Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
28 июля 2021
16787 просмотров
Сколько раз за последние годы я задавала себе вопрос: в чем мое предназначение? Задавать задавала, только ответа не слышала. А ответ давно существовал, теперь я это точно знаю. И получила я его задолго до того, как задала вопрос. Обычно так и бывает, когда дело касается познания себя.
Мне всегда нравились детективы. Еще в юности я зачитывалась Конан Дойлем, Агатой Кристи, Чейзом и Рексом Стаутом. Спустя несколько лет не обошла вниманием и Полякову с Устиновой, но никогда не задумывалась о том, чтобы писать самой. Казалось, что это очень сложно, ведь нужно столько всего учесть, как-то состыковать сюжетные линии. А главное, сначала этот самый сюжет придумать.
Вспоминая сейчас то время, я удивляюсь, почему не замечала очевидных подсказок, ведь в моей голове постоянно крутились какие-то истории. Пусть отрывочные и незавершенные, но все же они ясно указывали путь, на котором стоило сосредоточиться. Но тогда я этот путь не разглядела, может быть потому, что никогда не любила писать школьные сочинения. И поступила в экономический вуз.
А дальше все, как у многих до меня: отличная учеба, недолгая работа по специальности, замужество и декретный отпуск, растянувшийся на много лет. И загнанная вглубь неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, а точнее полным отсутствием таковой, все чаще прорывающаяся тоской и раздражением.
Но все, что происходит, ведет нас к своей дороге. Разочарование заставило меня вплотную заняться самопознанием, пробовать разные методики: медитации, телесные практики, работу с вниманием, наблюдение за мыслями и эмоциями. Самым первым изменился эмоциональный фон, спокойствие и радость стали частыми гостями, а потом и постоянными спутниками, лишь иногда уступая место тревоге и беспокойству. И тогда это произошло.
Летом я жила на даче и ухаживала за любимым садом. И однажды прямо за работой в голове всплыла строчка текста — всего несколько слов. Продолжая заниматься своими делами, я отстраненно подумала: «Интересное предложение, вполне может быть началом детектива». И вдруг что-то изнутри меня толкнуло — запиши эту фразу. Я удивилась и сама себя спросила: зачем? Чувствовала себя очень странно, но взяла планшет и записала слова.
А дальше опустилась на лавочку, и пальцы быстро набрали еще несколько предложений. Я опять задала себе вопрос: что вообще сейчас делаю? Неужели книгу пишу?! И поняла, что да, пишу! Без продуманного сюжета, главных героев, вообще без ничего. Мой первый детектив родился за месяц.
Фото: Katie Krueger
То, как это происходило, опрокинуло все мои представления о том, как пишут книги. Я писала так, как читала, не зная, что будет в следующем абзаце, и чем все закончится. И самым для меня удивительным стало то, что все линии, все герои в конце как-то увязались и сошлись.
Когда я потом изучала писательские форумы, узнала, что, оказывается, многие так пишут. А прочитав Нила Уолша, ту же Джулию Кемерон, поняла — это и есть тот самый творческий канал, через который приходят в наш мир картины, книги, удачные фотографии, научные открытия, идеи приносящего реальную пользу бизнеса и тому подобное. И когда человек возвращается к себе, этот канал открывается, и творческая энергия просто проходит через него в наш мир.
С тех пор мое мнение о творчестве поменялось кардинально. Теперь я знаю, что это не удел избранных людей, поцелованных особой музой. Наоборот — неотъемлемое качество любого человека, данное ему с рождения. Надо набраться смелости и увидеть это в себе. Здесь есть подсказки — искать стоит там, где всегда нравилось что-то делать. Просто так, потому что хотелось: петь, придумывать истории, рисовать, шить одежду для кукол и так далее.
Теперь, когда я слышу слова про талант, только улыбаюсь в ответ. Если ждать какого-то особого таланта или считать, что раз не родился с ним, то уже ничего не поделаешь, так и не выпустишь на волю эту свободную птицу, что живет в твоей груди. Не почувствуешь потрясающий драйв и восторг, когда она вырывается на свободу!
А мир продолжает открываться мне навстречу. Словно в ответ на изменившееся представление о творчестве через несколько месяцев я попала на курсы правополушарного рисования. И я, еще со школьных уроков изо убежденная, что не имею никакого художественного «таланта», начала рисовать:
Кстати, творчество — это не только рисование и тому подобное, а вообще любое дело, в которое вкладываешь душу, входишь в поток, сонастраиваясь с Вселенной. Но только когда занимаешься этим всерьез, без попыток спрятаться за маску хобби и оправдаться тем, что нелюбимая работа необходима для денег.
Однако на этом мои открытия не закончились. Оказалось, творчество — это, как ни странно, не про вдохновение, а про ежедневную работу. Да, приносящую кайф и удовольствие, но требующую усидчивости и конкретных действий. Не ждать особого настроя, а каждый день садиться и писать. Или рисовать, много и часто. И тогда сюжеты стучатся сами, причем, чаще всего в процессе обычной, рутинной деятельности. Например, в движении, на ежедневной прогулке, или сразу после пробуждения — это вообще время озарений и контактов с подсознанием.
Когда сюжет немного стопорится, я просто переключаюсь на домашние дела, помогает мытье посуды и чистка картошки. Последнее — мой личный бестселлер. То и дело приходится отрываться от очередной картофелины и записывать пришедшую в голову новую идею. Ну и конечно, черновиком работа с книгой не заканчивается. Теперь я знаю, сколько времени занимает правка текста, удаление повторов и лишних местоимений.
Мне до сих пор стыдно вспоминать, как я, в полном изумлении от того, что сделала, распечатала сырой текст и вручила его маме — моему первому читателю. Хорошо, что у меня хватило ума не отправлять его в таком виде в издательство! Сейчас я показываю рукопись только после двух-трех вычиток. А выкладываю на всеобщее обозрение после нескольких месяцев работы над текстом.
За пару лет я написала шесть детективов. Мне очень нравится писать, я испытываю от этого действа огромное удовольствие. Но так же важно для меня, чтобы мои книги читали. Важно делиться чувствами и эмоциями, которые я вложила в слова. Эта энергия не должна застаиваться, поэтому, готовя детективы к отправке в издательство, одновременно я выкладываю их на своем сайте.
Я пока только осваиваюсь в писательском мире, изучаю его со всех сторон. Но кое-что уже могу суммировать в виде простых советов.
Для начала — попробовать писать. Даже если русский и литература никогда не были вашими любимыми предметами, но зато в голове постоянно живут какие-то истории. Или вам просто нравится складывать слова в предложения — обязательно попробуйте! Если получится, если испытаете от этого кайф, поздравьте себя — вы писатель! Тогда первое, что стоит сделать — не прятаться за скромностью и разными оговорками, а сказать самому себе: «Я писатель». Вот прямо так, набраться наглости и заявить: «Я писатель!»
А дальше, раз уж вы писатель, значит должны писать. Как это ни банально звучит. Не иногда, под настроение, а ежедневно. Буквально каждый день, особенно когда работаете над очередной рукописью. Пусть понемногу, но регулярно. Чтобы не терять связь с тем миром, о котором пишете, чувствовать его. И, конечно же, не стоит ждать особого вдохновения или начинать работу только тогда, когда сюжет продуман полностью, от начала и до конца. Очень часто история разворачивается всего лишь с одной сцены (не обязательно первой) или даже одной строчки.
Главное из моих наблюдений — вовсе не автор распоряжается жизнью и смертью героев. Когда пишешь, хорошо чувствуешь, что у сюжета существует своя внутренняя логика, которой он подчиняется. И эта логика ведет автора за собой, а не наоборот. Даже не знаю, надо ли упоминать, что вам должно быть интересно то, о чем вы пишете. В противном случае вряд ли книгой заинтересуется кто-то другой. Кстати, совсем не обязательно сочинять художественные произведения. Можно работать с любой темой, в которой вам есть что сказать: личный опыт, впечатления, статьи для блогов и так далее. Приемы создания хороших текстов везде одни и те же.
Хотя писать придется много, очень важно давать себе отдых. Он обязательно нужен, чтобы успеть восстановиться и не истощиться морально. Да и физически тоже. Первые два детектива я написала практически без перерыва, друг за другом, но больше так не делаю. Не раз встречала рекомендации, что не стоит сразу садиться за стол, как только проявится новый сюжет. С ним надо какое-то время пожить, походить. Как почувствуете писательский зуд, нетерпение, тогда и пора — время пришло.
А пока лучше отдыхать и наблюдать. Замечать интересное вокруг: людей и их поведение, архитектуру и природу. Всему этому обязательно найдется место в новой книге. Но если в голову приходят удачные предложения, фразы или сцены, ни в коем случае нельзя надеяться на память — обязательно все записывать. Даже если еще совершенно не ясно, как это может пригодиться. У меня рядом с кроватью всегда лежит планшет. Очень часто идеи идут потоком перед сном, когда я засыпаю, или рано утром. А на улице удобно пользоваться диктофоном в мобильном телефоне.
Следующий шаг — правка текста. Когда вы закончите свое гениальное произведение, приготовьтесь к тому, что это будет всего лишь черновик. И хотя основная работа сделана, еще два-три месяца придется вычитывать и исправлять рукопись (со статьями, конечно, быстрее). Не раз и не два, а много-много раз. Отлавливать повторы и ошибки, оттачивать стиль. Это нормально и естественно, главное здесь не затягивать такую работу надолго, все-таки остановиться и перейти к следующему шагу — отправить книгу в издательство и выложить в интернет.
Писателю обязательно нужно получать обратную связь. Но здесь стоит быть готовым к молчанию издательств. Большинство из них никак не сообщает, если рукопись не подошла. А сроки рассмотрения у самых крупных от полугода и выше, иногда доходит до полутора лет. В таком случае помогает понимание, что успех — это не раз, и сразу в дамки. «Успех — это количество попыток». (Не знаю точно, чья это фраза. Я ее услышала на Марафоне Олеси Новиковой).
К счастью, у нас есть интернет. Социальные сети и форумы — вот то, что поможет книгам встретиться со своими читателями, а авторам найти свою аудиторию. Даже если издательство напечатает рукопись, продвигать молодого писателя оно не будет. И если вы, как и я, не хотите, чтобы ваши книги в лучшем случае пылились на полках магазинов, то стоит понять: продвижение книг — этап обязательный, и заниматься им придется самим. Этот вопрос я как раз сейчас изучаю. А когда разберусь в нем получше, обещаю поделиться с вами новыми выводами.
Желаю вам смелости в осуществлении своей мечты и удачи на писательском поприще!
Интересные комментарии
Инна это просто здорово.Спасибо.Оказывается надо не только критиковать себя, но главное верить,хвалить и радоваться тому,что сотворил.Любить себя без всяких условий,необходимо развить в себе высокую сомооценку, открыть свою творческую индивидуальность. И все это навеяло ваше доброе послание. И ещё помнить что:Создатель дал нам все для жизни и творения.И даже больше- Свободу выбора, свободу воли и вдохновения. И мысли силу колосальную и Слово! Удачи!
Людмила, благодарю за ваш комментарий! Вы правы, прежде всего ценить себя нужно самим и жить в радости.
Наталья, хочется еще сказать. Не переживайте, сомнения — это нормально, главное на них не зацикливаться. Отметить, что они есть и просто идти дальше, делать то, что нравится. Тогда сомнения отойдут на второй план и не помешают вам, а возможно, потихоньку растворятся. У меня тоже остаются беспокойства и страхи, пусть и меньше, чем раньше. И хотя я уверена в том, что делаю, называть себя писателем мне еще не совсем легко и привычно.
Спасибо за статью. Очень хорошие советы. Желаю вдохновения.
Александра, большое спасибо! И вам успехов в раскрытии творческого потенциала!