Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
1 декабря 2021
2947 просмотров
Что главное в подведении итогов? Что делает подведение итогов важным и ценным в нашем стремлении улучшить свою жизнь?
Задуматься об этом меня заставил отрывок из книги «Код таланта. Гениями не рождаются, ими становятся» Дэниела Койла.
«Началом ответа может послужить примечательная видеозапись, запечатлевшая тринадцатилетнюю девочку. Кларисса (имя изменено) участвовала в исследовании, которое проводили австралийские психологи Гари Макферсон и Джеймс Ренвик.
На экране Кларисса не выглядит особо талантливой. Она одета в синюю трикотажную кофту с капюшоном и спортивные брюки, на лице — сонное безразличие. Согласно тестам, которые проводил Макферсон, а также по заключению учителя и родителей Кларисса не была музыкально одаренным ребенком. Ее слух, чувство ритма и мотивация оставляли желать лучшего. В анкете, отвечая на вопрос о причинах занятий, Кларисса написала: «Считается, что я должна».
Тем не менее в музыкально-научных кругах Кларисса приобрела известность. Однажды утром на рядовом уроке камера Макферсона запечатлела, как с этой обычной девочкой произошло нечто совершенно удивительное. За пять минут и пятьдесят четыре секунды ее обучение ускорилось в десять раз, согласно подсчетам Макферсона.
….Кларисса учит новую композицию под названием «Золотая свадьба», произведение 1941 года джазового кларнетиста Вуди Германа. Она прослушала мелодию несколько раз. Музыка ей понравилась, и девочка попробовала ее сыграть.
Кларисса глубоко вдохнула, взяла две ноты и остановилась. Она опустила кларнет и вгляделась в ноты. Ее глаза сузились. Она сыграла семь нот, вступительную часть композиции. Неверно взяв последнюю ноту, Кларисса остановилась, отняла кларнет от губ, снова посмотрела на ноты и негромко напела мелодию: «Да-да-ду-да».
Она начала сначала, сыграв на несколько нот больше, ошиблась, вернулась назад и исправилась. Музыка обрела живость и настроение. Закончив с отрывком, Кларисса помедлила долгих шесть секунд, как бы проигрывая все в уме и перебирая пальцами клавиши кларнета. Затем вдохнула и начала сначала.
Звучит очень плохо. Это не музыка — бессвязные куски с постоянными остановками и пропущенными нотами. Здравый смысл подсказывает, что Кларисса не справилась с задачей. Но в данном случае рассудок безнадежно ошибается...
На экране Кларисса изучает ноты, стараясь разобрать сложное место — соль-диез, раньше ей такого не попадалось. Она смотрит на свою руку, затем на ноты и опять на руку. Напевает мелодию. Наклоняется вперед и вглядывается в ноты. Она будто идет против холодного ветра. Ее веснушчатое лицо напряжено. Девочка играет отрывок снова и снова, каждый раз добавляя эмоции, ритм и темп.
«Вы только посмотрите! — восклицает Макферсон. — У нее в уме сформировался план произведения, и она всякий раз с ним сверяется. Отрабатывает каждый отрывок, учитывая и исправляя все ошибки. Постепенно части складываются в единое целое. Кларисса то повторяет отдельные фрагменты, то проигрывает все произведение, понемногу поднимаясь на следующий уровень».
Это не обычное занятие, а целеустремленный процесс, направленный на коррекцию ошибок. Здесь что-то непрерывно растет и строится. Рождается музыка, и с ней — новое качество игры Клариссы.
Фильм продолжается. Поработав над «Золотой свадьбой», Кларисса переходит к следующему произведению, «Голубому Дунаю». На этот раз она проигрывает все от начала до конца, не останавливаясь. Без постоянных обрывов музыка вполне гармонична и узнаваема, несмотря на некоторые ошибки.
Макферсон вздыхает: «Она просто играет, как будто движется по траволатору. Не думает, не учится, ничего не улучшает, просто тратит время. Она переходит от плохого к блистательному, а затем обратно и понятия не имеет о том, что делает».
Цитата длинная, но важная. Она наглядно показывает важность вдумчивой работы по плану, когда раз за разом учитываются ошибки, способ действовать уточняется до тех пор, пока части не сложатся в гармоничное целое.
Не все из нас осваивают музыку, но каждый из нас стоит перед задачей освоить свою жизнь. Можно (используя формулировки книги) «тратить время, переходя от плохого к блистательному и обратно, не имея понятия о том, что делаем», но можно и использовать подведение итогов, как приём, который помогает нам добиваться своих целей.
Для подведения итогов нужны: цель, план (гипотеза, как достичь цели) и наблюдения на протяжении дня.
Собственно, процесс подведения итогов — это сравнение того, что получилось, с тем, что задумывалось. Подведение итогов состоялось, если сложился новый план с учетом тех нюансов, которые поняты по результатам прожитого дня.
Чаще всего планирование — это список дел с отметками о выполнении по факту. Преимущества такого способа — простота и очевидность. Но есть и существенный недостаток. Такой планирование само по себе не стимулирует осмыслять опыт, полученный в результате выполнения дел по списку. Поэтому для подведения итогов нужны дополнительные вопросы, задавая себе которые, ты раз за разом проясняешь суть произошедшего и уточняешь способ действовать дальше.
В интернете можно найти готовые подборки вопросов для подведения итогов, но ситуации и планы у всех настолько индивидуальны, что любой набор нужно будет адаптировать под себя.
Если при планировании полезно задаваться вопросом, зачем вообще ты собираешься это делать, то при подведении итогов логично проверить, случилось ли в результате сделанного именно то состояние, к которому ты стремился?
Все дела из списка выполняются для чего-то.
Банальный пример: даже вещи стираются не просто так, а 1. чтобы выглядеть аккуратным, 2. соответствовать рабочей ситуации, 3. уверенно идти в люди, не испытывая неловкости из-за состояния одежды, 4. радовать себя и нравиться себе в ней.
Можно запланировать стирку и отметить галочкой выполнение. Это уже результат. Но если прислушаться к вопросу о состоянии, то можно, к примеру, обнаружить, что часть одежды нужно не стирать, а выбросить. И купить другую, в другом стиле или цвете. И еще докупить комплект постельного белья. Или, наоборот, ощутить удовольствие от того, как хорошо подобран твой гардероб, какие классные простыни и наволочки, и как приятно будет ложиться спать тебе и родным.
В моих планах на день — утренняя зарядка. Вопрос о состоянии лучше всего мотивирует меня делать её снова и снова. Этот вопрос возвращает меня к сути действия, к тому, что смысл не в проставленных галочках в Таблице маленьких шагов или вычеркнутых пунктах списка. Смысл в том, насколько лучше, подвижнее, раскрепощённее я чувствую себя после зарядки.
Если не сделал, то почему? В чем причина, что случилось? Я могу и хочу выслушать себя на эту тему. И что можно привнести в процесс, чтобы делать задуманное не только усилием воли, потому что надо, но и ради удовольствия, потому что приятно?
Подведение итогов тоже требует времени и сил, и несмотря на его полезность, мне не всегда хочется его делать. Когда задумалась о том состоянии, которого добиваюсь, подводя итоги, поняла, что мне важно сделать этот процесс приятным. Я признательна моим сотоварищам по Стодневке, которые своим участием помогали мне выстраивать новые утренние и вечерние рутины. Особенно запомнился комментарий с формулировкой «праздновать итоги».
Я задумалась пусть не о праздновании, но о создании приятной атмосферы во время подведения итогов, и даже попробовала разные варианты (ароматические свечи, особые блокноты). Остановилась на инструментальной музыке, которая звучит фоном, помогает расслабиться и погрузиться в свои мысли. Очень просто сделать, но как это украсило мои вечера и процесс подведения итогов!