12 октября 2017

Роман за 30 дней: опыт одиночного забега в литературном марафоне

13116 просмотров

Елена Колыхалова
Специалист в области туризма и гостиничного хозяйства, идейный вдохновитель и начинающий писатель. Не мыслит свою жизнь без книг, музыки и путешествий. Неисправимый романтик, сладкоежка, травница и чайный маньяк.
  • instagram.com/kolykelena
  • Можно ли написать книгу за месяц? Крис Бейти утверждает, что да — можно. Мне захотелось проверить это утверждение. Забег стартовал 1 апреля, не удивительно, что друзья восприняли эксперимент как шутку. Спустя две с половиной недели я уже приближалась к отметке в 30 тысяч слов, и насмешки смолкли. Теперь в глазах окружающих читался живой интерес, а слова поддержки стали бесценным стимулом для продвижения вперед.

    Литературный марафон National Novel Writing Month проходит по всему миру уже много лет. Традиционное время проведения — ноябрь. Сотни тысяч участников, в том числе из России, миллиарды слов художественных текстов. Некоторые напечатанные рукописи стали бестселлерами из списка New York Times. Чем больше я узнавала о месячнике, тем сильнее мне хотелось влиться в ряды авторов. Я загорелась идеей, но боялась потерять настрой, дожидаясь ноября. Поэтому решилась на индивидуальный забег, руководствуясь инструкциями Криса.

    В начале были сомнения

    Книга «Литературный марафон: как написать роман за 30 дней» оказалась на моей полке по счастливой случайности. На тот момент мой писательский опыт ограничивался школьными сочинениями и исследовательскими статьями в университете. К тому же меня переполнял скепсис. Глубоко внутри укоренился стереотип, что необходимо сперва получить профильное образование или хотя бы закончить писательские курсы, а уж потом садиться за написание романа.

    Я знала, что в истории литературы достаточно примеров, когда романы были написаны в рекордные сроки. Чак Паланик написал «Бойцовский клуб» за две недели. Федор Достоевский закончил «Игрока» за три недели и три дня. На «Интервью с вампиром» у Энн Райс ушло пять недель. Но ведь я не Достоевский и до гения Паланика мне далеко. Неужели это доступно простому человеку, у которого за плечами нет опыта, соавтора, наработок по сюжету и персонажам? Оказывается, все, что нужно: ноутбук, страстное желание писать, время и кофе… ну, в моем случае, чай. Много чая!

    Итак, я получила в свои руки руководство к действию — книгу, призванную вести начинающего писателя дорогами воображения к результату. В первых главах описывается подготовка к месячнику, даются советы по составлению расписания, взаимодействию с домашними, организации рабочего пространства. Далее идет понедельный план действий, включающий авторское видение творческого процесса, необычные задания, а так же советы и истории успеха участников проекта NaNoWriMo. Второй раздел Крис советует читать во время работы над книгой. Обязательно последуйте его совету, если соберетесь бежать марафон! Так поступила я и, уверяю вас, так интереснее!

    Дедлайн дисциплинирует!

    Не буду вас обманывать, поначалу было трудно. В конце — еще труднее! Для месячного литературного марафона устанавливается рубеж в 50 тысяч слов. Когда не можешь выдавить из себя и двух предложений, эта цифра кажется недостижимой. И тут на помощь приходит дедлайн. Крис называет дедлайны динамо-машинами нового времени, и я с ним полностью согласна.

    50 тысяч слов в месяц — это примерно 1666 слов в день. В таких условиях некогда раздумывать и ждать прихода музы. Не будет более подходящего настроя или идеального момента. Рождение нового героя нельзя отложить. Любое послабление увеличивает долг по словам. Выходные на природе без ноутбука — штраф в три с половиной тысячи слов. Совершенно нет времени на передышку. Но каким-то чудесным образом это работает.

    Когда пишешь в сумасшедшем темпе с ограниченным сроком, получаешь высокие результаты. Начинаешь делать заметки на салфетках, на обороте чеков, на полях газет. Оказывается, вдохновение поджидает в самых неожиданных местах. Дома в тишине и покое на меня нападала сонливость. Поэтому я писала в кафе, во время обеденного перерыва, в машине, стоя в пробке по дороге домой, даже в метро. Я практически не расставалась с ноутбуком.

    Только используя каждую свободную минуту, я могла уложиться в срок. Ведь на этот месяц я не выпала из жизни. Наоборот, это было время завалов на работе, спонтанного путешествия на машине, семейных праздников и частых встреч с друзьями. Им не терпелось узнать о чем я пишу и на каком нахожусь этапе. Удивительно, но занятость благотворно сказывается на книге. Времени на прокрастинацию не остается. Так что лучше не травмировать внутреннего критика и прокрастинатора, а заранее отправить эту сладкую парочку в отпуск. Пусть отдохнут и не мешают вам писать ужасные черновики.

    Не удалять, не перечитывать, не редактировать

    Да, первый черновик всегда ужасен. Потребовалось время, чтобы свыкнуться с этой мыслью. Я перфекционист. Избавиться от привычки тяжело. Руки тянутся открыть вчерашний файл, взгляд соскальзывает к только что написанным абзацам. Пришлось пойти на хитрость. Вечером, прежде, чем лечь спать, я делала две вещи: записывала результат в таблицу и скидывала новые главы на флешку. Когда к рукописи нет мгновенного доступа, проще сосредоточиться на текущей задаче.

    Сюжет приходит сам — под этим я могу подписаться. Слишком часто я открывала чистый лист, не представляя, о чем буду писать. Но пальцы упрямо стучали по клавиатуре. Диалоги, описания, сюжетные ходы появлялись в процессе работы, чему я не переставала удивляться.

    Самым сложным для меня было довериться своим героям. Никогда не знаешь заранее, на что они способны и в какие закоулки сюжета могут завести. Здесь действует только одно правило: сюжет должен развиваться. Пришлось принять тот факт, что характеры будут меняться по мере продвижения вперед. Наблюдать и не бояться экспериментов — вот единственно верный путь! А выйти из ступора помогут задания Криса. Пригласить друзей и предложить им присоединиться? Почему бы и нет! Добавить в повествование случайного прохожего? Определенно, да! Работа над книгой может и должна приносить удовольствие!

    Хранитель кнута и пряника

    На протяжении месяца победители литературного марафона делятся своим опытом на страницах книги. Но все они — незнакомцы. А если вы решили бежать соло, то вам не обойтись без ангела-хранителя. Вам нужен человек, который будет рядом, с которым можно поговорить о том, что творится на душе. Доверьте ему отслеживать прогресс. Бежать литературный марафон в одиночку трудно. Желание сойти с дистанции будет расти день ото дня.

    В какой-то моменты вы, как и я, почувствуете усталость и потерю мотивации. Рывок сделан, очередная промежуточная цель достигнута. Есть подушка безопасности — несколько тысяч слов сверх нормы, дающие возможность устроить выходной. Важно не останавливаться. Крис предостерегает и от этого. Остановившись, вы рискуете сойти с дистанции. Такая судьба постигла многих. Рутина затягивает не хуже болота. Стоит один раз поддаться лени, и прокрастинатор поднимет голову. Желание отложить на потом работу над книгой станет непреодолимым. Следом подоспеет неуверенность в себе, сомнения в уже написанном, перфекционизм. В таких условиях друг, заведующий кнутом и пряником, — жизненная необходимость. Он поможет сохранить настрой, не даст сойти с дистанции. Не будь у меня такого друга, ни о каком успешном завершении марафона и речи бы не шло.

    50 000 слов написаны. Что дальше?

    Сейчас я держу в руках распечатанный черновик рукописи. Ощущаю его вес, чувствую шероховатость бумаги, слышу запах краски. И я счастлива! В планах у меня публикация. При этом я осознаю, что нахожусь в самом начале пути. Чуть ли не каждая страница пестрит от пометок красной ручкой. 80% рукописи лучше вообще никому не показывать. Скажем, сжечь для надежности. Но остается 20% — это 10 тысяч слов, которыми я могу гордиться. Некоторые моменты увлекли меня настолько, что я забыла, что читаю черновик, который вышел из-под моего пера. Это непередаваемое ощущение!

    Благодаря марафону я поняла, что хочу и могу писать. Перестала бояться ставить перед собой амбициозные задачи и с удвоенной энергией рвусь в бой. Это был незабываемый опыт. В конце этого года я обязательно буду участвовать в марафоне NaNoWriMo и приглашаю всех желающих присоединиться. Никто не может дать гарантий, что такой формат работы над книгой вам подойдет. Никакой волшебной формулы успеха не существует. Важно другое: вы сдвинетесь с мертвой точки. Вне зависимости от результатов, вы лучше узнаете себя и на что вы способны. Вера в свои силы будет крепнуть с каждой написанной строчкой.

    Не нужно становиться писателем. Просто пишите!

    До встречи на марафоне!

    Саморазвитие#Писательство

    Интересные комментарии

      Маринка Мотякина
      4 года

      А почему одиночный? Мы вот сейчас целой компанией "бежим" в инстаграмме по #напишем_роман_за_30_дней

      Елена Колыхалова
      4 года

      Потому что хотелось сразу приступить к делу. Ну и знакомые с аналогичными стремлениями появились уже после месячника.

      Настя Власова
      4 года

      Спасибо за статью! :) Я как раз жду ноября, но теперь задумалась - а почему бы и не ждать... Ведь можно провести марафон в одиночку. Подумаю :)

      Ольга Л
      4 года

      Давно хочу написать что-то вроде истории Рода. Можно попробовать писать таким образом, а то как обычно всё затягивается .

      Саша
      4 года

      Статья в жилу, спасибо!

      Анна
      4 года

      Смотря какой роман. Если исторический и добротный, то тридцати дней точно не хватит. Это дело долгое.

      Елена Колыхалова
      4 года

      Согласна на все 100! Любой роман требует времени. Этап редактирования может тянуться годами. Идею можно вынашивать годами. Но как способ сдвинуться с мертвой точки, такого рода марафоны - самое оно.

      Фаина
      4 года

      Написать 50 тысяч слов за 30 дней - не такая уж большая проблема. Написать толковые 50 тысяч слов, со связным сюжетом, правдоподобными героями и логически оправданными их поступками - это уже сложнее. Тоже самое относительно публицистики и тем более учебной литературы. Здесь не обойтись без солидной предварительной подготовительной работы. А если такая работа проведена, то текст будет литься потоком по намеченному плану. Если плана нет, если нет изначального ясного видения всего произведения в целом - от эпилога до пролога, то писать, не перечитывая написанное и не оглядываясь назад, означает, в большинстве случаев, получить нечто бессвязное и сумбурное. Никто не знает, сколько лет зрел у Достоевского замысел "Игрока", сколько времени обдумывал Паланик свой "Бойцовский клуб", и сколько они написали перед этими произведениями зарисовок, рассказов, повестей и романов, которые легли в стол и о которых широкая общественность не имеет понятия. Например, Хемингуэй каждый рабочий день начинал с перечитывания того, что написал вчера, и редактирования, чтобы не сбиться на капризные желания героев, а вести свою авторскую линию. Если вы стараетесь исключительно для себя, то вопросов нет. Любое увлечение прекрасно, если не во вред здоровью окружающих. ) Но если вы хотите чего-то добиться на поприще литературы, то, на мой взгляд, это пустые 30 дней. Я не к тому, что не надо подобным заниматься ни в коем случае. Я к тому, что слишком много иллюзий распространяется в эфир. Хотя бы то, что тексты профессионально измеряются не количеством слов, а количеством знаков. Роман - это примерно 6-7 и более авторских листов, а авторский лист в свою очередь - это 80 тысяч знаков с пробелами.

      Фаина
      4 года

      Простите, ошибку допустила по торопливости. Авторский лист - 40 тысяч знаков.

      Фаина
      4 года

      ))))) ... от пролога до эпилога. Ну, у меня всегда так, печатаю слишком быстро. И вот представляете, что может выйти из под моего "пера" с такой внимательностью и без постоянного редактирования?

      Елена Колыхалова
      4 года

      Соглашусь с вами по многим пунктам.

      Идею можно и нужно вынашивать годами. Проблема в том, что такая идея способна напугать автора, новичка особенно. Появляются мысли: "Да мне же такое никогда не написать! Таланта не хватит!" Жаль, если на этом все и закончится.

      Я рассматривала месячник как способ сдвинуться с места. Перечитав то, что получилось, я стала лучше понимать героев, увидела свои слабые места, выписала вопросы для изучения. Дальше нужно редактировать-редактировать-редактировать, многое переписывать, дописывать, дорабатывать. Это и в книге Криса подчеркивается. Не факт, что конкретно эта работа уйдет в печать.

      Главное, я изучила себя за эти 30 дней, получила опыт и мотивацию. Так что я не считаю эти дни пустыми.

      Елена
      4 года

      А мне кажется-это очень хорошая идея! Пройдет лето со встречами -расставаниями, и надо попробовать.

      Есть у меня любимая книга, часто перечитываю: "Самые короткие в мире рассказы" Стив Мосс и Джон М.Дэниэл. Все рассказы состоят из 55 слов, на любую тему. Тоже интересная идея