Блогер, путешественник, человек с сомнительной полезностью и несомненным самомнением. Работал книжным скаутом в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Любит писать свой текст и читать чужой, изучать редкие и необычные языки, фотографировать на пленочный фотоаппарат и с интересом смотреть на окружающий его мир.
Шесть месяцев назад я совершил самое кардинальное перемещение в своей жизни — переехал из Череповца в Москву.
Отлично помню этот день: мы десять часов ехали в машине, загруженной книгами по самую крышу, и казалось, словно мир за окном меняется: снег тает, а вместо воробьев на проводах сидят позолоченные какаду. Нам казалось, что мы перемещаемся в новый мир, но в столице мы первым делом столкнулись в дверях квартиры с сопящим сантехником, который без устали чинил кран — дома не оказалось воды, вилок, кровати и понимания того, как же нам теперь жить.
Мне хочется поделиться своим опытом переезда, но не практическим (в сети можно найти десятки рассказов физического перемещения из города в город), а психологическим, философским опытом. Я хочу рассказать о том, каково это — сменить свой маленький, привычный мирок на огромный человеческий мегаполис. Кроме того, я хочу поделиться своими мыслями о том, как лучше понять город, в котором живешь, как подружиться с ним.
Я старался написать связный рассказ о таком путешествии, но в итоге решил ограничиться сборником мыслей и тезисов. Они не связаны друг с другом порядком чтения, но объединены общей темой — смена места жительства и его освоение.
Переезд в Москву — это сложнее, чем кажется вам, но проще, чем кажется всем окружающим.
Хороший переезд — это размен хорошего на лучшее. Обычно желание поменять плохое на лучшее оканчивается плохо. Слишком большая разница между местами жительства попахивает фатализмом, побегом от себя самого.
Одна из ключевых вещей в смене места жительства — это психологическая готовность. Некоторые говорят: «Родной город не отпускает меня» или «Москва меня не принимает». Это проявление внутренней неготовности переехать. Нужно понимать, что внешняя среда почти никогда не меняется, измениться (внутренне подготовиться) может только человек.
Проблема внутренней неготовности гораздо важнее любых внешних факторов: времени года, наличия жилья, денег, времени и других ресурсов.
В другой город нужно ехать не ради новых возможностей или денег, а ради принудительного (порой травматичного) расширения своей зоны комфорта и ради возможности жить в более эстетичной среде.
Я не верю в город как в место проживания. Город — это живая среда, которая требует изучения и понимания.
Москва — это город, который построили предыдущие поколения людей, а живут в нем люди совершенно другого образа жизни. К примеру, «Красный октябрь» — это здание бывшей конфетной фабрики, которую сегодня занимает офисный кластер для людей творческой направленности. Нужно четко понимать, что мы — люди постиндустриального общества, которое живет и выживает в атмосфере индустриального города.
Город — это совокупность людей, а не зданий. Если всех москвичей перевезти в Берлин, то получится Москва в сердце Европы, а не пятнадцать миллионов славянских немцев. Человек отражает среду в той же степени, в какой среда влияет на человека.
Город — это друзья, увлечения и досуг, а не место для ночлега, отделенное от рабочего места часом подземного перемещения.
Если хочется поскорей переехать в новый город, то стоит прежде завести в нем друзей.
Я не люблю слово «урбанизм», хотя оно более-менее точно объясняет то, чем занимается любой любопытный горожанин. Впрочем, урбанизм извратили чертовы хипстеры из «Стрелки». Предлагаю заменить его на православное слово «градоведение».
Город — достаточно грубая среда, которая порой болезненно трется о нежные творческие личности. Чтобы противостоять этому, достаточно отрастить простой панцирь, состоящий из любопытства и юмора.
Любопытство — это проще, чем кажется. Те, кто считают любопытство врожденным качеством, сильно ошибаются. Это довольно простой, легко тренируемый навык.
После того, как научишься подмечать детали и шутить про них (хотя бы про себя), город перестает быть враждебной средой. Наблюдательность и юмор — две компоненты мощного оружия.
Отличный способ подружиться с городом — описывать его: фотографировать, рисовать, вести дневник. Хороший пример самоосознания столицы через записки на манжетах — «Московский дневник» Катарины Венцль.
Считается, что вести дневник (особенно личный) — это скучное занятие. Однако кроме непосредственно текста, у него есть куда более важная роль, которую нужно держать в уме. Восприятие города через дневник помогает не только зафиксировать события, но и осмыслить их. Дневник помогает разложить впечатления по полочкам и понять, как же ты сам относишься к происходящему.
Простой способ научиться быть любопытным — научиться фиксировать город фотографически. Простое упражнение — выйти на балкон (или открыть окно), а затем сделать снимок того, что перед тобой. Затем на снимке можно найти немало интересных деталей: телескоп, стоящий в окне напротив, кота, сидящего на дереве, парочку, целующуюся в машине (я не шучу). Подобный фотоэксперимент здорово развеивает скептические чувства людей — даже те, кто не верят в его потенциал, быстро уверуют после первого же опыта.
Юмор — это первая производная от начитанности. Люди не рождаются остроумными (как и наблюдательными, впрочем) — они учатся преобразовывать свой житейский опыт в особую магию, способность смеяться и быть смешными. Как правило, юмор соседствует уму. Следовательно, каждая прочитанная книга, каждый просмотренный фильм добавляют некую условную единицу к способностям шутить.
Можно рассматривать свой персональный урбанизм как тренировку жизненных навыков. Способность достигать гармонию со средой полезна в личных отношениях, наблюдательность пригодится в профессиональной жизни, а способность быть остроумным не пригодится нигде, к черту этот бесполезный навык.
Если говорить серьезно, переезд — это отличный способ пересмотреть свое отношение к жизни, стать внимательнее, научиться анализировать происходящие события, в конце концов — не бояться перемен. С новым городом можно подружиться, это не сложнее, чем починить кран, купить кровать и вилку. Невидимые перемены обычно оказываются самыми значимыми событиями в жизни.
Город — достаточно грубая среда, которая порой болезненно трется о нежные творческие личности. Чтобы противостоять этому, достаточно отрастить простой панцирь, состоящий из любопытства и юмора. (Вот это, просто шедеврально) Автор молодец, спасибо!
Интересные комментарии
Прекрасно и очень тонко подмечено.
Город — достаточно грубая среда, которая порой болезненно трется о нежные творческие личности. Чтобы противостоять этому, достаточно отрастить простой панцирь, состоящий из любопытства и юмора. (Вот это, просто шедеврально) Автор молодец, спасибо!