14 ноября 2019

Пути роста для маленького автора

6366 просмотров

Кира Бородулина
Преподаватель английского и немного музыкант. Автор пяти опубликованных книг. Пишу о межличностных отношениях, необычных людях и вечных ценностях.
  • borodulinakira.ru
  • youtube.com/channel/UCAT2eNjOeTfwkdJeECuV5ag
  • Эта статья для начинающих писателей, которые хотят развиваться. Ее автор – не литературный эксперт и не публикующийся писатель. Просто человек, страстно влюбленный в свое дело.

    В какой-то момент нам нужен опыт старшего товарища, рука друга и знание о возможных ошибках.

    Я пишу пятнадцать лет, но так и не научилась зарабатывать на любимом деле. Года три назад ругала себя за то, что потратила столько лет впустую. Лучше бы статьи писать научилась.

    Успокоилась, наткнувшись на видео коллеги по цеху – успешного копирайтера. Те же три года назад он признался себе, что он – писатель и сокрушался, сколько времени потратил впустую, пока строчил продающие тексты. Мог бы уже столько книг написать!

    Писательство – та сфера, в которой я хочу быть свободной. Не встраиваться в формат, а воплощать собственные задумки.
    Источник фото: Рixabay

    Всем есть, о чем сожалеть, но прошлое не вернешь. Немногие готовы признаться себе, что претендуют на нечто большее, чем статус любителя, особенно в творческой сфере. Надеюсь, с учетом моих ошибок вы сможете покорить свои вершины легче и быстрее, а в мире станет больше классных авторов.

    Первые шаги

    Когда я начала маяться литературой, больше всего меня интересовало, как шел творческий процесс у маститых авторов.

    Узнав, что Виктор Гюго, работая над романом, собственноручно стригся и не выходил из дома, пока волосы не отрастут, мы с подругой решили, что он слишком фанатичен. У нас с вдохновением попроще.

    На третьем курсе нам, филологам-германистам, не очень верилось, что авторы так шлифовали каждое слово, как внушают преподаватели аналитического чтения.

    Однако именно в тот момент мне приоткрылся дивный новый мир, и я поняла, что не так все просто в литературе.

    Из своего образования я взяла тогда все, что смогла, но предназначена эта информация была читателям, а не писателям. И во главе угла стоял английский язык, а пишу я на русском.

    Пришлось мне заново открывать для себя родную речь.

    Вот что мне тогда помогло:

    • Сочинения различных жанров. Пособие еще со школьных времен, но в школе мало кто вникал в подобную информацию. Написали пару рецензий, аннотаций, интервью и забыли.
    • Анализ художественного произведения, а лучше литературоведение. Понимание устройства романа не поможет в его создании, но на начальном этапе небесполезно.
    • Культура речи. Писатель должен знать родной язык в совершенстве.
    • Справочник по литературной и редакторской правке. Читается трудно, зато всегда будете знать, куда заглянуть, если возникнут вопросы.
    • Стилистика русского языка. Я не призываю запомнить, что такое эпифора и антифразис, но раздел о звукоописи и фонике заставил меня взглянуть на тексты с другого ракурса.
    • Риторика и ораторское искусство. Некоторые приемы можно позаимствовать и для письменной речи. Читать подробности из первых уст куда увлекательнее.И, наверное, не стоит даже упоминать Стивена Кинга и его «Как писать книги» (кстати, многое можно почерпнуть и в «Пляске смерти», где он разбирает феномен ужаса в литературе и кино).
      Есть интересные главы, посвященные писательству в книгах Уильяма Сомерсета Моэма «Подводя итоги» и Андрэ Моруа «Письма к незнакомке». Их опыт вселяет уверенность, что и у вас все получится, хотя легкого пути никто не обещает.

    Разумеется, без прогрессивной практики эти чтения – мертвому припарка.

    Твердая пища

    Когда я наткнулась на сайт «Справочник писателя», сочинительством занималась уже десять лет. На тот момент там не было курсов, зато были платные статьи.

    Тогда я не была готова инвестировать в любимое дело. Как я позже поняла, это прекрасно иллюстрирует отношение к нему.

    Оговорюсь: я не согласна с тем, что бесплатную информацию не ценишь, а если уж заплатил – будешь стараться изо всех сил и обязательно добьешься желаемого.

    Однако у курса есть некоторые преимущества перед самостоятельным обучением:

    • Скорость и время. Курс ускоряет обучение в двадцать, а то и в тридцать раз.
    • Система и концентрация. Не придется отбраковывать ненужное и «сливать воду».
    • Обратная связь и творческие задания. Взгляд со стороны – не родственника или друга, а профессионала, который не знает вас лично, бесценен.

    Увы, наставничество в нашей культуре недооценивают. В США детей с третьего класса обучают литературному мастерству, а в большинстве колледжей это обязательный предмет.

    У нас же единственным требованием к сочинению был объем.

    В институте мы несли многословную и хаотичную ахинею на экзаменах, а на четвертом курсе учились писать краткие, последовательные и хорошо структурированные эссе, чтобы соответствовать стандартам Оксфорда и Кембриджа.

    О личности наставника

    Мой отец убежден, что хороший тренер не обязан быть чемпионом. Главное – быть психологом, уметь работать с людьми, мотивировать.

    Однако так уж мы устроены, что хотим учиться у чемпионов.

    Если вы нашли человека, добившегося успехов, о которых мечтаете, если вам нравится не только его стиль преподавания, но и тексты – пожалуй, вы нашли идеал.

    Коснемся и преподавательской темы. Чтобы учение приносило максимальную пользу, в нем должны присутствовать три компонента:

    • Интерес. Человек получает интеллектуальный кайф от процесса.
    • Прогресс. Желательно видеть в долгосрочной перспективе: как изменится жизнь, если я овладею новыми знаниями. Это – ядро мотивации.
    • Окружение. Известный пример: если положить свежий огурец в банку с солеными, он тоже станет соленым. Единомышленники – это не только поддержка, но и вдохновение.

    Для писателя стоит добавить еще две специи, особенно на ранних этапах:

    • Время. Теория – это хорошо, но пресловутых десяти тысяч часов, после которых пилот становится асом, никто не отменял. Посчитайте, сколько лет это займет, если вы ежедневно уделяете творчеству хотя бы час.
    • Ресурс. Хорошо, если у вас будет источник дохода, не завязанный на писательстве и достаточный, чтобы в него вкладываться.

    Курсы

    Это ни в коем случае не рекламная статья, поэтому не пишу названия пройденных мною курсов. Озвучу лишь суть и пользу.

    Журналистика

    Хотелось научиться монетизировать любимое дело.

    Не буду углубляться, почему с художественной литературой это если и возможно, то сложно, и почти все писатели-художники ведут колонку в СМИ или имеют несвязанные с писательством проекты.

    Прошла курс с большим удовольствием – каждый день вебинары, задания и кипение мозга.

    Обратной связи у меня не было и рецензентов не нашла – взяла пакет «минимум». Одну из написанных за курс статей опубликовали. Правда, в урезанном виде, никак со мной не согласовав, но заплатили. Курс окупился.

    Итог: журналистика – не для меня. Чем только не приходится заниматься по жизни, и, наверное, я бы могла писать статьи об английском, о преподавании, о пении и даже о спорте, но не увлекает.

    В писательстве мне хотелось быть свободной. Не встраиваться в формат, а воплощать собственные задумки.

    Композиция романа

    Все, что я изучала до этого, касалось красоты языка. Кроме книги Дж. Фрэя «Как написать гениальный роман», и тогда все мое существо восстало против такой прагматики.

    В начале пути ты попросту не готов переваривать большие объемы информации и уж тем более превращать знания в навыки.

    В процессе работы над восьмым романом возник вопрос: «Как же вырулить столь масштабный проект?».

    Ответ «как получится» перестал меня устраивать, и я подарила себе курс. На меня хлынула такая лавина информации, которая еще три года назад свела бы с ума, да и применять такое желательно на эпическом полотне.

    Итог: лучшего подарка я себе не делала.

    Каждую более-менее длинную историю проверяю этим курсом. Помогает, если находит кризис идей или кризис фигни. Я это называю: «Когда не можешь понять, что тебе не нравится в собственной работе и как это исправить».

    Бизнес и маркетинг

    Этой прозой приходится заниматься всякому современному творцу. Я же взяла курс по ошибке – прельстила скидка, и вчитываться в описание не стала, сделала себе подарок на день рождения. Курс касался литературы нон-фикшн, которую я пока не пишу, и тому, как делать бизнес на книгах и знаниях.

    Итог: узнала, как работает инфобиз, да и тема личной эффективности любому писателю актуальна. Поскольку авторов два, один больше касался творческой стороны, в другой – деловой, умело спуская с небес на землю не в меру крылатых креативщиков.

    Разумеется, с возрастом и с опытом становишься требовательнее к себе, ставишь более высокие цели, поэтому полного списка рекомендаций дать невозможно.

     

    Саморазвитие#Писательство#Самосовершенствование