14 декабря 2017

Сказочный остров

5815 просмотров

Татьяна Ефимова
Иллюстратор, дизайнер, любительница путешествий и интересных ароматов. Наблюдая за окружающей реальностью и попадая в необычные ситуации, любит приговаривать словами кэрроловской Алисы: «Всё страньше и страньше, всё чудесатее и чудесатее!» Свои впечатления фиксирует с помощью акварели и карандашей.
  • facebook.com/t.illustration
  • После написания статьи «Заброшенный остров» прошло довольно много времени, много чего произошло в моей жизни — я действительно очутилась на самом настоящем острове!

    Мечты о  Барселоне пришлось отложить в долгий ящик, но зато я перебралась на Бали — остров, входящий в состав Индонезии и расположенный (как я узнала гораздо позднее) в Тихоокеанском вулканическом огненном кольце.

    Бали — сказочное место, но вовсе не потому, что жизнь тут похожа на рай. Тут грань между миром идей и материальной реальностью очень тонка, и часто ответ на любую вашу мысль или эмоциональный порыв (хороший или не очень) приходит со сказочной быстротой. И порой больно бьет по голове, дает волшебного пинка или щелкает по носу. И ты остаешься сконфуженный, потирая, образно выражаясь, ушибленное место и думаешь, что делать. И делаешь выводы.

    Кстати, ушибы случаются не только в фигуральном смысле. Более полугода назад я вполне себе реально упала со скутера на оживленной трассе:  меня подрезал грузовик. Но, надо сказать, что виновата была все же я, вернее мой дикий животный страх перед вождением скутера, который я не могла победить никакими доводами рассудка. Этот страх не дал мне вовремя среагировать, но уже в момент падения я знала, что все будет хорошо. Это сильное потрясение от удара о нагретый утренним солнцем асфальт выбило из меня страх перед вождением, надеюсь, навсегда. В тот день мантрой для меня стало: «Что мы говорим богу смерти? НЕ СЕГОДНЯ!».

    Жизнь в Музее

    Впрочем, Бали не всегда учит такими радикальными методами. В том, что касается творчества, он действовал более мягко. Я приехала сюда, имея удаленную работу дизайнера, и на протяжении нескольких лет моей здешней жизни все время спрашивала себя: почему я здесь? Явно же не для того, чтобы просто сбежать от зимы и наслаждаться ничегонеделанием на балкончике с видом на черепичные крыши и увитые цветами палисадники. Постепенно я обросла знакомствами, проблем чем занять себя в свободное время не возникало, и всё же...

    Чуть больше года назад, я явилась на беседу с владельцем одного из наиболее влиятельных музеев Убуда, культурного центра Бали. Музей АRMA носит имя его основателя, мистера Агунг Раи (Agung Rai Museum of Arts). Концепция музея — сохранение и поддержание местных традиций, поэтому помимо постоянной экспозиции тут часто проводятся выставки-продажи местных художников, различные мероприятия, бесплатные занятия музыкой и традиционным танцем для балийских детей. Сам мистер Агунг Раи — личность совершенно космическая. Он объехал весь мир, обучаясь новому и привнося это в свое дело, он — творческая личность и талантливый предприниматель, умеющий видеть перспективу и будущее для всего сообщества, а не только сиюминутную выгоду. При этом часто любит делать вид, что он всего лишь садовник в волшебном парке, окружающем музей. И ему верят туристы!

    И вот я встретилась с мистером Агунг Раи, которого к тому моменту уже довольно неплохо знала, чтобы побеседовать по какому-то не относящемуся ко мне вопросу. И внезапно спросила : «Может, у вас есть какая-нибудь волонтерская работа для меня? Я могу делать что угодно, хоть нарезать бумажки, лишь бы быть полезной»! «Так давай сделаем твою выставку», — весело сказал Агунг Раи. Я испугалась: нет, к выставке я была тогда не готова. «А так работа всегда есть, — продолжил он, — например нужны волонтеры на фестиваль масок, который начинается через пару дней».

    Так я стала волонтером в музее. Деятельность захватывающая, порой непонятная из-за сложности в коммуникации и местного менталитета, но безумно увлекательная. Первое собрание волонтеров происходило накануне мероприятия под покровом ночи: мы изучали дислокацию, перемещаясь по загадочно освещенному саду и залам. Буквально за пару дней я познакомилась с огромным количеством интересных людей, а после фестиваля целый месяц меня, как бывшего волонтера, приглашали на различные мероприятия: «Благодарственный ужин в ресторане», «вечеринка-барбекю для волонтеров», «поход в кино с волонтерами». Жизнь забила ключом! Так я стала дружить с командой музея.

    Идея выставки

    Я продолжала рисовать, теперь уже на регулярной основе, так как моя новая удаленная работа требовала от меня навыков иллюстратора. Кроме того, после работы оставалось много свободнго времени и я стала чаще писать акварелью. И когда этим летом мистер Агунг Раи, которого я случайно встретила в парке музея, снова завел разговор о моей выставке, что-то в моей голове щелкнуло и я поняла — да! Пора!

    Но до последнего не верила, что выставка все же состоится. Я снова лицом к лицу столкнулась со своими старыми страхами и неуверенностью. Но как-то научилась себя успокаивать и справляться. Забавный случай был примерно за неделю до открытия: бессонной ночью, примерно часа в три, я вытащила все свои работы, разложила на полу и с внезапной ясностью поняла, что я, увы, не талантлива... Какая печаль! Но не отменять же выставку, банкет уже заказан!

    Но все же главной причиной сомнений был выбор места для моей первой персональной выставки. Вернее, это место выбрало меня. И все же — это надо иметь наглость, замахнуться на такое дело на Бали, где талантов пруд пруди! Тут поголовно все, включая таксистов и официантов, художники, музыканты или танцоры, а порой — всё вместе. Балийцы — очень своенравный и гордый народ, они не признают селебрити и авторитетов. А тут я, вообще непойми кто, из какой-то далекой никому неизвестной страны со своими картинками... В общем, было тревожно.

    Каково же оказалось мое изумление, когда на открытие моей выставки пришло довольно много народу, и я получила прекрасные отзывы от разных людей.  Название My Life Voyage in Watercolor было придумано в соавторстве с моим уважаемым куратором, а концепция была мне подсказана самой жизнью, проходящей в непрерывном путешествии. Каждая композиция была снабжена коротким текстом, более полно раскрывающим ее содержание. И, конечно, большинство акварелей было посвящено моему любимому Бали. Потом я получила отзывы от местных художников, что им было невероятно интересно увидеть Бали моими глазами. Какие-то простые вещи, на которые они давно не обращают внимание: цветок в традиционном подношении, утки в рисовых полях, зонтик у входа в храм — показались им завораживающими в моих работах.

    И важно даже не то, что сразу же были куплены три картины, хотя это тоже приятно. Самое главное — это глаза людей, когда они смотрят на твою работу, тот волшебный  момент резонанса; магия, которая возникает между картиной и зрителем. Наиболее удивительное событие вечера: на выставку явился персонаж, один в один похожий на моего Мелькиадеса, который вроде бы умер от лихорадки в болотах Сингапура, а сам жив-живехонек.

    Это был волшебный вечер и переломный момент в моей жизни. Как сказал мистер Агунг Раи : «Давно пора! Не могла же ты постоянно держать это в себе». И я поняла, в очередной раз, что он видит людей насквозь, и видит что-то такое, что ты сам не видишь или не хочешь замечать.

    Жизнь на вулкане

    Мне казалось, что после открытия выставки моя жизнь опять вернется в спокойное, уединенное и сосредоточенное состояние, какими были несколько месяцев подготовки. Не тут-то было! Со всех сторон посыпались разные предложния о сотрудничестве, даже старые знакомые вдруг взглянули на меня новыми глазами, с бОльшим уважением. В общем, ни о каком спокойствии речь не шла.

    В конце ноября стал проявлять активность один из действующих вулканов , священная для балийцев гора Агунг. Интернет заполнился невероятными фото дымящегося вулкана. Я сказала своему другу, местному художнику, что мы не можем это пропустить, ведь раз в жизни такое бывает, должны поехать туда, увидеть вулкан своими глазами и, если получится, зарисовать. Друг слегка сопротивлялся, мол опасно ехать (видать, знал что-то), но в итоге все же согласился. Мне было совсем не страшно, видимо потому, что я не достаточно владею информацией о вулканах, к тому же мой девиз «Слабоумие и отвага!»  Поехали. Наш водитель, очевидно, руководствовался тем же девизом, поэтому мы очутились в опасной зоне, в непосредственной близости от Агунга. Трава и деревья там были серыми от пепла, а сам воздух пронизан вибрациями опасности. Что интересно, местные жители совсем не торопились покинуть свои дома: в близлежащих деревнях шла обычная жизнь. Я сделала зарисовку карандашом, а друг очень быстро, забыв обо всем, написал маленький этюд, который в тот же день продал через интернет одному коллекционеру, а вырученные деньги пожертовал людям, покинувшим свои дома из-за вулканической деятельности и вынужденным жить в лагере беженцев.

    Был один момент, когда я поняла — это не просто развлекательная поездка, как казалось поначалу, а нечто большее. Пока мы рисовали, к нам подходили местные фермеры, делились, как им не по себе от этой опасности и неопределенности. Я помню лицо одного старика, строгое, нахмуренное, лицо человека, который ничего особо не ждет от этой жизни. Он подошел посмотреть, что происходит, и в тот момент, когда он увидел моего друга, увлеченно работающего над этюдом, его лицо внезапно разгладилось и осветилось улыбкой. Это было, наверное, как чудо — увидеть кусочек красоты творческого процесса посреди хаоса и страха...

    Размышляя обо всем, что происходило в последнее время, я пришла к кое-каким выводам.

    • Эти несколько лет на Бали научили меня быть более самостоятельной и сохранять спокойствие в любой ситуации. Помнить, что «все проходит и это тоже пройдет». Вместе с тем я пересмотрела свое отношение к концепции «поддержки Вселенной». Раньше мне казалось, что Вселенная должна все дать по моему запросу и желательно побыстрее. Сейчас пришло осознание, что надо пытаться в первую очередь делать что-то самой, и в то же время понимание, что все проконтролировать невозможно, мы ответственны лишь за малый участок своей собственной реальности, за которым простирается огромное пространство возможностей, потенциальных проблем и неопределенности. И надо как-то пытаться балансировать на этом малом пятачке своих реальных возможностей, не скатываясь ни в иллюзии, ни в панику. «Делай что должно и будь что будет». Этим  и занимаюсь :)

    Любопытно, что именно тут мне удалось наладить контакт с моей родиной, Беларусью. До этого у меня были только претензии, почему я родилась в именно в том месте, а теперь я вижу в этом благословение. В августе побывала дома и впечатления остались самые теплые. Даже уезжать не хотелось. Когда не от чего обороняться и не на что обижаться — столько силы высвобождается на нужные дела!

    • Мне всегда мешало постоянное стремление искать в любом деле поддержки извне. Эта привычка порой стопорит весь процесс. Во время подготовки к выставке ситуация обострилась, и это дало мне возможность особенно ясно увидеть мою привычку к зависимости. У меня не было запаса времени, потому приходилось все решать самой и быстро, иначе бы я ничего не успела. Конечно, я спрашивала совета друзей, но когда наступало время действовать, оказывалось, что кроме меня самой помочь некому. В итоге оказалось, что я способна прекрасно организовать все сама (от концепции выставки до печати наружных баннеров и официальных приглашений на бланках для VIP), от чего-то отказаться и получить бонусы с неожиданной стороны. Оказалось, что полностью опираться на себя — очень приятное ощущение.

    • В чем я черпала силы и поддержку: как ни странно поддерживал некий фатализм и понимание, что от ответственности не уйти. Если Тот, кто свыше, дал мне какие-никакие способности, то мне придется что-то с этим делать, иначе будет хуже. Предыдущие годы показали, что нереализованный потенциал причиняет страдания. (об этом в статье «Заброшенный остров»).

    Конечно, постоянно тревожит нехватка денег (часто воображаемая). Мне очень нравятся слова Нормана Пила: «Пустые карманы никогда не помешают нам стать теми, кем мы хотим быть. Помешать этому могут только пустые головы и пустые сердца».

    • О чем я могу предупредить тех, кто сейчас находится в начале пути: если что-то хочешь изменить в своей жизни, надо быть заранее готовым к тому, что просто не будет. Гораздо менее энергозатратно плыть по течению и жить в рутине, что я и делала довольно долго. Но от жизни не убежать, трудности — её неотъемлемая часть, благодаря им мы растем.

    И еще: чтобы изменить что-то вовсе не обязательно ехать на другой конец света. Иногда достаточно просто свернуть с привычной колеи на некоторое время и посмотреть, что из этого выйдет :)

    Саморазвитие#рисование#Самоисследование#смыслы#Творчество