9 декабря 2020

Как я опубликовала книгу на карантине.
11 лайфхаков, которые помогли справиться с большим проектом

3546 просмотров

Надежда Дёмкина
Художница, журналистка, писательница. Автор сообщества «Пески Петербурга».Исследую Петербург в словах и картинках. Считаю, что город — живой.
  • nadinpiter.ru
  • vk.com/nadinpeterburg
  • youtube.com/user/mojsurok
  • Я начала работать над своим комиксом «Художница. История жизни Анны Остроумовой-Лебедевой» в апреле 2020, когда села на карантин, а в сентябре 2020 получила его из типографии, открыла выставку иллюстраций и представила книгу в центре Искусств и музыки библиотеки Маяковского в Петербурге.

    Это если коротко. Но в начале этой истории, как и многих других, лежит разочарование. Дело в том, что из-за начавшейся эпидемии досрочно закрылась и была скомкана моя предыдущая выставка, в библиотеке Гоголя, в марте 2020. Та выставка называлась «Невидимое искусство» и была посвящена женщинам-художницам дореволюционной России. Я представила пятьдесят портретов художниц и рассказывала об их судьбах.

    Этот проект очень важен для меня, я загорелась историями художниц уже несколько лет назад, и мне очень хотелось с помощью своих рисунков, выставки, лекций и встреч поделиться своими знаниями и вдохновить других людей (вот здесь в блоге можно подробнее почитать об этом). Поэтому, когда выставку закрыли, настроение было хуже некуда. Я была подавлена, расстроена, да просто зла. Как и миллионы других людей во всем мире, чьи планы нарушила эпидемия.

    Накопленная энергия осталась неистраченной. И мой карантинный проект с созданием книги стал способом энергию пустить в мирное русло. У меня была идея, силы, желание высказаться — как это сделать в отсутствии аудитории, которая может прийти куда-то? Комикс-биография Анны Остроумовой-Лебедевой стала таким высказыванием. Я выбрала одну из героинь, самую для меня доступную и яркую, и сделала книгу о ней.

    Сегодня книга уже существует, прошла ее презентация, была выставка иллюстраций, 66-страничный комикс теперь продается в книжных магазинах Петербурга и в интернете, все состоялось. И когда я оглядываюсь назад, я вижу несколько вещей, которые помогли мне осуществить этот проект. Я хочу поделиться ими, потому что они кажутся мне вполне доступными и применимыми к разным сферам деятельности, не только к рисованию книги-комикса, не только для художников.

    1. Идея, которая вас зажигает

    Я горела и горю своей идеей — мне очень хочется продвигать информацию о том, что в истории России было много интересных и важных женщин в искусстве, мне хочется, чтобы об этом узнало как можно больше людей. Мне грустно и обидно, что даже в России своих художниц не знают, что их истории жизни и их искусство могло бы помогать и вдохновлять современных женщин, которые занимаются творчеством. Поэтому я ищу и читаю информацию, пишу статьи, выступаю, рисую, провожу выставки, рассказываю в своих соцсетях о проекте и процессе — и поэтому книга была логичным продолжением всей моей деятельности.

    Если бы я выдумала ее прямо тогда, сев на карантин и взяв идею с потолка, не факт, что у меня хватило бы топлива доехать до финала. Ведь на пути было много работы, трудностей и спадов. Поэтому изначальная ваша идея и мотивация определяют, наверное, половину успеха.

    2. Предварительная подготовка

    На самом деле, я уже давно готовилась к подобному проекту: бывала на встречах с иллюстраторами, которые издали свои книги, читала статьи, смотрела видео о работе над книгой, проходила курсы. У меня уже был черновой опыт разработки идеи, я уже рисовала свои книги от начала до конца, пусть не такие масштабные. То есть я не пришла с полного нуля делать что-то, о чем не знаю ничего. Я не хочу сказать, что это невозможно, но конечно, гораздо проще, если вы разбираетесь в процессе, хотя бы теоретически. Тогда вы можете распланировать большой проект и не ошибиться по-крупному, вы понимаете, на что нужно обратить внимание, что вы вообще будете делать. Или стоит заложить время на изучение теории как часть работы над проектом.

    3. Понятные этапы работы

    Вытекает из предыдущего пункта. Я разделила проект на понятные этапы. Их было много. Написание сценария, редактура, черновая раскадровка всей книги, раскадровка отдельных страниц, поиск референсов, рисование черновика каждой страницы карандашом, чистовик, покраска, оцифровка, коррекция в фотошопе, верстка текста, цветокоррекция, подготовка макета в типографию, проверка, согласование с типографией, печать — и это только то, что касается создания книги. Ее продвижение и продажа — другой огромный проект.

    Я не знала подробно, как все делается на каждом этапе. Все, что касается верстки и печати в типографии, было для меня новым и неизвестным. У меня не было этого опыта. Но в теории я себе представляла их последовательность.

    4. Норма работы в день

    Мне очень хотелось увидеть свою книгу. При этом, я не знала, сколько продлится карантин, сколько у меня времени, как все будет складываться. Поэтому жила очень коротким горизонтом планирования. Я знала после написания сценария и раскадровки, что в книге будет чуть больше 60 страниц. Страница в день была моим минимумом. За два месяца я планировала нарисовать все. В итоге, примерно так и получилось.

    Конечно, я не выдерживала график. Во-первых потому, что книга все-таки смотрится и планируется разворотами — и мне нужно было продумывать и делать сразу две страницы. Во-вторых, иногда я не знала, как решить и воплотить какую-то иллюстрацию, пропускала, оставляла пустые места, чтобы не простаивать, возвращалась к ним позже. И конечно, какие-то рисунки отнимали больше времени и сил, а какие-то приходили легко. Но наличие графика меня дисциплинировало, я вела подсчеты и видела, что, если делаю примерно одну страницу в день, все идет хорошо.

    5. Группа поддержки

    Группа не обязательно должна быть большой. Даже одного человека хватит. Моя группа поддержки состояла из пары подруг, которые были в курсе процесса и безусловно поддерживали меня. Этот пункт — самый главный. Ваша поддержка может вообще не разбираться в вопросе, которым вы занимаетесь, но они должны верить в вас и должны быть готовы вас слушать. Если есть возможность — хорошо, если кто-то будет хотя бы из близкой сферы деятельности или иметь похожий опыт.

    Одна из моих подруг была в теме комиксов и могла помочь мне в том числе дельным советом (спасибо, Аня!), а другая хотя и не рисовала, но создавала свои книги (спасибо, Люда!) и знала, как много сил это требует. Обеим я могла выслать какую-то картинку и получить обратную связь, или просто пожаловаться.

    6. Подведение промежуточных итогов

    Почти каждый день я вела рабочий дневник, где записывала итоги дня, настроение, какие-то мысли и другие идеи, которые появились по ходу работы. Это помогало и сохранять рабочий настрой, и высказывать эмоции (столько жаловаться даже группе поддержки не будешь!), и фиксировать что-то полезное на будущее. Дневник был очень черновым, ничуть не красивым, иногда я писала очень мало, пару фраз, иногда целый лист. Главное — он был еще одним костылем, на который я могла опереться. Когда я уставала, когда опускались руки и казалось, что ничего не получается, я перечитывала записи из более успешных дней и вдохновлялась.

    7. Визуализация

    Раз в неделю-две я раскладывала все сделанные иллюстрации как страницы готовой книги и фотографировала. Это наглядное ощущение роста помогало мне и поддерживало. Фотографии я потом пересматривала и использовала для соцсетей. А когда 66 страниц превратились в ковер, который закрыл всю комнату целиком, это был настоящий праздник!

    Если вы не рисуете — можно вести таблицу или график, просто зачеркивать дни в календаре или вести непрерывную цепочку дней, когда вы посвящаете время проекту. Можно распечатывать написанные листы и развешивать на стене. Вешать какой-то знак или цифру на стену около письменного стола. Найти способ наглядно показать, как вы двигаетесь к своей цели — помогает.

    8. Сосредоточенность на том этапе, которым вы заняты сейчас

    В подготовке книги огромное количество больших этапов. Многие из них берет на себя издательство, но я решила не искать издателя и не ждать его, а сделать все сама, значит, мне нужно было быть и художником, и автором, и редактором, и дизайнером, и менеджером, и маркетологом собственного проекта. Мне помогало, что на каждом из этапов я запрещала себе думать о следующем. Если я в процессе рисования начну думать о печати, к которой я еще физически не могу приступить, то это только испугает и застопорит меня. Поэтому слоган из «Унесенных ветром» «я подумаю об этом завтра», а точнее, когда закончу текущий этап — очень мне помог.

    9. Дать себе время на эмоции, но не затягивать

    Между этапами рисования и верстки, верстки и отправки в печать у меня уходило где-то неделя, а то и больше непонятно на что. Я ругала себя, но не могла заставить себя действовать. Оглядываясь назад, понимаю сейчас, что эти задержки были необходимы. Чтобы отдохнуть, настроиться и переключиться с одного процесса на другой, чтобы попереживать, наконец, на это тоже нужно время! Главное, не застрять на этих этапах, а создать условия для перехода к следующему.

    Что можно делать в такие моменты? Поможет отдых, смена деятельности, и в то же время — исследование, что вам понадобится на следующей ступеньке. Вы о ней не думали, а теперь она перед вами, стоит изучить ее подробнее, прежде чем ринуться штурмовать. Помогает также оглянуться назад (см. пункт «Визуализация»!) и похвалить себя за то, что вы уже осуществили.

    10. Признать, что вы чего-то не можете, и найти помощника

    Для цветокоррекции и подготовки макета в печать я нашла человека, который в этом понимает. Когда я оценила объем этого этапа, то честно призналась, что не справлюсь или просто испорчу всю проделанную работу. Хорошо, конечно, уметь делать все самой, но, если бы я поставила задачу разобраться прямо сейчас со всеми нюансами цветокоррекции, моя книжка, скорее всего, так и не была бы напечатана. Гораздо реалистичнее сказать: я буду разбираться постепенно, а сейчас пусть это сделает кто-то другой. Ведь моя цель — не стать цветокорректором, моя цель — увидеть книгу напечатанной.

    11. Забить на перфекционизм

    Да, я знаю, что моя книга несовершенна. Знаю, где совершила ошибки, знаю, где могло бы быть лучше, и лучше, и еще лучше. Но это все, что я могла сделать при этих обстоятельствах. И именно то, что несмотря на ошибки, я довела процесс создания до финала, настоящей бумажной книги, которую можно взять в руки, которую видят и читают другие люди, дает мне обратную связь и дарит уникальный опыт. Опыт, какой я никогда не получила бы в теории, на самых лучших курсах, или читая, как это делали другие.

    Конечно, это не весь мой опыт, его не втиснуть в одну статью. Но могу подытожить, что именно эта работа очень помогла мне пережить ту первую волну карантина и не сойти с ума от беспокойства.

    Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях или в соцсетях.

    Мои контакты:
    Блог www.nadinpiter.ru
    Instagram nadin_piter
    Страница в Фейсбук
    Сообщество в VK
    YouTube канал

    Саморазвитие#Книги#личный опыт#Писательство#рисование#Творчество