши, а в чем не очень.

    Второй уровень – Серебряный призер

    Как только вы более-менее разобрались со своими способностями и призванием, время его реализовывать! Найдите для себя хобби на каждый пункт из списка сильных сторон. Конечно, на это потребуется время, зато вы сможете перевернуть вашу жизнь. Не ленитесь!

    Третий уровень – Золотой призер

    Это полный дзен, честно говоря. Из основных особенностей данного этапа:

    • полное принятие себя (и отсутствие желания переделывать свою сущность);
    • любовь к другим (потому что они такие, какие есть, не хуже и не лучше вас);
    • выход собственных сильных сторон на мета-уровень (к примеру, способность приготовить великолепный ужин из продуктов в пустом холодильнике или точное видение монетизации бизнес-идей)

    Золотой призер – это круто. Вы можете планировать свою жизнь на длительный срок, потому что знаете главные принципы своих сильных и слабых сторон: как они существуют, что с ними можно делать, как они себя ведут.

    Скорее на третий уровень во Взломе Талантов, это и правда необыкновенно!

    Взлом Характера

    Вместе со Взломом Осознанности эта игра составляет полный комплект. Если в первой игре вы научились отслеживать автоматические реакции до их появления (а не после), то здесь вы можете не на шутку стать более эффективным на своей работе и в отношениях с близкими.

    Наверняка, вы замечали, что жизненные ситуации требуют разных подходов в поведении. К примеру, если ты агрессивен, это качество может помочь тебе в трудные времена. Если же тебе предлагают помочь донести твой тяжелый багаж, лучше быть мягким. Например, мой друг за два месяца работы выбился на первое место по продажам в компании крупного туроператора. Потому, что подстраивался под клиентов с каждым работал по-максимуму.

    Игра во Взлом Характера – про искусство подстраиваться, адаптироваться под ситуацию вместо того, чтобы упрямо следовать своей линии поведения, даже если это не очень уместно.
    Источник фото: Unsplash.com

    Данное исследование напоминает мне игру актера. Сложно представить талантливого актера, который все роли играет одинаково.

    Первый уровень – Джо Кардоба

    Основное задание на этом уровне: ставить задачи во время общения с людьми. Как нужно вести себя с начальником, чтобы получить повышение: быть любезным или грубым, абстрактным или конкретным, больше молчать или говорить, оперировать фактами или эмоциями?

    Попробуйте сегодня, общаясь с близкими, представить: что вы хотите получить от этого разговора? Откровенную беседу, романтический вечер со свечами, совместное планирование отпуска? Затем представьте – каким вам нужно быть, чтобы разговор удался.

    К примеру, если вы будете сыпать безумными идеями, откровенная беседа может получиться не очень, а для отпуска такой образ может пригодиться.

    Будьте разным, и через какое-то время сможете перейти на следующий уровень.

    Второй уровень – Карлос Кастанеда

    Главная задача этого этапа: выписать десять своих субличностей (звучит странновато, знаю), описать их основные характеристики и начать их практиковать.

    К примеру, у мужчины это может быть:

    • мужчина-ученик (задает интересные вопросы, интересуется);
    • мужчина-экспериментатор (мыслит новыми гипотезами);
    • мужчина-романтик (организовывает ужин на крыше, говорит комплименты, ухаживает);
    • решительный мужчина (принимает самостоятельные решения и выполняет их);
    • мужчина-визионер (мыслит перспективами и будущим);
    • тактильный мужчина (меньше думает, больше чувствует телом);
    • добрый мужчина (может сделать услугу или помочь просто так);
    • мужчина-миллионер (говорит о деньгах, считает, мыслит большими финансовыми категориями);
    • мужчина-лидер (не боится вести людей за собой, высказывать свое собственное мнение);
    • мужчина-отец (заботливый, но строгий, показывает хороший пример).

    По началу жонглирование этими образами может вызывать много вопросов, но со временем вы замечаете, что так делают все, порой совершенно неосознанно.

    Что вам мешает осознанно планировать свою линию поведения в той или иной ситуации? На втором этапе вы оттачиваете свое мастерство, отслеживаете качества, которые мешают вашим переменам в поведении (стыд, скуку и проч.).

    Освоившись на втором этапе, переходите на третий.

    Третий уровень – Дон Хуан

    Если поначалу какие-то образы давались вам не без труда (к примеру, мыслить как миллионер, когда у вас в кармане последняя тысяча рублей), то здесь вы входите в них одинаково просто. В вашей жизни пропадают конфликты. Напротив, вы начинаете больше зарабатывать с помощью образа лидера, строите более счастливые отношения с помощью нежности и становитесь по-настоящему интересным собеседником в роли ученика.

    Я желаю вам в этом году начать играть во Взлом Характера. Эта практика может серьезно помочь вам стать более осознанным!

    Гангстерское тестирование

    Наконец, последняя игра, которую я вам предложу сегодня – это Гангстерское Тестирование. В ней нет уровней (но это не значит, что тут нельзя развиваться).

    У этой игры есть правило трех «П»:

    • Планируйте эксперименты;
    • Проводите эксперименты;
    • Подводите итоги своих экспериментов.

    Например, в этом месяце вы решили поиграть во Взлом Осознанности. Отлично, приступайте и обязательно запишите свои выводы после окончания игры: какого уровня смогли достичь, чего хотите в будущем?

    Гангстерское Тестирование – игра, которой можно посвятить хоть пятьдесят лет, она никогда не надоест. Внутри нее вы можете экспериментировать с другими,  прямо как в Симсах :)

    Вы можете добавлять баллы, рейтинги, награды и звания, уровневые модели. Все это сделает ваше личное развитие (то есть развитие осознанности против автоматических реакций) более интересным и захватывающим.

    Эту статью вы можете использовать в качестве руководства для экспериментов на ближайший год и отлично развлечься, получив полезный опыт. Начните с той игры, которая вам больше понравилась и со временем попробуйте другие!

    На ваши вопросы и пожелания я с удовольствием отвечу в комментариях к этой статье или в фейсбуке.

    Добавляйтесь ко мне в друзья. Обязательно напишите, какая игра у вас первая по плану. В качестве бонуса за трудоспособность я вышлю вам текстовый шаблон дневника конкретно для выбранной вами игры.

    Спасибо за внимание, улыбки и то, что дочитали эту статью до конца. Си ю!

    Саморазвитие#Игропрактики#Игры#Осознанность#Самосовершенствование

    Интересные комментарии

      Ольга
      9 лет

      Отличная вдохновляющая статья и написана легко. Спасибо большое! Будет интересно читать вас и дальше

      Оксана
      9 лет

      Круто! Спасибо огромное

      Зарядилась вашим драйвом!

      Анна
      9 лет

      Спасибо за вдохновляющий текст. Пойду воплощать.

      Валерия
      9 лет

      Спасибо большое, Максим! Есть о чем задуматься

      Артем
      8 лет

      Очень понравилась статья! Написано классно! Спасибо!