23 июня 2021

Как рисование вместе с ребенком превратилось из неотвратимой катастрофы в систему роста художника

2558 просмотров

Елена Егорова
Художник, преподаватель, мама, участница Стодневки.
  • instagram.com/e.lena.egorova
  • Я художник. После окончания художественного училища делала ростовых кукол, костюмы и декорации, потом преподавала в художественной школе. Сейчас в декрете.

    Художнику, чтобы развиваться, нужно рисовать регулярно, ежедневно, без перерывов.

    Когда родился сын Миша, я рисовала во время его сна. Планировалось рождение второго ребёнка.

    Мне давно хотелось пройти курс Армена Петросяна «Стодневка — экспедиция к новому Я». Я решила, что сейчас самое подходящее время. Когда родится еще один малыш, будет не до Стодневки.

    Цель выбрала насущную: рисование при ребёнке. Ведь время сна у младенца и трехлетки совпадать не будет. Так что надо тренироваться — при любых обстоятельствах, когда тебе мешают, хоть как, хоть на коленке, но рисовать.

    Сыну на тот момент было 2 года и 1 месяц. Когда я садилась рисовать при нем, он не соглашался просто сидеть рядом и калякать на своём листочке. Ему нужно было непременно рисовать на моей работе. Сначала меня это подбешивало, но все попытки его отвлечь, заканчивались обидами и истериками.

    Говорят человек ко всему привыкает:) Вот и я стала привыкать, что Миша портит мои работы. Что делать. Не бросать же Стодневку из-за этого. Да и выход надо искать — как потом я буду рисовать с двумя?

    Я выбирала для наших экспериментов самые простые материалы, которые было не жалко — бумагу, гуашь, цветной и малярный скотч, колеры для строительных красок, восковые мелки, масляная пастель, уголь, соус. Мы рисовали на старых газетах, поверх старых работ…

    Конечно, не обошлось без казусов.

    Помню, как оттирала с диванов и шкафов клей, разбрызганный Мишей. Еле-еле удалось уговорить его перестать это делать:) После этого эпизода мы переоборудовали самую маленькую комнату под мастерскую: прикрыли старыми обоями стены внизу, накрыли диван целлофаном.

    Сыну очень нравились наши занятия. Он с наслаждением рассыпал соль, которую мы использовали для рисунков, лил воду… Иногда мне было смешно, иногда грустно. Я вспоминала себя в детстве. Это ведь так интересно — все пробовать! Старалась относится к нему как можно бережнее.

    После курсов Елены Тарутиной у меня накопилось много эскизов. Хотелось поэкспериментировать с ними. Эскиз и материалы выбирала я, а Миша принимал участие в создании рисунка.

    Наши с Мишей рисунки из той Стодневки

    Мы сделали около ста работ, десять из которых мне определенно нравятся. Считаю это хорошим результатом.

    После рождения дочери я была вынуждена прервать занятия рисованием на пять месяцев — у малышки был атопический дерматит, она все время плакала и сидела на руках, даже спала.

    Опять меня вытянула за уши Елена Тарутина своим марафоном. Я начала делать наброски с натуры, пока дочь спала у меня на руках. Иногда левой рукой, если она засыпала на правой.

    Я отправила запрос во вселенную — «Как рисовать с детьми?» и мне пришёл подарок. Я увидела прямой эфир о дневнике художника и о рисовании по памяти. (Вот тут можно посмотреть обе части этого эфира: часть 1, часть 2).

    Это то, что я давно хотела попробовать, но не знала как. А в моем случае это был единственный выход, потому что, как назло, когда руки свободны (дочка стала спать в коляске на улице), не было подходящей натуры рядом, а когда натура есть — руки заняты.

    Я прошла курс по рисованию по памяти у Нади Карпинской и Леры Олейник. Рисую по памяти, накопилось много эскизов, идей, которые хочется воплотить.

    Вот уже девять месяцев веду дневник. Вначале просто запоминала то, что понравилось. Потом захотелось рисовать по представлению, например, в другом ракурсе, то, что рисовала по памяти. Теперь рисую из далекой памяти из детства, даже бабушкины воспоминания нарисовала, которые она мне рассказывала.

    Мы с Мишей стали работать по дневнику. Соавтору моему исполнилось 4 года, и он стал вовсю командовать: это мы не будем рисовать, а тут другим цветом покрасим. В первой нашей совместной работе мне досталось сделать линейный рисунок, и немного покрасить небо:) Остальное сделал он и запрещал мне вмешиваться.

    Честно говоря, не очень интересно сидеть и смотреть, как другой рисует. В следующей работе я старалась быть порасторопней и тоже успеть что-нибудь нарисовать. Удалось закрасить половину работы:)

    В другой раз вроде договорились, что будем жёлтым и синим рисовать новую работу. А Миша взял чёрную краску и закрасил весь центр композиции. Это ночь — говорит…

    Поначалу меня такие ситуации напрягали, но потом возникла мысль: это ведь своего рода джем-сейшн. Ты рисуешь, а потом твой соавтор ставит пятно. Ты судорожно пытаешься вписать его в работу, а он опять поставил уже другое пятно или пол-листа закрасил. Только успевай реагировать!

    У нас определились несколько видов взаимодействия:

    1. Я рисую — Миша красит. Он просит нарисовать птицу или бабочку, или ещё что-нибудь и закрашивает сам полностью. Или просит нарисовать тот же эскиз, тот же сюжет, что у меня, и красит.

    2. Половину работы я — половину Миша. Иногда получается очень удачно: на одной работе он «предложил» сделать тёмное небо вместо светлого. И стало интереснее.

    3. Я перекрашиваю его рисунок, но он «просвечивает». Когда Мише было 2 года, я чаще всего так и делала, но теперь он возмущается, что я закрашиваю то, что он сделал.

    4. Мне хочется внести элемент неожиданности в свои работы — в идеале добавить в свой рисунок мишиных персонажей, например, птиц. Одну работу сделали так, правда почти все он красил, моя роль была — нарисовать рисунок.

    Почему я рисую с ребёнком, а не ночью, например? Почему не скажу ему строго: не тронь мои краски, рисуй своими, ведь так тоже можно. Можно было бы сказать рисуй свое, а я буду свое, но в совместном рисовании я вижу огромные плюсы.

    Соблюдаются принципы, необходимые для развития рисования

    1. Непрерывность, ежедневность. Если даже охота сачкануть, сын, как только дочку уложили, говорит: «Пошли рисовать!»

    2. Не надо просить кого-то заняться с ребенком, пока ты занимаешься таким сомнительным для мамы и хозяйки делом, как рисование.

    3. Совместное рисование помогает снизить нацеленность на результат. Как можно на что-то рассчитывать, когда непонятно, как оно пойдёт вообще?

    В нашем совместном рисовании нет игровых элементов, которые обычно советуют внедрять в занятия с детьми. У нас все по-настоящему. Я сажусь рисовать, и он тут же, хочет делать как я. Срабатывает обезьянье поведение. Честно сказать, нет сил и времени ещё что-то выдумывать:)

    Сейчас задача — снизить наше напряжение, возникающее в процессе. Моё — из-за ожидания результатов и Мишкино — от того, что я мешаю ему рисовать на моей работе так, как он хочет.

    Каждый тянет в свою сторону, и от этого у сына случаются истерики. То краска потекла. И сколько ни убеждай, что это красиво, а если не нравится, то всегда можно перекрасить, он все равно плачет и буйствует.

    Бывает я покрашу не тем цветом по его мнению. Я предлагаю перекрасить, но он желает перекрасить фломастером, а фломастер по краске не рисует. Но он не соглашается и кричит так, что будит дочку своими криками.

    Порой накрывает отчаяние и закрадываются мысли: а вдруг Мишку травмирует совместное рисование. С другой стороны, ведь не я же рвусь с ним рисовать, а он сам. Да и истерики случаются не только из-за рисунков. Бывает, он хочет уменьшиться, чтобы поместиться в коробку, а никак не получается. Или склеить разрезанный огурец…

    Но чаще, конечно, напряжение идёт от меня, потому что я хочу результат. А правильное рисование в моем понимании это отсутствие ожидания результата, способ исследования себя, мира, своего места в нем. Более глубокое проживание затронувших душу вещей.

    В конце концов, когда рисуешь, больше видишь и замечаешь. Рисование это более полная, глубокая, объемная и яркая жизнь.

    Моя мама всю жизнь хотела рисовать, но не решилась себе этого позволить. Когда была беременна мной, ходила в художественный салон рассматривать кисточки и краски.

    Дома у нас всегда был идеальный порядок, вкусная еда, мама много пекла и вообще хорошо готовила. У меня такого нет. Нет идеального порядка, еду я готовлю незатейливую. Зато все стены завешены рисунками. Я точно знаю, некоторым это кажется странным, не рациональным, не серьёзным.

    Но я хочу рисовать. И не хочу себе отказывать в интересной жизни.

    Саморазвитие#Дети#опыт_стодневщиков#рисование#хобби#Цели