17 ноября 2022

Как я выучила наизусть «Евгения Онегина»

5752 просмотра

Юлия Скобкорева
Музыкант по профессии и по призванию, артистка филармонии. Пою в церковном хоре, увлекаюсь вышиванием, танцами и верховой ездой. Всё люблю, поэтому всё успеваю.
  • vk.com/id389214001
  • Одна моя статья уже была опубликована в «ЖИ» — «Как я прочитала вслух «Войну и мир». И снова бесценный опыт, которым я считаю своим долгом поделиться, связан с великим текстом.

    Я не филолог, не знаток литературы. Я просто человек, который любит читать. Когда-то я прочитала «Евгения Онегина» вслух своей дочери, и была под огромным впечатлением. У меня осталось ощущение, что в этом произведении много глубин и тайн, для которых недостаточно просто прочтения, даже внимательного и заинтересованного. Так появилась мысль выучить «Онегина»  наизусть.

    Во-первых, со всех сторон слышишь: «Пушкин — наше всё!», а между тем я не встречала ни одного человека, который бы действительно читал и знал Пушкина (если только он не специалист и не вращается в определённых кругах). Кого ни спроси, за исключением цитат, которые у всех на слуху — никто не может прочитать целиком хотя бы одно стихотворение Пушкина. Мне это казалось очень печальным и несправедливым, и я решила  исправлять ситуацию хотя бы внутри самой себя.

    Во-вторых, с  тех далёких пор, когда я окончила школу, я не учила стихи наизусть. И у меня был чисто спортивный интерес — смогу ли я вообще что-то запоминать, способен ли мой мозг на такую работу, не ухудшилась ли с возрастом моя память? Мне бы хотелось как можно дольше оставаться при памяти и здравом рассудке, а для этого, как известно,  необходимо нагружать свой мозг и постоянно изучать что-то новое.

    В-третьих, меня давно преследовала  где-то прочитанная фраза: «Раньше все образованные люди знали «Евгения Онегина» наизусть!» Получается, образованные люди прошлого  были способны на что-то такое, что нынешним образованным людям кажется нереальным и ненужным. Эта мысль постоянно беспокоила меня. Если кто-то мог выучить «Евгения Онегина» наизусть, то почему я не могу, чем я хуже?!

    В-четвёртых, меня очень  трогали и поражали истории о том, как интеллигентные люди в сталинских лагерях спасались тем, что знали множество стихов наизусть, и «Евгения Онегина» в том числе. Книг не было, но они хранили книги в памяти! В нечеловеческих условиях они образовывали какие-то кружки, читали стихи, вспоминали, пересказывали друг другу — и это помогало не сойти с ума, не потерять человеческий облик.

    В-пятых, мне хотелось подавать хороший пример своим детям — это всегда было для меня очень сильным стимулом. Не каждый ребёнок может сказать: «Моя мама знает «Евгения Онегина» наизусть!» Авось, видя моё увлечение и старание, дети тоже заинтересуются поэзией!

    Но главная причина — мне хотелось поселить в себе великий текст, породниться с ним, пропустить его через себя. Или себя пропустить через него? Я была заранее уверена, что этот необычный опыт меня изменит. Такое глубокое погружение в великое произведение не может не  иметь последствий, и это было страшно интересно. Я как бы предоставила себя для эксперимента: я со своей стороны учу текст наизусть, а он взамен делает со мной что-то, ещё неведомое. Разве это не потрясающе?!

    С учётом того, что у меня работа, требующая многочасовых занятий на фортепиано, семья, домашнее хозяйство, собака, сад-огород и минимум пара-тройка любимых хобби, свободного времени очень мало. Но для того, чтобы учить наизусть стихи, специального времени выделять не пришлось! Я делала это параллельно с обычными делами. Мыла посуду, готовила обед, сажала цветы — и бормотала про себя очередную строфу. Шла в магазин, ехала в троллейбусе, гуляла с собакой — и повторяла, повторяла. Я совершенно не замечала времени, когда приходилось стоять на остановке или в какой-нибудь очереди, сидеть на скучном собрании или долго ожидать выхода на сцену — я ныряла в «Онегина» и переставала нервничать. Перед сном, уже лёжа в постели, повторяла всё выученное за день. Проснувшись утром, первым делом вспоминала «Онегина», а не предстоящие заботы и хлопоты, и это самым благотворным образом влияло на настроение всего дня.

    Я даже не ожидала, что учить будет так легко. Пушкин загипнотизировал меня с первых же строк. Мне не надо было заставлять себя, проявлять силу воли — стих Пушкина подхватывает и несёт тебя, как лодку по волнам. Гармония, музыкальность, непринуждённость, естественность, моцартовское изящество и лёгкость, несравненное остроумие и интеллектуальный блеск — всё это потрясало меня на каждом шагу. Мне хотелось бесконечно погружаться в эту красоту, как в целительный источник.  Я была в таком восторге, что у меня сразу отпали все сомнения и опасения — смогу ли, справлюсь ли. Это  был не труд, а сплошное удовольствие!

    Чрезвычайно интересной и творческой задачей стала для меня и видеозапись выученного фрагмента. Само собой сложилось, что записывала я во время своей обычной прогулки в лесу. Это было очень удобно — в лесу, как правило, никого нет, ничто не отвлекает, я иду себе спокойно и громко декламирую, не боясь никого шокировать. Мне было важно не просто оттарабанить текст без запинки, но сделать это артистически, найти нужные интонации, пережить  всё прочитанное. Какой это был праздник для творческой натуры! Не обошлось и без конфузов. Однажды мне всё-таки встретились люди, а я их не заметила и продолжала громогласно декламировать: «У ног любовницы прекрасной…» Надо было видеть их лица… Неизвестно, кто больше испугался:))

    Когда учишь стихи, получается три уровня восприятия — ты прочитал текст, запомнил его наизусть и выразительно прочитал, вложив всю душу. Такие вещи не проходят бесследно, они гранят, шлифуют и полируют твой внутренний мир. По видео можно наблюдать, как менялось со временем моё чтение — вначале я сильно волновалась, говорила слишком быстро, суетливо, потом чтение стало более размеренным, непринуждённым, уверенным. То же самое начало проявляться и в моей жизни, во взаимоотношениях с окружающим миром. Для меня было вызовом выкладывать на всеобщее обозрение своё чтение, пришлось преодолевать свою застенчивость, и это однозначно пошло мне на пользу.

    На заучивание у меня ушло ровно девять месяцев непрерывной работы — с января по сентябрь. За это время я сделала только один сознательный пропуск — на Страстную неделю перед Пасхой. Всё остальное время я неукоснительно придерживалась своего плана. Я поняла, насколько верным было решение учить наизусть одно большое произведение, а не много разных маленьких стихотворений. Это давало ощущение цельности, «Онегин» как бы объединял мою жизнь одним общим настроением, атмосферой, стилем. Это был долгий, неторопливый путь, вдохновлённый красивой идеей,  в конце которого я видела цель. Месяц за месяцем ты сживаешься с героями, переживаешь за них,  как за родных, размышляешь  на темы, которые поднимаются в романе.

    И главное — это потрясающее ощущение, что сам Пушкин с тобой разговаривает! Как с другом, ведёт непринуждённую беседу, смеётся, острит, философствует, спорит, предаётся воспоминаниям…   Бесценное чувство, ради которого стоило затевать всё это предприятие.

    Но я получила неизмеримо больше. Когда настолько глубоко погружаешься в тему, естественным образом возникает желание узнать как можно больше о личности Пушкина, о других его произведениях. Я прочла комментарии к «Онегину» Набокова, Лотмана, переслушала множество лекций на ютубе, прочитала книгу Вересаева «Пушкин в жизни» и многое другое, связанное с Пушкиным — и всё это без усилий, на волне искреннего увлечения и интереса.

    Когда учишь наизусть и помногу раз повторяешь одно и то же, начинаешь замечать очень интересные детали — неслучайные сочетания букв, звукоизобразительные эффекты, какую-то особую музыкальность и выразительность интонаций. Удовольствие от чтения и произнесения почти физическое. И это одна из причин, почему учить «Онегина» было так легко — каждой фразой хотелось наслаждаться. Когда я читала потом литературоведческий анализ, я встречала там многие вещи, до которых дошла своим умом, и очень горжусь этим.

    Поскольку я музыкант по профессии, у меня возникла ещё одна идея, связанная с «Онегиным». Я стала записывать  видео, где я сама играю и пою отрывки из оперы Чайковского, как своеобразные музыкальные иллюстрации к чтению романа.  Проект из просто поэтического превратился в музыкально-поэтический.

    В целом мой взгляд на мир стал более гармоничным и возвышенным. Я ловлю себя на мысли, что у меня теперь есть цитаты из Пушкина на все случаи жизни. Конечно, я никого не бомбардирую этими цитатами, но сама с удовольствием вспоминаю. И вообще, когда ты провёл много  времени в тесном общении с личностью такого масштаба, как Пушкин, можешь ли ты остаться прежним, не поумнеть, не приобрести философский  взгляд на жизнь? Проживание великого текста позволяет отстраниться от злобы дня, подняться над скорбями и тяготами несовершенного мира — ведь «на свете счастья нет, но есть покой и воля…»

    Также я убедилась, что мы недооцениваем возможности своего мозга и памяти. Мы способны на масштабную, длительную работу, глубокое погружение, запоминание огромных текстов. Это вполне реально — если методично, ежедневно, понемногу делать задуманное. Теория маленьких шагов работает безукоризненно. Я не суетилась, не спешила, спокойно заучивала две строфы в день. За пять дней получалось 10 строф, в субботу я всё повторяла, а в воскресенье записывала. И так я добралась до конца, все восемь глав, 160 страниц в общей сложности!

    Конечно, я не могу прочитать всего «Онегина» от начала до конца за один присест — это около четырёх часов. Также я не скажу, что помню абсолютно всё. Но если мне прочитать любую строчку, я практически всегда смогу подхватить и читать дальше. При необходимости достаточно немного повторить, и я легко прочитаю наизусть целую главу.

    Ещё я заметила, что чем дальше, тем легче мне было учить. Очевидно, мозг привыкает и начинает запоминать быстрее, охватывать больше. Под конец то количество строф, которое я учила неделю, я запоминала за два дня. Так что мой проект  дал мне железную  уверенность, что я теперь могу справиться с любым делом, с любой задачей, даже если это кажется нереальным!

    Я выучила наизусть «Евгения Онегина» — разве можно меня теперь чем-нибудь напугать?!:)

    Я почувствовала такую уверенность в себе, что это начало необратимо влиять на всю мою жизнь. Я решительно начала делать вещи, которые раньше никогда не делала, и боюсь даже представить себе, куда это меня приведёт!

    Воспитательно-педагогическая задача тоже была решена. Мой двенадцатилетний сын с живейшим интересом отнёсся к моей затее. Его очень занимало — неужели можно выучить наизусть такую кучу стихов?! Разумеется, он был моим первым слушателем. Когда мы куда-нибудь шли, я всегда читала ему очередной выученный кусок. Сын слушал с любопытством и сочувствием, а когда узнал причину дуэли, очень изумился и расстроился: «Неужели Ленский погибнет из-за такой ерунды?! Из-за этой дуры?» Пришлось долго объяснять законы дворянской чести, а также многочисленные старинные слова, непонятные современным детям. Желая показать мне, что и он не лыком шит, сын по собственной инициативе выучил несколько стихотворений и даже сам небезуспешно попытался что-то сочинить! Так что ещё одна теория полностью подтвердилась — детей можно воспитывать только собственным примером. Когда я доучила «Онегина» до конца, в глазах сына я стала крутым мегамонстром, и это самое дорогое для меня признание.

    Когда я вышла на финишную прямую и доучивала последнюю главу, я испытала настоящее потрясение. Я вдруг осознала, какой путь я проделала. Заучивание наизусть «Евгения Онегина» стало важнейшей, неотъемлемой частью жизни. На видеозаписях можно наблюдать, как зима сменяется весной, как постепенно зеленеет лес, начинают петь птицы, как всё расцветает, а последние видео записаны уже глубокой золотой осенью. Целый кусок жизни, удивительный, озарённый светом  гениальной поэзии. «Евгений Онегин» стал частью меня. Это то богатство, которое всегда со мной, которое никто у меня не отнимет. Я присоединилась к избранным и посвящённым — к людям, которые знают наизусть «Евгения Онегина». Когда в тебе поселяется великий текст, это меняет личность на каком-то молекулярном, квантовом уровне. Ты получаешь дозу облучения и мутируешь — я ощущаю это именно так. Я испытала огромную грусть, когда всё закончилось, и читала последний фрагмент, едва удерживаясь от слёз. Меня утешило только то, что мир поэзии огромен, и у меня теперь сложнейший выбор — что же я буду учить дальше?  Я непременно продолжу учить наизусть стихи, как отдельные стихотворения, так и большие поэмы. Без этого я уже не представляю свою дальнейшую жизнь.

    Поскольку я работаю в филармонии, у меня возникла идея сделать серию музыкально-поэтических вечеров, где я буду читать «Онегина» и сопровождать это музыкой. И в следующем сезоне я обязательно осуществлю этот замысел. Так что с «Онегиным» я не расстаюсь!

    Как музыкант, я знаю, что общение с великой  музыкой, игра на музыкальном инструменте имеют схожее с поэзией воздействие на психику. Но игра на музыкальном инструменте не всем доступна. А вот учить наизусть стихи может абсолютно любой человек. И это духовная практика, которая ничем не уступает медитации. А по моему скромному мнению — намного превосходит. Вы не только успокоите, уравновесите и гармонизируете  свой ум, но и получите ни с чем несравнимое эстетическое, культурное наслаждение, обогатите свой внутренний мир. Это всем доступное, совершенно бесплатное занятие, не требующее прохождения курсов, усилий и времени. Мне оно дало так много, как я не могла и мечтать. И в наше время, когда приходится прилагать огромные усилия, чтобы сохранить нормальную психику — вот вам прекрасный способ, вдруг он кому-нибудь поможет, так же как помог мне. Психологи, медитации, тренинги личностного роста — всё это прекрасно, я не отрицаю ничего, что идёт на пользу людям. Но для себя я выбираю именно такой путь — жить искусством и творчеством.

    И в заключение — строки из стихотворения Давида Самойлова, которые сегодня звучат особенно волнующе и трогательно: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу!»

    Саморазвитие#Видео#Книги#память#радость#смыслы#Чтение#эксперимент