Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
4 августа 2020
4568 просмотров
Быть не вчерашним выпускником, а специалистом с опытом, и бояться рассказать про проект, свою работу, да про что угодно, когда на тебя смотрят из зала больше трех человек — это очень неудобно.
Твоя идея и аргументы не доходят до аудитории, потому что перехватывает дыхание, руки что-то нервно теребят, а мысли скачут. Ты выглядишь неуверенно, и только поэтому информация, которую ты даешь, выглядит недостоверной и не имеющей ценности.
Я боялась не только выступать, страшно было даже задать вопрос спикеру: все же обернутся и посмотрят на меня, а я не смогу четко выразить свою мысль.
Никогда не проявляла инициативу, если была возможность где-то выступить, а если отвертеться не удавалось (работа — это работа), могла не спать ночь перед событием и проклинать себя.
К каждому своему выступлению я тщательно готовилась, продумывала структуру речи, формулировала ёмкие тезисы. Но все это нивелировалось моей неуверенностью, голосом, мелкими движениями. Содержание терялось, и воздействие на публику было неэффективным.
Я восхищалась людьми, которые легко держатся на сцене и могут быть собой. Конечно, я считала, что это врожденное. Мои размышления на эту тему заканчивались выводом «не каждому дано». Особенно повезло, как мне казалось, носителям языка. (Хотя отговорка слабая: я одинаково боялась выступать и на английском, и на русском).
Сильнее всего я завидовала британцам и американцам, где каждый второй выдающийся спикер, а каждый первый — умеет говорить естественно и не стесняться. Со временем я узнала, что им помогает среда, в которой они растут: говорить и презентовать им приходится со школы, распространены клубы и соревнования по дебатам.
Как-то, проводя интервью на работе, я увидела в резюме кандидата упоминание клуба публичных выступлений Тоастмастерс. Так началось мое знакомство с этой некоммерческой организацией. Про нее можно многое рассказывать, но все сводится к регулярной практике выступлений и получению обратной связи в группе людей (членов клуба). Нет ни учителя, ни учебника в классическом понимании. Есть только встречи клуба, члены клуба и ты со своими выступлениями (читайте про мой опыт первого выступления в клубе).
В течение двух лет я сделала пятнадцать выступлений в клубе, получила на каждое:
Темы моих выступлений были очень разные: лидерство в волонтерских организациях, подход к управлению проектами «Dragon Dreaming», брак по расчету, фигурное катание, сериал «Чернобыль» и даже поздравительный тост:)
О своем прогрессе я поняла, когда на работе я подняла руку и сказала, что хочу быть ведущей панельной дискуссии с топ-менеджерами компании (так называемыми С-level). Так как я вложила время и силы в практику, мне хотелось протестировать новую себя на реальных выступлениях.
Я переживала не меньше, чем раньше, но уже по другим поводам. Меня волновали моменты подготовки, какой тон выбрать, как представить гостей, подготовить вопросы, а не сам факт того, что на меня будут смотреть двести человек. Возможно, голос звучал все еще не слишком уверенно, но я уже могла шутить, думать, смотреть на гостей.
Потом я приняла участие в конкурсе питчей новых продуктов и снова порадовалась, что могу сконцентрироваться на питче, продаже идеи, а не страхах и их физических проявлениях.
Физические аспекты страха (сохнет во рту, потеют руки, перехватывает дыхание, кружится голова) уходят после пяти-шести выступлений. Мне об этом говорили более опытные люди, но я не верила. С удовольствием заметила, что начала отмечать реакции, взаимодействовать с аудиторией, а не только пытаться набрать воздуха в легкие. Я с радостью поняла, что за пять минут до выступления я не нахожусь на грани нервного срыва, а просто настраиваюсь и думаю, с каким настроением лучше начать.
Язык тела: я не актер и не очень понимала, как над этим работать и улучшать, и зачем. Но достаточно посмотреть одну видеозапись своего выступления и станут заметны монотонные мелкие движения, куцые руки, взгляд в пол. Все эти движения происходят неосознанно.
Как выбрать тему для выступлений? У меня стояла определенная цель — практика выступлений, и мне не хотелось тратить недели на выбор темы следующего выступления. Поэтому я придумала себе правило: если я думала про какую-то тему больше пяти минут, значит это потенциальная речь. Любой мой пост в Фейсбуке — это потенциальная речь. Не нужно готовить тему, достойную Нобелевского лауреата. Моя цель — практиковаться.
Работа над содержанием: Тема речи не важна для практики, но важно понимание того, как раскрыть тему и как рассказать так, чтобы никто не хотел, чтобы вы уходили. Многие советуют начинать с конца, с вашего результата: с чем вы хотите, чтобы слушатели ушли домой после вашей речи?
Есть только одна вещь в выступлении, которая важнее заключения, и это — начало. Как начать? «Я расскажу вам сегодня о …» — такое вступление уже неприемлемо в современном мире. Как выбрать то самое первое предложение? После того, как моя речь написана, я подолгу смотрю на текст и ищу то самое первое предложение. (Например, свою речь о браке по расчету я начала с фразы «Есть ли здесь кто-то, кто хочет жениться на мне?»).
Количество или качество. Вот так сесть и подготовить выступление — кажется очень неподъемным делом. Про что говорить, а вдруг не поймут, а вдруг будет скучно? На мой взгляд, если у вас есть страх, который вы пытаетесь побороть, нужно просто выступать, пока он не уйдет. Когда он уйдет, вы сможете начать готовить свои гениальные речи, сосредоточиться на сложных концепциях, на глубоких месседжах.
Тайм-менеджмент во время выступления — еще один аспект, который познается через практику. Сколько времени занимает речь? Как уложиться в отведенный тайминг? У меня не было привычки выступать, и я понятия не имела о том, сколько содержания можно вместить в десять минут. А три минуты — это много? (если честно, за три минуты на сцене можно помереть от страха).
Обратная связь (фидбек) — благодаря практике публичных выступлений я научилась принимать фидбек и работать с ним. Я не умела раньше ни просить обратную связь ни давать её. Если кто-то и спрашивал «Как вам понравилось?», я всегда говорила комплименты и не думала, что от меня могут ожидать чего-то другого. В клубе публичных выступлений постоянные итерации обратной связи (бесконечное кольцо — спикер — рецензент — главный рецензент) приучают к правдивому и конструктивному фидбеку. Уходят эмоции, остается только желание понять, что работает, а что нет.