Рисуйте СВОЁ счастье
Я давно хотела научиться рисовать. Останавливало то, что в художественную школу принимают детей в возрасте от 10 до 14 лет.
27 июня 2017
7808 просмотров
Первое занятие нового курса по медитативному рисованию в 12 квадратах. В расширенных глазах многих участников читается тревога и смятение. А вслух они произносят: «А как рисовать?» «А что рисовать?» «Дайте хоть образец…»
Я не удивлена. Это самый первый вопрос, который я традиционно слышу. И каждый раз после него внутри меня вдруг что-то теплеет и разворачивается, радостно трепещет, предвкушая новую удивительную историю, предсказать развитие которой не под силу ни одному аналитическому уму.
Глаза все еще смотрят на меня с недоумением и тревогой: «Я не умею рисовать!», и следом шелест других голосов: «Я тоже никогда не рисовала», «Я даже пишу как курица лапой, а уж рисовать…»
Страх белого листа — страх фундаментальный. И абсолютно типичный. Он связан с внутренней блокировкой, идущей из детства.
Еще ничего не нарисовавший участник вдруг бессознательно вспоминает мамино «не ходи туда», «нечего и начинать, раз не уверен» и многие другие «нельзя». Из-за боязни неизвестности. Действительно, лист совсем белый, а что получится — неизвестно. Это страх нового (неизвестность многих пугает). Во всем виноват лимбический мозг, который стоит на страже нашего покоя. Он предостерегает от нового, удерживая в состоянии комфорта, чтобы максимально снизить уровень тревожности, защитить от страдания, которое мы испытали во время какого-то неудачного начинания в прошлом.
Мощная блокировка перед рисованием вызвана интуитивным страхом — вдруг это пошатнет мою уверенность в себе и собственных силах? Вдруг у меня не получится, и тогда будет больно? Вариаций множество: «А вдруг мне не понравится», «Я не смогу как Вера», «Я не такая талантливая» и т.п. Это страх критики. Этот страх есть практически у всех. Вот нарисую, и кто-то скажет: «И ЭТО ты рисовала два часа?» или посмеется. Кто-то близкий. Дети, муж коллега… Но самый главный критик сидит внутри каждого из нас. Просто он когда-то поверил в то, что сказали другие. Он тесно связан с воспоминанием, когда нашу работу сравнили и оценили. Негативно. «Посмотри, как Юля нарисовала, а у тебя что?» «Посмотри на образец на доске и на свой рисунок! Ничего похожего!» «Нарисовала на троечку» и так далее.
Тогда я достаю рисунок моей мамы, которая когда-то на моём первом занятии по арт-терапии рисовала с мыслью «Я нарисую, но только отстань от меня». Она пришла на занятие ради галочки, «чтобы дочь увАжить». Сидя перед белым листом, она вдруг отчетливо вспомнила, как в третьем классе нарисовала ворону, а учительница поставила ей за рисунок три с минусом. После чего она поверила в то, что рисовать ей категорически противопоказано.
Вот ее первый рисунок. Мама нарисовала, чтобы отвязаться:
У каждого есть такие, казалось бы, незначительные, воспоминания. На самом же деле — это истории оскорбления внутреннего Творца. Каждый человек талантлив от природы. На свете просто не существует нетворческих людей. В этом убеждались все, в том числе и начинавшие рисовать с нуля прагматики «до мозга костей» — финансисты, бухгалтеры, бизнес-аналитики. Почему-то с детства нас разделяют: «Этот ребенок творческий, этот нетворческий». Кто так считает, пусть скажет тогда Создателю: «Ты знаешь, вот часть людей — твоё подобие, а другая часть — нет, нетворческие».
Застрявшее детское воспоминание о сравнении оседает и постепенно складывается в привычку, и уже сами взрослые участники сравнивают себя с другими: «Ой, как у Оли красиво! Как отлично она рисует! У меня все так примитивно…» — занижая свою творческую самоценность.
А разве есть на свете два одинаковых человека? Кеплер еще два столетия назад доказал, что даже двух одинаковых снежинок не бывает. А вы пытаетесь себя с кем-то сравнивать.
На все страхи я предлагаю человеку вспомнить себя в детстве. Ощутить, когда он не боялся ошибаться, шел экспериментировать, когда его тело уставало скакать, гнуться и бегать, а просило сесть и порисовать просто так. Без оценок и суждений, просто получить удовольствие. А еще лучше, если в группе есть кто-то, кто пришел с ребенком, и тогда все видят, что ребенок никогда не спрашивает, что рисовать — он просто садится и рисует. Его как раз в ступор приводит задание: «Нарисуй то-то и то-то»!
Всех, кто боится начать рисовать, я прошу поиграть в игру, как будто они в детстве. Участники берут в руки цветные ручки, и, выдыхая, отпускают себя. И внутренне натянутые канаты превращаются в гибкие звучащие струны. В воздухе наконец-то разливается светлая искрящаяся радость.
Вы не встретите ни одного ребенка в возрасте 4-5 лет, который нарисовал рисунок и говорит: «Ой, некрасиво получилось», «Как-то не очень», «Я только учусь». Ребенок — истинный Творец. Он нарисовал и по-честному подпрыгивает от радости, улыбается и светится! Он налюбоваться и нарадоваться не может, он искренне верит, что его рисунок — это красиво!
Вернитесь к себе настоящему. Станьте ребенком, который, высунув язык, получает удовольствие от процесса, не загоняя себя в рамки и ни с кем себя не сравнивая. А после, глядя на рисунок, говорит: «Ух ты! Как я красиво нарисовал!»
В этот момент ваша история только-только начнется.
Как началась она у моей мамы. Она пришла, нарисовала рисунок, и хотела было уйти домой, но надо было дождаться расшифровку. Когда же мой Учитель сказал, что спирали на рисунке означают, что она на пути развития, мама решила продолжить рисовать. Рисуя, она уже не заставляла себя, она начала получать удовольствие от процесса. И вот тогда полилось ее творчество, открылся ее «почерк». А потом у нее стали рождаться картины.
Особенностью метода, которым я занимаюсь, является разрешение себе рисовать свободно, независимо от уровня подготовки, навыков рисования, возраста, пола. Нет ничего неправильного.
Новым людям, которые приходят ко мне на арт-терапию, я немножечко завидую. Потому что на первом же занятии они будят своего спящего внутреннего Творца. По мере своего пробуждения, а затем все большего принятия, проявления и раскрытия, он преображает всю жизнь человека!
Но самое главное, все, кто начал свое свободное рисование, начал свободную жизнь. Каждый стал счастливым. Стоит ли держаться на свой страх?