Роман за 30 дней: опыт одиночного забега в литературном марафоне
Можно ли написать книгу за месяц? Крис Бейти утверждает, что да — можно. Мне захотелось проверить это утверждение.
17 мая 2018
7537 просмотров
Я никогда не ставила себе целью стать писателем. Все получилось неожиданно, когда мою книгу «Закулисье Олимпийских игр: записки олимпийского волонтера» вдруг опубликовало ведущее издательство в России. Коротко расскажу о своем опыте.
Надо сказать, что книги на тему волонтерства и личного опыта работы на Олимпиадах до этого не издавались. Моя книга стала первой и сразу нашла свою нишу и аудиторию.
Началось все с того, что в 2004 году меня впервые пригласили поработать волонтером на Олимпийских играх в Афинах. В день открытия Игр я сделала первые заметки о моей работе – на коленях, в вагоне метро. Так сильно меня впечатлило увиденное и пережитое, что мне хотелось как можно лучше запомнить этот день и закрепить свои наблюдения и чувства в тексте.
Свои первые заметки я сделала во время афинской Олимпиады, затем история повторялась каждые два года. После каждой своей поездки я снабжала семью и друзей рассказами об Играх. Однажды я заметила: наблюдений накопилось такое количество, что появилась идея объединить их все в одну книгу.
Втянувшись в мир олимпийского спорта, я стала интересоваться его многочисленными красками и оттенками. Мне нравилось наблюдать, читать, слушать, изучать олимпийские города и приезжавших сюда людей. Со временем я стала отслеживать тенденции в организации Игр, обнаруживать параллели с предыдущими Играми, отмечать культурные особенности проведения Игр в разных странах.
Мне довелось поработать в девяти странах – на шести Олимпийских играх и других международных мероприятиях. Наблюдений накопилось достаточно, постепенно я начала их систематизировать и работать над рукописью.
Первый контакт с издательством не был успешным – мне отказали, но я не сдавалась. История знает много примеров, когда издательства поначалу отказывали даже выдающимся писателям, таким как Стивен Кинг, Джоан Роулинг, Клайв Льюис, Владимир Набоков. Так что я в какой-то степени воспринимала отказы как данность.
Лишь спустя несколько месяцев и после многочисленных отказов книга была принята к публикации. И неожиданно для меня и издателей – компании «Эксмо» моя книга «Закулисье олимпийских игр: записки олимпийского волонтера» стала бестселлером. Я получила отзывы на нее из самых разных стран – не только России, но и США, Катара и других.
С тех пор, как я написала свою первую книгу, прошло определенное время. Я переосмыслила многие вещи и поняла: опыт написания книги был крайне полезным для меня.
Никогда не бывает идеального момента (за некоторыми исключениями). Всегда есть отвлекающие факторы. Время – самый ценный и единственный в жизни невосполняемый ресурс, поэтому нужно уметь правильно его применять.
Я писала книгу урывками: в зале ожидания аэропорта, в перерыве между лекциями. Пара глав были написаны во время обеденных перерывов на работе. Вывод: время есть всегда. И это только наш личный выбор как им воспользоваться – потратить на чтение новостей в социальных сетях, просмотр сериалов или написание текста.
В момент финального марш-броска я, чтобы не отвлекаться, отключила на месяц свой профиль в Фейсбуке и все уведомления в социальных сетях. Очень советую.
Если вам не хватает времени – сядьте и посчитайте один свой день, посмотрите, на что вы его тратите.
Многие выдающиеся писатели заставляли себя работать. Умение управлять собой – искусство. Создайте свой собственный график, в котором вы будете писать каждый день.
Никогда не испытывают страх только психически неадекватные люди.
Меня практически с юности преследует «комплекс самозванца». В моем круге общения всегда находятся люди намного умнее и талантливее меня. Спасибо им за это! Всегда есть, за кем следовать, стремясь к цели. Это как в велосипедной гонке на время пристроиться за лидером.
Рузвельт однажды сказал: «Единственная вещь, которую вы должны бояться, это сам страх». И это действительно так.
Вместо того, чтобы задаваться вопросом: «Получится у меня написать сегодня что-то толковое или нет?», просто сядьте и напишите первую страницу. Главное – начать. Потом можно будет десять раз отредактировать текст, а пока просто начните.
Если вы услышали или узнали что-то важное, но не записали, скорее всего, вы сможете вспомнить главную идею, но детали упустите. Между тем, детали – это «мясо» рассказа, они делают его визуальным и объемным.
Дневниковые заметки, которые я вела для себя несколько лет, позднее легли в основу моей книги.
Я убеждена, что только единицам – Пушкину, Шекспиру и гениям подобного уровня легко давалось писать. Они были своего рода «проводниками» между двумя мирами. Для всех остальных писателей литературный труд – тяжелый труд. Не ждите музу, «музицируйте» самостоятельно.
Набрасывайте мысли в произвольном порядке. Неважно, что поначалу заметки будут разрозненными, неструктурированными, это всего лишь первый черновик.
Я создавала отдельный файл для каждой главы и набрасывала мысли по мере поступления.
Книжный рынок невероятно конкурентен. Каждый год публикуются миллионы книг. И у всех издателей весьма прагматичный подход к тому, что они издают: каждая напечатанная книга должна быть продана, иначе компания будет работать себе в убыток.
Прежде чем отправить рукопись редактору, поставьте себя на его место. Задайте себе те же вопросы, которые позднее могут задать вам: на кого рассчитана ваша книга? Кому она может быть интересна? В чем ее уникальность?
Я тоже задавал себе эти вопросы. Тема, затронутая в моей книге, была нова для издательства.
Можно оригинально написать на самую банальную тему и раскрыть ее с совершенно новой стороны. У Татьяны Толстой были несколько рассказов на самые заурядные темы – спам, потерянную вещь, но истории были потрясающе поданы! Прекрасный образец того, что важно КАК ты пишешь, а не о чем.
Жюль Верн никогда не покидал родной страны, однако, практически все его книги – о путешествиях.
Были дни, когда мне не хотелось писать, но я садилась за рабочий стол и начинала набрасывать мысли. Спустя пару часов я погружалась в состояние «потока», когда текст сам собой рождается и пишется легко. Моменты, пойманные в состоянии «потока» – самые драгоценные.
Во-первых, практически любой текст всегда можно улучшить. Во-вторых, всем нравиться невозможно. Скажем так – если вы нравитесь всем, это, скорее, плохой знак.
Один из отзывов на мою книгу был такого содержания: «Интересно, но не хватило скандалов и интриг». Прочитать такое мне было немного смешно, ведь я намеренно обошла эту тему, но читатель этого не уловил.
Существует огромное количество курсов и мастер-классов, организаторы которых обещают научить вас хорошо писать в максимально сжатые сроки – за неделю, за месяц. Объявления о наборе соревнуются в оригинальности. Из последнего, что я видела: «Даже если вы слесарь, мы поможем вам написать и издать собственную книгу».
Существует огромное количество отличных книг признанных авторов о том, как хорошо писать. Например, Стивен Кинг «On Writing». Начните с них – это отличное пособие.
Ничто не проходит бесследно. Все навыки, которые вы развиваете и оттачиваете, помогут вам в дальнейшем и пригодятся в жизни. Я думаю, что мой опыт писательства помог мне стать участницей международной программы World Life Experience. Моя работа заключается в том, чтобы путешествовать по миру, исследовать новые страны и города, работать волонтером, стараться делать мир чуть лучше и рассказывать об этом опыте через социальные медиа. За этот год я посещу двадцать три страны. И мне платят зарплату за эти путешествия!
Теперь, когда я пишу посты и статьи на англоязычную аудиторию в полмиллиона человек, мне легче писать, чем пару лет назад. И в этом мне очень помогает опыт написания моей первой книги. Теперь я по максимуму использую свое умение рассказывать истории и навык storytelling.
Если вы тоже хотите путешествовать по миру, делать добрые дела и делиться своими историями, попробуйте свои силы в программе World Life Experience. Всего за один год вы посетите два десятка стран на пяти континентах. Только что открылись заявки на следующий год. Подать заявку можно на сайте: www.worldlifeexperience.com