Content is king 34. Мой новый блог с интересным напарником
Одна из целей моей осенней Стодневки с 1 сентября — подготовка памятки о том, как можно использовать нейросети в рамках Стодневки. Я уже начал делиться опытом с участниками.
24 июля 2019
8775 просмотров
«Делу время — потехе час». Я выросла с этой установкой. Мне как будто стыдно заниматься тем, что доставляет удовольствие.
Не потому, что это безнравственно, религиозные чувства тут ни при чем. Дело в приоритетах: сначала нужно сделать главные дела, а потом уж заниматься глупостями — развлечениями и всем тем, что доставляет удовольствие. Рисование всегда относилось к «неважным» делам, а вот уроки, уборка дома, работа на даче — это да, это важно, и эти дела никогда не заканчивались.
Школу я ненавидела и поступила в художественное училище, не закончив 11 классов. Дачу продала через несколько лет после папиной смерти и счастлива этим решением. А вот отношение к любимому как к чему-то неважному прочно засело у меня в голове.
Я привыкла думать, что заниматься любимым делом позволительно лишь когда закончишь школу, институт, родишь и вырастишь ребенка, заработаешь денег, снова закончишь школу и снова поступишь в институт (уже «вместе» с ребенком), и только потом можно отдаться мечте. Но пока мы откладываем, мечта превращается во что-то недосягаемое. Мы придаем ей завышенную ценность, начинает казаться, что мы ее не достойны: «Ну что я могу? Столько лет прошло… Сноровка уж не та. Техники никакой. Голова не соображает. Да и кому это надо? Мне? Подумаешь… Кто я такая, чтобы тратить на себя столько времени?»
Рисование было моим «прекрасным далеко». Хоть я и закончила художественный институт, но семья, маленький ребенок требуют стопроцентного погружения. На творчество не то, чтобы нет времени — ты просто находишься не в том потоке. Ты прежде всего мать, а потом все остальное и на это «остальное» тебя даже морально не хватает. Ты дышишь и думаешь не как художник, а как снабженец, обеспеченец, антикризисный менеджер, спасатель, воспитатель...
Да кого я обманываю — времени тоже нет. Никто не позволит тебе следовать составленному графику. Помню, как подписалась на рассылку календаря для мам, но так и не нашла времени открыть письмо:)
Все теории тайм-менеджмента терпят фиаско, когда ты молодая мама с ограниченными финансовыми возможностями. Главная забота — стабильный заработок, чтоб было чем платить за приличный детский садик, и ты готова терпеть недосып, сверхурочные и эксплуататорские замашки начальства, лишь бы не уволили, лишь бы заплатили вовремя. И постоянно болит голова о том, как там твой ребенок в чужих руках?
Это рецепт психоза. Тут не до художеств.
Даже для того, чтобы выразить этот психоз на холсте, его нужно пережить, посмотреть на него, как на прошлое, как на что-то состоявшееся. Но при такой повседневной реальности шансы найти время на рисование — нулевые.
Рисование всегда переносило меня в какую-то прекрасную альтернативную реальность, но попасть туда можно только через полную включенность, чтобы никто не дергал. Если в процессе тебя что-то или кто-то отвлекает, хочется убить. Во всяком случае, слов для выражений я не подбираю. Чтобы этого не случилось, таки надо переделать все отвлекающие дела, включая те, которые могу отвлекать своей незавершенностью на эмоциональном уровне. Представители творческих профессий, познавшие значение слов «углубиться в творческий процесс», меня поддержат: вариант «ребенок в одной руке, этюдник — в другой» не катит. Так можно делать мелкие заказы, но это не то творчество, которое тебя питает.
Маленький ребенок, вечные заработки, постоянный недосып выдергивают из творчества на годы. И это доводит до отчаяния. Мечтаешь о времени, когда сможешь рисовать каждый день и ни о чем больше не заботиться, как о единственно возможном рае. И однажды этот момент наступает: ребенок подрос, ипотека выплачена, уборка сделана, стирка постирана, все накормлены и никого нет дома:) Казалось бы, начинай, твори! И тут оказывается, что все и так уже хорошо, уже никуда не надо, вместо рисования я сплю или втыкаю в фейсбук.
Может быть мое желание заниматься рисованием было банальным протестом рутине? Может быть я просто мечтала выбраться из-под гнета дел с пометкой «надо»? Может, радость, которую дарило творчество, можно заменить чем угодно: соцсетями, болтовней с подружками, раскуриванием кальяна, алкоголем, в конце концов?! Просто перестаньте меня заставлять что-то делать! Хочу свободы! Свободы от всего!
И вот ты даешь себе неделю на то, чтобы выспаться. Месяц — чтоб наотдыхаться и собраться с мыслями. Но чем дольше откладываешь встречу с мольбертом, тем страшнее — ведь теперь все зависит только от тебя. А все попытки найти оправдания бездействию напоминают анекдот: «Погода прекрасная, температура воздуха 22 градуса, светит солнце, на небе ни облачка. Все было против нашей сборной по футболу».
Но стоит прикоснуться к материалу: пианино, глине, краскам, и ты видишь, что потеряла навык, чутье, координацию. Музыкант понимает, как должна звучать музыка, но его пальцы без регулярных занятий одеревенели. Художник знает, как выглядит красота, но делает ошибки в элементарных пропорциях. Но самое страшное не это. Ты осознаешь, что уже «не звезда», и тебе не сорвать былых оваций.
Я поняла, что «попалась» и стала искать выход. Решение оказалось на удивление простым, хотя и не самым гуманным.
Все художники, которых я знала, признавались, что каждый раз после перерыва им приходится себя заставлять (кроме тех случаев, когда ты уже решил, что будешь делать завтра и чем закончится работа — это называется быть в потоке).
1. Для начала нужно войти во взаимодействие с ремеслом. Не ставьте сверхзадачи, не рассчитывайте на моментальный успех. Отработайте аппликатуру, вспомните, как смешиваются краски, уколите себя валяльной иглой. Начните с того, что всегда хорошо получалось, но даже там не ждите блестящих результатов.
2. Практикуйте. Не обязательно ежедневно, но регулярно. Через какое-то время вы вернетесь в поток, и главной задачей будет — поддерживать инерцию движения, сохранять скорость.
Чем чаще выпадаешь из потока оставляешь, тем больше неудач фиксирует мозг, и вот ты уже ловишь себя на пессимистическом: «Все равно не получится», «Опять двойка».
На этот случай у меня еще одно решение. Надо все отложить.
Этот совет прекрасно подходит и для творчества: снимите с себя ярлыки, забудьте, что вы «крутой художник», «хорошая мать» или «ответственный работник».
Отложите в сторону все, что вас отвлекает от бумаги и красок, глины, шерсти. Не обязательно ждать до вечера — можно с утра все отложить.
И пусть первый блин выйдет комом, пусть вы что-то испортите, пусть пожалеете об утраченном мастерстве… Ну а как еще вскарабкаться, не ободравшись?