2 ноября 2016

«Рисуй как художник за 3 часа»: личный опыт

12382 просмотра

Ксения Куколева
Психолог. Люблю слушать истории и рассказывать свои.
  • vk.com/kskukoleva
  • instagram.com/k_kseniya_i
  • Рисовать или не рисовать? Многие предпочитают не рисовать: не умею, не получится, раскритикуют. Некоторые убеждены, что их руки растут вовсе не из плеч. Этими же руками они пишут диссертации, выращивают помидоры на балконе или пекут ароматные пироги. А еще буклеты «рисуем за 3 часа» кажутся обманом и дешевым маркетингом. Я тоже хотела пойти рисовать, и тоже решилась не сразу. Моим препятствием была прокрастинация: не сейчас, как-нибудь потом, в другой раз.

    Спусковым крючком попробовать оказался бывший коллега, который с недавнего времени действительно стал рисовать. Рисовать, выкладывать в интернет, а потом чуть ли не продавать своим друзьям, коллегам и знакомым. Насмотревшись на его работы, я подумала — а почему бы не попробовать и мне? Так началась уже моя история, в которой я попробовала разные студии по рисованию, разные техники, нарисовала несколько картин, получила массу разных (!) эмоций и воочию убедилась, что все возможно.

    Правополушарное рисование, или Рисуем что хотим

    Первым моим экспериментом был тренинг правополушарного рисования, который длился целых шесть часов, а вовсе не три. Позитивная и артистичная девушка, как я и ожидала, начала рассказывать нам о том, что рисовать может каждый и главное начать, не думая о последствиях. За шесть часов мы нарисовали действительно порядка десяти небольших картинок гуашью.

    Тренинг оставил во мне ряд смешанных чувств: для меня он был не про рисование. Он был похож на мероприятие, ставящее целью побороть неуверенность, страх внутреннего критика и критика внешнего (мама, папа, друзья), который будет говорить, что линии неровные, снег не белый, а море не синее. Все по локоть перепачкались в краске, взрослые превратились в детей, которым наконец позволили рисовать руками и не только на бумаге, но и на столе. Пространство творчества снимало запреты. В сухом остатке мы получили еще и несколько полезных навыков как работать кисточкой и рисовать некоторые базовые вещи.

    Скажу честно, мне понравился именно этот сухой остаток — 20% всего мероприятия. Я шла на тренинг с мыслью, что хочу узнать приемы, а оценивания своего творчества со стороны я не боялась. При этом перемазываться гуашью вовсе не входило в мои планы, я почувствовала себя неуютно. Пожалуй, тренинг был для меня действительно не про рисование, а про то, какие мы разные, какие у нас разные причины, почему мы боимся начать. У всех разные ожидания и разные цели.

    Но, как ни странно, желание рисовать не пропало. Я обнаружила в интернете массу видеоуроков и попробовала один из них. Так у меня появилась первая картина гуашью, которая мне понравилась и показалась достойной публикации в соцсетях.

    Через неделю я решила  попробовать что-то еще — рисовать маслом. 

    Картина маслом

    Масляные краски всегда были для меня чем-то сакральным. К гуаши я относилась несерьезно — ею рисуют дети в школе. А вот маслом рисуют настоящие художники!

    Забегая немного вперед, скажу, что мастер-классы по рисованию маслом бывают как минимум двух типов.

    Вариант первый: в течение трех часов вы вместе с группой рисуете все одну и ту же картину, заявленную в программе, повторяя каждое движение кисти преподавателя. Вы все одинаково кладете мазки, делаете это с примерно одинаковой скоростью.

    Вариант второй: вы сами выбираете картину из каталога, сами ее рисуете в своем темпе, а преподаватель лишь подходит к каждому ученику и дает советы.

    Ожидая первый вариант, я попала на второй. Я была удивлена. Выбрав картину, я прослушала несколько советов инструктора и должна была начать. Уделив мне несколько минут, преподаватель пошел дальше, оставив меня в недоумении: «Постойте, а кто меня будет учить? Я же не умею!» Немного разозлившись на ситуацию, я взяла кисти и стала рисовать с мыслью: неважно, что получится, в другой раз пойду на тренинг, где меня научат всему. Я рисовала. Удивительно, но на холсте передо мной действительно начала появляться картинка. Я смешивала цвета и рисовала закатное небо.

    Решив играть по предложенным правилам — а что мне еще оставалось делать — я время от времени советовалась с подбором краски и наложением мазков. Но я все делала сама! В один момент, не дождавшись совета преподавателя, занятого другим учеником, я решилась нарисовать одну сложную деталь сама — так, как мне показалось правильным. И она получилась. Более того, я закончила свою картину одной из первых. Было чертовски приятно, когда «коллеги» не поверили, что это был мой дебют. А это была и правда моя первая картина маслом.

    Я ехала домой, держа под мышкой свою собственную картину! Меня переполняли эмоции. В тот вечер я чувствовала, что не просто нарисовала удачный пейзаж. Я поверила в свои силы, поверила, что могу сама выбрать цвет, сама принять эти маленькие, но ответственные решения. У меня появились силы не только на новые картины, но и на реализацию своих планов, касающихся других сфер жизни. Во мне было много осознанности и вдохновения. И конечно же, желания непременно продолжать и нарисовать что-то еще. 

    Хоровое рисование

    В  третий раз я пошла рисовать картину по первому варианту: «хором» с другими участниками. Сюжетом для рисунка я выбрала волну. Неспокойное море показалось мне сложным вызовом, который я едва ли приняла бы в одиночку. Мы сидели как прилежные ученики и делали все то, что делала педагог. Для меня все происходило слишком быстро. Не успела я еще получить нужный цвет на палитре, как преподаватель уже сотворила чудо на своем мольберте. Во мне снова проснулось чувство тревоги: «Подождите, я не успеваю, я ничего не понимаю и у меня не получается». В бешеном темпе я пыталась повторять все, что появлялось на мольберте, не думая при этом вообще о том, ЧТО я рисую. Действительно, что я рисовала? Что это было? Волна, горы — мозг просто не успевал. Он нервничал, боялся не успеть и совершенно забыл наслаждаться процессом, дать волю чувствам и позволить им водить кистью и создавать чудо. Но чудо все-таки случилось. Очнувшись от этой гонки по прошествии 2,5-3 часов, я посмотрела на свою работу чуть издалека и замерла… У меня и правда получилась та самая волна. Но как?— этого я уже не помнила.

    В общем, тот тренинг оставил меня в смешанных чувствах и недоумении: «И все-таки что же это было? Чего так хочется и жаль..?» (с) 

    Какие тренинги бывают и сколько стоят

    Коротко резюмируя свой опыт, скажу что тренинги действительно бывают разные. Свои плюсы и минусы можно найти везде. Но если вы все еще боитесь за результат — могу сказать, что он получится в любом случае.

    В моей копилке экспериментов есть еще разные видеоуроки в интернете. Их много и они практически все бесплатные. Можно найти уроки по рисованию маслом, гуашью, акварелью или акрилом.

    Меня заинтересовали уроки скетчинга — рисунка или наброска, который может делаться быстро, на ходу, сразу, как только вы увидели ваш сюжет. На мой взгляд, скетчинг сложнее. В нем должна быть поставлена рука, надо уметь делать разные линии и разные штриховки. Трехчасовых мастер-классов по скетчингу я почему-то не нашла, зато обнаружила целые курсы, куда надо ходить регулярно — например один или два раза в неделю.

    Средняя цена за трехчасовые мастер-классы, которые описаны мною выше — 2000 рублей (цены в Москве). В редких случаях можно найти дешевле. Некоторые школы устраивают иногда целые марафоны по рисованию, когда за один день вы можете нарисовать до 5 картин. В рамках таких занятий один мастер-класс может стоить дешевле.

    За 2,5-3 часа стандартно вы успеете нарисовать одну картину размера А4. Для продвинутой категории художников есть возможность рисовать полотна размером А3. 

    Кто ходит на такие мастер-классы?

    Обычные люди, как мы с вами. Преимущественно женщины 30-40 лет. Однако встречаются как гораздо старше, так и моложе. Видела несколько уже совсем пожилых женщин, которые рисовали очень здорово. 

    Зачем люди идут рисовать?

    Ответ банален и оригинален одновременно. Одну молоденькую девушку-студентку уговорила сходить мама, чтобы та отвлеклась от учебы. Сидящую рядом со мной пожилую женщины привела ее дочь, чтобы она отдохнула и попробовала что-то новое. Часто людям сложно дать ответ на вопрос «почему?»: потому что нравится, потому что есть внутри какое-то чувство творчества, которое задорно подмигивает и позволяет пробовать. 

    Почему туда пошла я?

    Пошла, потому что давно хочется рассказать какую-то свою внутреннюю историю, поделиться чем-то личным и сокровенным. Пока я ее еще не рассказала — собираю ее по кусочкам и крупицам, рисую, копируя чьи-то работы и фотографии, привнося чуть-чуть своего. После всего месяца увлечения рисованием я почувствовала, что открыла для себя какую-то новую дорогу. И впереди на ней еще много личных открытий: внутри себя и в мире вокруг.

    Саморазвитие#рисование

    Интересные комментарии

      Евгения
      3 года

      ходила на такие занятия неоднократно, нашла прекрасного преподавателя у нас, в Питере. в воскресенье снова пойду - чувства обалденные, когда из под твоих рук вылезает такая красота, а ты даже до конца не понимаешь как - но очень хочешь еще!

      Николай
      3 года

      Евгения,а поделитесь названием школы и у кого преподавателя занимались?

      Маша
      3 года

      Ксения, напишите, пожалуйста, в какие школы Вы ходили на мастер-классы.

      Ксения
      3 года

      Маша, привет! С радостью отвечу в соцсетях в лс по поводу школ!

      (ссылки на соцсети есть в самом вверху под моей фотографией)

      Заряна
      3 года

      Очень красивые картины получились. Хоть это и перерисовано – всё равно здорово с первого раза так схватить технику маслом. Вторая картина больше понравилась, там волна одновременно и красивая и немного несуразная, смешная. Жалко оригинала нет сравнить.