Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
28 мая 2014
9211 просмотров
Говорят, привычка — это вторая натура. Так как же сделать креативное мышление своей привычкой?
Творчество — не мифическое создание, которое можно поймать и приручить. Это привычка, и последние исследования подтверждают, что она встраивается в образ жизни через время.
Подумайте о ваших самых зловредных привычках: на ум сразу приходит кусание ногтей, поздний вечерний перекус, хруст костяшками пальцев. Достаточно сделать что-то несколько раз, и вы можете продолжать делать это непроизвольно, это встроится в вашу поведенческую модель.
Существует распространенное заблуждение, что творческое мышление доступно лишь горстке избранных — гениям.
Но так ли это? Если исходить из определения творческого мышления в словаре, может создаться впечатление что творчество — это что-то такое, чем вы обладаете или не обладаете.
Вот определение творческого мышления: «творчество, способность превращать известные идеи, формы, методы, правила, зависимости и закономерности в новые идеи, способы, стратегии и т.п., имеющие практические применение...»
Способность превращать. Звучит почти мистически. Но это не так. В креативном (творческом) мышлении нет ничего загадочного, и его развитие доступно каждому.
Согласно исследованиям психолога и психометриста Роберта Стернберга, на самом базовом уровне нет ничего мистического в творческом мышлении.
Эта способность, ничем не отличается от способности чистить зубы, что большинство из нас и делает первым делом по утрам, или кусать ногти, или выполнять любое другое регулярное действие, как ходьба и плавание.
Мозг обучается творческому мышлению и делает это автоматически. Стернберг утверждает: это привычка.
«Если мы хотим оценить творчество, мы должны определить его как привычку обычной жизни, а не просто как нечто, что можно сделать в чрезвычайные времена», — пишет Роберт Стернберг в Creativity Research Journal. — «Во всех нововведениях можно найти творчество, потому что инновации возникают от привычки».
Стернберг разделил всех людей по уровню развития их творческого мышления на четыре группы.
К первой группе «Big C» он отнес таких гениев, как, например, Дарвин, Пикассо, Бетховен.
Четвертый уровень демонстрируем мы — представители группы «Little C» — например, во время игры.
Однако это не означает, что мозг у Дарвина был каким-то особенным. Каждый человек может достигнуть подобного уровня развития.
Хотя точно известно что волшебным образом в один прекрасный день вы не приземлитесь на территории «Big C».
Чтобы попасть на эту землю, нужно заниматься творчеством ежедневно, так что вы даже перестанете понимать что делаете это. Со временем произойдет кумулятивный эффект, и вполне возможно вы приземлитесь на этой территории. Короче говоря, творчество станет вашим режимом по умолчанию.
«Творческие люди креативны не в результате того или иного врожденного признака, а скорее через отношение к жизни», — говорит Стернберг. — «Они постоянно реагируют на проблемы свежими и новыми способами, не позволяя себе реагировать бездумно и автоматически».
Пока я пишу это, я не могу не думать о великолепной новеллистке Мэвис Галлант, которая умерла в возрасте 91 года. Галлант наполнила свою жизнь творчеством. «Когда я здесь, в Chez Moi, я пишу каждый день, как нечто само собой разумеющееся», — говорила она в интервью 1999 года для Paris Review. — «Я пишу ежедневно, чаще всего я занимаюсь этим в первой половине дня, но бывают дни, когда я делаю это в любое время, днем или вечером. Это зависит от того, что я пишу, и от моего состояния. Мне это совсем не в тягость. Я просто так живу»,
Это, как вы живете. Это может показаться невозможным, ворваться в такой образ жизни. Регулярно возникающие проблемы воспринимаются по-новому — и по существу, что вы делаете, когда вы думаете творчески — не просто произойдет само по себе. Так же, как мы в состоянии сломать плохие привычки, мы можем культивировать новые.
Есть три основных фактора, которые помогают превратить творческое мышление в привычку: возможность принять участие в творчестве, поддержка, помогающая продолжать пользоваться этими возможностями, и вознаграждение за то, что вы сделали это. «В этом отношении творчество ничем не отличается от любой другой привычки, и неважно, хорошо это или плохо», — заключает Стернберг
На практическом уровне это означает, что можно найти людей, которые поддерживают и поощряют вашу творческую работу. Для писательницы-фантаста Стейси Д'Эрасмо такое сообщество является своего рода спасательным кругом. «Мой круг общения — это среда, в которой я мечтаю, где я наиболее полно ощущаю, что я могу быть известна, где я изумляюсь, где я меняюсь, где я страдаю и совершаю подвиги — это то, где я вкалываю и с кем я вкалываю», — пишет она в эссе для Rumpus. — «Я постоянно всех спрашиваю: „Как вы делаете это?“, „А как насчет вас?“, „Как вы продолжаете делать это?“. Вся моя жизнь — это поиск людей, которым можно задать такие вопросы».
Конечно для развития привычки к креативности мало найти такое сообщество. По мнению Стернберга, торческие люди обычно:
Роберт Стернберг является кроме всего прочего автором инвестиционной теории креативного мышления. Под ней он понимает способность людей дешево «покупать» идеи и дорого «продавать» их.
Согласно этой теории творческая личность видит потенциал идеи, которой ее автор либо не придал значения, либо побоялся представить обществу. Чтобы с пользой для себя «перепродавать» идеи, надо постоянно находиться в поиске новых, «разбирать интеллектуальный мусор» и выискивать в нем жемчужины. И здесь опять важно не побояться идти против толпы, утверждая новое.
Необходимо подчеркнуть, что «перепродажа» идей ни в коем случае не является чем-то вроде спекуляции. Ведь мало найти стоящую идею, нужно увидеть, где она окажется востребованной и не побояться предложить ее людям, которые, скорее всего, будут настроены довольно скептически.
Творческий человек способен выдержать это сопротивление, и в конце концов успешно продает свою идею, чтобы перейти к следующей, новой или непопулярной.
Поэтому, развивая креативное мышление, надо обращать внимание не только на привычку думать, но и на твердость духа и независимость от мнения окружающих.
Творчество — не магия. Людям не всегда оно нравится. Но это вовсе не значит, что вы делаете что-то пустяковое, не имеющее большого значения.
Когда мы начинаем говорить о перепродаже идей, то кажется, мы вынимаем все волшебство из творческой работы. Это именно то, о чем говорит Стернберг: творчество — не волшебство. Это то, что делаете вы. И людям не всегда будет это нравиться. Это не означает, что вы не создали что-то имеющее значение.
Он приводит доказательства: длинный список блестящих творческих умов, которые столкнулись с критикой и полным неприятием их работы. В этом списке писательницы Тони Моррисон и Сильвия Плат, художник Эдвард Мунк, психолог Джон Гарсия. Этот список можно продолжать и продолжать...
Подведем итог. Творчество — это не просто привычка, которая взращивается в течение долгого времени. Это также, в некоторой степени, подвиг. Как говорит Стернберг, «нужно быть готовым противостоять обычаям, если вы хотите думать креативно и поступать, как творческая личность».
Автор: Jane Porter
Источник
Интересные комментарии
Да Игорь, все именно так, писательница Стейси Д'Эрасмо правильно пишет. Я ее прекрасно понимаю, так как сама пишу свои мысли в свой блог и хотела бы например узнать мнение других людей о том что я пишу на данный момент. Вот мой блог, если есть у вас желание, можете в свободное время и вы почитать: http://gaukharworldtravel.wix...