10 августа 2022

Чему я научился у рисования

2379 просмотров

Евгений Крутых
Врач-психотерапевт, преподаватель, участник «Стодневки».
  • evgenijkrutyh.ru
  • t.me/evgenij_krutyh
  • Ещё пять лет назад я не умел рисовать. Сейчас рисую сносно. Это не мой привычный навык, но я периодически, по необходимости, к нему возвращаюсь.

    Началось всё в 2016 году. Я получил задачу — организовать группу помощи паллиативным пациентам. Инстинктивно меня понесло в арт-терапевтический подход. Книги, кино и театр — технически сложно. Танцы — сложно практически. Рисование? Ну, да. Бумага, ручка, можно краски, все калякают в детстве. Рисовать «как в детстве» — это регресс, уход в состояние, когда было спокойно, легко и беззаботно. Именно это и нужно умирающим и их родственникам — освободиться хоть на какое-то время от тягостных мыслей.

    Группа просуществовала около шести месяцев. Закрылась по причине отсутствия желающих. Как выяснилось, причин было две: страх предъявить себя и свои проблемы и бесплатность. Все любят бесплатное, но тут же начинают сомневаться в его качестве.

    Тем не менее, именно из этой группы сформировалось региональное подразделение всемирного движения UrbanSketchers — это некоммерческое объединение людей, любящих рисовать с натуры — пейзажи, архитектуру, портреты. Группа стала собираться пару раз в месяц и рисовать в самых неожиданных местах. Кто-то действительно рисовал, кто-то приходил поговорить. Никаких ограничений, только не ограничивай других. Рисовать можно что угодно, как угодно, чем угодно. Важно, чтобы изображалось реальное место в настоящее время.

    Так мы собирались до 2020 года. Потом ковид, то, другое... Организованная группа развалилась. К сожалению, это участь практически всех региональных подразделений. Печально.

    В этот момент начинается третья фаза — «Спонтанные рисовашки». У меня есть небольшой чатик, в котором много друзей и знакомых. Теперь, если кто-то хочет порисовать в компании, об этом можно договориться в чатике, указав место и время.

    За всё это время я понял, что рисование — это бесценный навык, который многому меня научил.

    Всё сложно

    Любой предмет сложнее, чем кажется изначально. При первом взгляде на объект кажется, что он прост. Но если посмотреть получше, то проявляется объём, текстура, тени, блики, отражения.

    Предмет не просто существует, он существует в пространстве и окружении, которые влияют на него, а он влияет на них. Если долго всматриваться, можно увидеть целую вселенную, состоящую из нюансов.

    Если сложна скрепка для бумаги, сделанная из металла, то как можно говорить о том, что прост человек?

    Человек — существо многомерное, разнородное, в постоянном движении, да ещё и со свободой воли. Когда кто-то говорит: «Я такой человек...» и дальше перечисляет качества у меня всегда возникает внутреннее негодование и вопрос: «Откуда это известно? Можешь ли ты быть уверен, что это так на самом деле, что ты был таким ранее и будешь оставаться в будущем?»

    Про себя я не могу сказать, какой я. Всё и все гораздо сложнее, чем можно высказать, а тем более высказать в паре предложений.

    Когда кто-то говорит: «Я такой человек...» и дальше перечисляет качества у меня всегда возникает внутреннее негодование и вопрос: «Откуда это известно? Можешь ли ты быть уверен, что это так на самом деле, что ты был таким ранее и будешь оставаться в будущем?»

    Всё просто

    Каждый объект может быть разделён на простые составляющие.

    Монитор, телефон, планшет. На что вы там смотрите сейчас? То, на что вы смотрите можно нарисовать при помощи простых фигур: прямая, окружность квадрат, треугольник, кривая. Практически любое изображение состоит из подобных примитивов. Стоит только присмотреться, и они сразу проявляются. Понимание формы облегчает рисование.

    С людьми так же: если попытаешься понять из чего они состоят (мысли, чувства, поступки), точнее, что они про себя показывают, становится проще общаться с ними. Но не стоит забывать про пункт 1: всё гораздо сложнее, чем кажется изначально.

    Иногда спрашивают про моё отношение к тому или иному вопросу. Чаще всего мои маленькие окошки выходят в другие дворы и я не вижу того, о чём спрашивают. Это нормально.

    Новое — это сочетание старого

    Невозможно придумать несуществующее, можно лишь комбинировать имеющееся. Единорог — это сочетание лошади и нарвала (судя по витому рогу, именно нарвала). Василиск — гибрид петуха и ящера. Кентавр, русалка, дракон, любая химера — это всё сочетания реальных существ. Так что, я давно оставил мысль о том, что могу создать что-то новое. Скорее могу найти новое сочетание. Этим и занимаюсь: рассматриваю имеющееся, пытаюсь находить общие части и незаметно создавать склейки.

    Если перенести это на человека, становится понятно: человек — совокупность и комбинация навыков, знаний, принципов, убеждений, верований и смыслов окружающих. Помещая себя в разные условия, сталкиваясь с разными референсами (примерами для подражания), можно стать совершенно любым, таким каким хочется, при условии, что делается это осознанно, а не слепым копированием.

    Я давно оставил мысль о том, что могу создать что-то новое. Скорее, могу найти новое сочетание.

    Мастерство — путь постоянных повторений

    Никогда, ни у кого сразу ничего не получается. Только через регулярные повторения, регулярные подходы и упорство начинаешь получать то, что хочется или хотя бы то, что не противно.

    Рисование — это про упорство и постоянные повторения, а не про дар, который сидит внутри тебя.  Даром можно считать то упорство, с которым ты, как фанатик, продолжаешь, продолжаешь и продолжаешь рисовать. У меня этого дара нет, зато есть время на другие увлечения.

    Никогда, ни у кого сразу ничего не получается. Только через регулярные повторения, регулярные подходы и упорство.

    Ошибки — источник собственного стиля

    Ошибки неизбежны, но именно они формируют стиль и делают работы узнаваемыми.

    За каждой ошибкой стоит попытка её исправить, что разнообразит и усложняет работу, помогает придумывать новые техники и способы. Я давно смирился с ошибками, принимая их за свои особенности и в определённом смысле даже горжусь ими. Благодаря моему несовершенству я отличаюсь и тем самым могу быть интересен. Творчество — это самовыражение автора. Желание избегать ошибок ведёт к потере уникальности и узнаваемости, а соответственно лишает произведение авторства и становится дизайном.

    В любой непонятной ситуации рисуй персонажей, похожих на героев Миядзаки.

    Рисование — это чудо

    Чудо — это то, что невозможно создать естественным образом и невозможно воспроизвести в подробностях.

    Рисовать — просто. Хорошо рисовать сложнее. Рисовать то, что хочется, очень сложно. Нарисовать то, что придумал, практически невозможно. Придуманное всегда изобилует деталями, нюансами, воспроизвести которые в мельчайших подробностях не удаётся никогда. Либо это очень затратно по времени, любо вмешиваются ошибки, на выходе получается совершенно не то, что изначально хотелось, а иногда просто надоедает. Вот и получается, что воображение всегда детальнее произведения, акт творчества спонтанен, в итоге — рождается чудо.

    Рисование — лекарство от рутинного безумия и безумной рутины.

    Рисование воспитывает внимательность

    Кто-то считает, что будни серые, что жизнь бессмысленна и однообразна. Это совсем не так. Жизнь полна событий и ярких моментов, не все это замечают. Внимательность — навык, который помогает раскрасить жизнь и пробудить интерес к ней. В формировании навыка внимательности отлично помогает рисование. Любовь к деталям, усидчивости, терпению, желание изучать — всё это формирует внимательность.

    Я продолжаю рисовать. Стараюсь каждый день. И каждый день учусь у рисования чему-то новому.

    Саморазвитие#внимательность#рисование