23 сентября 2014

Рефлексивный отклик. Опыт № 7

3642 просмотра

Дарья Кутузова
Кандидат психологических наук, нарративный консультант и специалист в области терапевтического письма. Ведет блог pismennyepraktiki.ru
  • pismennyepraktiki.ru
  • Что является целью работы портнихи? Результат в виде готового платья. Логично? Вполне. Но сочинитель одежек Наталья Цветкова, отвечая на вопросы Дарьи Кутузовой, вдруг открыла, что результат ее радует куда меньше, чем сам процесс.

    Наталья Цветкова

    Я научила одну замечательную барышню шить юбку и платье, объяснила принципы, мы построили выкройки и она сшила под моим руководством. У меня нет чувства, что это мое достижение, и что слово «достижение» тут вообще подходит. Я делала ей зону ближайшего развития, и все происходило в ней. Есть сильнейшее ощущение, что все сделано правильно. Ей нужно шить примерно для того же, для чего и мне — чтобы делать _свою_ одежду, иметь эту свободу. Для меня важно делать такие вещи — это как дать молодому растению расти или воде — течь».

    Вопросы Дарьи

    (я обращаюсь к Наталье на «ты», потому что мы знакомы больше 20 лет - прим. Дарьи)

    • Как возникла эта ситуация? Вот это событие — когда ты научила ее шить юбку и платье, — очевидно, было кульминацией как-то развивавшегося сюжета. Как у вас с ней вообще зашел об этом разговор?
    • Когда у тебя есть сильнейшее ощущение, что все сделано правильно, на что оно похоже? Если оно где-то может быть «найдено» в теле, то где именно?
    • Как ты сама научилась шить? А как ты продолжаешь учиться? Как у тебя устроена «внутренняя кухня» самообучения?
    • Ты говоришь, что у тебя нет чувства, что эта ситуация — твое достижение, и что слово «достижение» тут вообще подходит. А как ты обходишься с опытом, который не вписывается в предлагаемые привычные понятия? Как он существует, растет, настаивается, вызревает и т.п.? Как ты проводишь границу между тем, что является твоим достижением, а что — нет? Что при этом важно?
    • Что для тебя важно в том, чтобы мочь делать свою одежду? Какую именно свободу тебе важно иметь? Для чего она? Какие именно возможности открывает тебе умение делать свою одежду?
    • Когда ты делаешь такие вещи — учишь, даешь молодым растениям расти, а воде — течь, кем и как ты себя ощущаешь? Что изменилось бы в твоей жизни, если это ощущение присутствовало бы в ней чаще?
    • Как ты делала «зону ближайшего развития»? Как это понятие появилось в твоей жизни? Можно ли увидеть в описываемой тобой ситуации некий «узел», где встретились и связались воедино различные умения и знания из разных «течений» твоей жизни? Если да, то в чем особенность именно этого «узла»? Чему ты сама научилась в этой ситуации?

    Рефлексивный отклик Натальи

    Перечитала написанное позавчера в ночи.

    Черт, я же человек процесса! У меня вообще нет результата как самоцели, все результаты проходят по графе «угу». Я их принимаю с таким же настроением, с каким кладу в коробочку заработанные деньги — с чувством удовлетворения, но не свершения. Если деньги в коробочке прибывают, значит, я все делаю правильно. Это просто показатель такой, есть и еще. И другие показатели и признаки работают раньше, до появления тех же денег или иных результатов. Как-то же надо двигаться, пока результатов нет или они слишком малы. У меня есть «лоция». Это вот ощущение, что я все делаю правильно, о котором я писала. Это еще как старуха, которая собирает кости мертвых волков и оживляет их или как другая, которая делает деревянных уточек и тоже оживляет их, и пускает в воду. Обе — из книги «Бегущая с волками».

    Саморазвитие#Письменные практики#рефлексивный отклик#Фрирайтинг