29 мая 2013

Творчество — это естественное состояние человека

24654 просмотра

Павел Рябов
Идеолог проектов, идеалист, идеальный копирайтер, идейный маркетер. Победитель конкурса рекламных идей Олега Тинькова воплощает свои идеи в жизнь в штате рекламного департамента «Корпоратив» и занимаясь собственными проектами. Уверен, что любая задача, стоящая перед бизнесом, имеет решение.
  • pavlix.ru
  • В прошлом номере «Жить интересно!» нашим собеседником стал неординарный рекламист Макс Бурцев. Нынешний гость журнала, Мария Жиган, коуч по развитию креативного мышления, так же, как и Макс, живет и работает в Украине.

    Впрочем, в современном мире, в котором границы являются достаточно условным понятием, это последнее, на что хотелось бы обращать внимание.

    Лучше вспомнить о том, что далеко не каждый блестящий оратор может выступать в роли тренера по ораторскому искусству. Это касается обладателей абсолютно любых умений и навыков. Поэтому наш сегодняшний собеседник ценен вдвойне — Мария, являясь человеком творческим, помогает другим развивать креативное мышление и творческий потенциал. Она часто говорит о том, что реализация творческого потенциала — едва ли не первостепенная задача в жизни каждого. По мнению Марии, это может изменить нашу жизнь, сделать ее интереснее, ярче и богаче. Как и многие герои нашего журнала, Мария сравнивает развитие креативности с физическими тренировками.

    Сайт Марии традиционно нравится мне широтой освещаемых тем, многие из которых вызывают живой отклик. Что мешает нам творить?

    Почему порой важно находиться вне зоны комфорта? Чем креативные люди отличаются от других? На сайте Марии Жиган вы найдете ответы на все эти вопросы. Сегодня же мы поговорили с ней о том, что творчество — это естественное состояние человека, а некреативных людей не существует вовсе.

    ТВОРЧЕСТВО — это естественное состояние человека

    Мария Жиган
    Коуч по развитию креативного мышления. Помогаю пройти путь от проблемы до решения, от идеи до результата.
    Be Creative
    ВК, FB

    Чаще всего креативность воспринимают как оригинальность и необычность. Для меня креативность — это способность создавать что-либо новое. Это особая гибкость нашего мышления, которая позволяет видеть больше, думать шире, не привязываться к догмам и правилам, быть смелыми в идеях. Креативность — важное качество для любого человека, а не только для дизайнера или рекламиста.

    Если у человека закостеневшее мышление, то все свои жизненные решения он также будет принимать шаблонно и стереотипно. Там, где одни люди видят возможности, другие будут видеть только препятствия.

    Креативность пробуждает внутренний азарт найти как можно больше решений, а не останавливаться на первом, которое пришло в голову. В повседневной жизни нам приходится принимать много решений, искать возможности по созданию бизнеса, организации своего досуга, решению рабочих задач, самореализации. Всего этого будет легче достичь, если у человека развита эта самая креативная гибкость мышления. Это жизненно важное качество, которое помогает нам проживать жизнь интереснее, многообразнее, насыщеннее, смелее.

    Предрасположенность человека к какой-либо творческой деятельности далеко не гарантия того, что у него хорошо развита креативность. Если человек является хорошим писателем, художником или музыкантом, это не значит, что у него развита креативность, что его мышление по-настоящему гибкое. Его творчество — это реализация природных способностей. Но часто бывает, что такие люди создают намного меньше оригинальных идей, чем матерые бизнесмены, которые в силу необходимости выкручиваться в бизнесе, развили в себе способность генерировать нестандартные идеи.

    И это я часто наблюдаю на занятиях. Когда творческие люди — дизайнеры, писатели, актеры, художники, — демонстрируют шаблонное мышление и полную неспособность создать новую идею, в отличие от тех, кто вообще не занимается никакой творческой деятельностью.

    Креативность — это качество, которое можно в себе развивать. От природы у всех нас заложены способности придумывать, изобретать. У детей всегда много вопросов, любопытства, идей и фантазий. Но под воздействием воспитания, социализации и других факторов эти качества подавляются.

    Развитие креативности можно сравнить с физическими тренировками. Нам всем от природы дано тело. Но только от наших усилий зависит, будет ли оно гибким и сильным или станет дряблым и изношенным. Само по себе тело не улучшится, если специально его не тренировать. Так и с креативностью — задатки есть у всех, но только от нас зависит, как они будут развиваться.

    Тренировать креативность можно целенаправленно, а можно опосредованно. Можно делать определенные упражнения и техники, а можно просто по роду работы что-то все время придумывать. Главное — поддерживать свой мозг и свои мысли в тонусе, давать им постоянную нагрузку.

    Люди считают себя некреативными потому, что не знают себя по-настоящему. Существует ряд причин, по которым люди начинают считать себя некреативными, но все они формируются в детстве.

    1. Первая причина заключается в том, что мы пытаемся развивать творческие способности исходя не из наших природных данных.

    Например, у человека талант к литературе, но родители отправляют его в музыкальную школу. В этом случае как писатель он развиваться не будет, и музыкант из него выйдет посредственный. Он будет ненавидеть музыку и считать себя бездарностью, потому что так и не сумел начать играть.

    Чтобы это пояснить, можно прибегнуть к следующей теории. Выделяют несколько типов интеллекта человека: например, логико-математический, лингвистический, пространственно-визуальный. Это наши природные предрасположенности к восприятию и обработке информации. У каждого человека есть один ведущий тип интеллекта и несколько дополнительных. Именно благодаря ведущему типу интеллекта люди становятся великими учеными, музыкантами и спортсменами. То есть у каждого из нас есть своя определенная природная склонность к определенному виду творчества. И если это не учитывать, можно легко навесить на себя ярлык нетворческого человека. Эйнштейн говорил: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой».

    2. В процессе воспитания ребенок может столкнуться со взрослыми — учителями, авторитетными людьми, которые будут критиковать его творческие проявления.

    Дети не могут анализировать и сопоставлять, правда ли то, что ему говорят. Они воспринимают все буквально. И если ребенку говорят, что он бездарность, он и будет себя таким считать. Со временем голоса этих авторитетов переносятся в голову ребенка и превращаются в его Внутреннего Критика, который в будущем будет сразу открывать рот и не давать творить.

    3. Отдельным пунктом идут родители, которые требуют от своих детей ранних успехов.

    Такие родители не могут позволить ребенку развиваться в нужном для него режиме, криво рисовать и выходить за поля раскраски. Они хотят, чтобы он сразу приносил идеальные рисунки, показывал лучшие результаты. Если такого не получается, то ребенка ругают, наказывают. Не все дети справляются с таким прессингом и поэтому им проще отказаться от творчества совсем, чем пытаться угодить родителям.

    4. Творчество требует смелости.

    Но если это творчество потом оказывается для нас опасным, то желание творить отбивается напрочь. В детстве на уроках или в саду, когда дети занимаются самодеятельностью, их работы могут быть высмеяны учителем перед всем классом. И чем чаще творчество ребенка осуждали, тем быстрее он принимает для себя решение, что он полный неумеха.

    5. Не все родители готовы уделять ребенку столько времени, сколько ему нужно.

    А детское творчество требует внимания и энергии. Иногда родителям проще посадить ребенка перед телевизором, чем заниматься с ним каким-нибудь развивающим делом. Или если ребенок очень активный, то родителям проще его постоянно останавливать, чем поощрять. А если ребенок не будет творить в детстве, то он может никогда и не узнать, на что он способен.

    Это основные причины, которые формируют у людей представление о себе, как о некреативном человеке. И чтобы продраться через дебри этих губительных убеждений требуется много работы, в том числе и психологической. К этому труду оказываются готовы не все. Поэтому некоторым людям проще настаивать на собственной некреативности, чем начать что-то делать для развития этого качества.

    Креативность — это способность создавать новые идеи. У каждого

    из нас всегда очень много идей. Они живут в нашем подсознании. Проблема состоит в том, что мы не выпускаем их наружу. Внутри нас стоит большое количество фильтров, которые подобно ситу, задерживают эти идеи и не дают нам возможности высказать их.

    Все эти фильтры представляют собой некие убеждения, ограничения, мысли, которые настолько быстро проносятся в голове, что мы их даже не слышим:

    Слепое доверие мнению экспертов. Если мы знаем, что авторитетный человек думает иначе, то мы можем сдерживать свои идеи, чтобы не быть осужденным этим человеком.

    Излишняя приверженность правилам. Правила создаются другими людьми. Если внутри себя мы боимся нарушать правила, то идеи, противоречащие им, будут нами подавляться.

    Часто мы сами ограничиваем себя рамками. На практике оказывается, что этих ограничений никто не накладывал, мы сами их себе придумали. Но идеи уже не смогли пробиться через них.

    Следование логике. Многие люди, в ответ на предложенную идею говорят: «Это нелогично». А креативность как раз и заключается в нелинейном переходе. Если бы все идеи были логичными, тогда разные люди придумывали бы совершенно одинаковые идеи. На этапе создания идей логику надо отключать. Она хороша на этапе отбора решений, но не раньше.

    Страхи. Этим все сказано. Страх успеха, неудачи, оценки, осуждения удерживают нас от того, чтобы создавать новые идеи.

    Привычки и рутина. Это опасный и незаметный враг. Привычные действия провоцируют внутри нас привычные мысли. Необходимо как можно больше разнообразия в жизни, тогда творческая энергия будет течь свободно.

    Самодовольство. Многие люди, придумав одну идею, сразу же прекращают искать новые. Зачем? Ведь в школе мы привыкли, что одного решения достаточно. Одно решение дают нам иллюзию правильности. Проблема приходит тогда, когда это

    одно решение отклоняют. Тогда начинаются переживания и депрессии. Чтобы этого не было, надо приучать себя придумывать много идей, разрабатывать множество решений.

    Давление важности. Важность часто вгоняет людей в ступор. Потому что

    им необходимо одно хорошее решение, и они не могут выдать никакого. Необходимо снижать важность на этапе создания идей, и включать ее на этапе отбора решений.

    Профессиональное выгорание. Со временем работа накладывает сильный отпечаток на восприятие реальности. Чтобы этого избежать, полезно смотреть на свою проблему глазами других людей, переключаться. Тогда могут появиться новые идеи.

    Идеи рождаются из топлива. Топливом в этом случае являются новые эмоции, ощущения, образы, знания, информация. Чтобы вы были полны идеями, очень важно наполнять себя качественной информацией и пищей. Хорошим способом является Творческое свидание. Эту идею я почерпнула из книги Джулии Кэмерон «Путь художника». Один раз в неделю обязательно выбирайтесь в то место, где не были до этого. Старайтесь получать новый опыт, которого не было раньше. Не ограничивайте себя привычными местами, кафе, ресторанами, магазинами. Пробуйте новую еду, меняйте гардероб, делайте время от времени небольшие перестановки дома и на работе, ходите новыми маршрутами. Очень важно, чтобы в мозг поступала новая информация, чтобы он всегда был включен в процесс.

    Ваша жизнь должна быть максимально разнообразна, чтобы внутри вас происходили перекрестные опыления разных сфер и ваши идеи были максимально оригинальны. Ведь оригинальность зачастую и приходит от соединения несоединяемых вещей.

    Наш мозг — это большой ребенок, он очень любит, когда его развлекают. В качестве такого развлечения можно использовать цвет, звук, эстетически приятные вещи. Настоятельно рекомендую купить себе упаковку фломастеров или цветных ручек, разноцветную бумагу, и пользоваться только ими. Цвет очень стимулирует.

    Полезным будет создание определенного «креативного якоря». Это может быть определенная одежда, которая будет настраивать вас на нужный лад, это могут быть талисманы, особая креативная ручка, особое креативное пространство. Иногда это помогает вспомнить состояние вдохновения и начать творить.

    Самое простое, что вы можете сделать уже сегодня — заведите себе привычку генерировать идеи. У меня есть свой блокнот идей. В него я записываю идеи по разным направлениям. Идеи — они как молнии, только что была, и уже нет.

    Если ее сразу не зафиксировать, вы потеряете ее навсегда. Поэтому привыкайте фиксировать все, что приходит вам в голову. Со временем мозг начинает входить в азарт, ему понравится, что вы не отбрасываете его идеи, а запоминаете, и он начинает выдавать их все больше и больше.

    Хорошим способом разобрать внутренние барьеры является техника фрирайтинга. Суть метода заключается в выписывании своего внутреннего монолога на бумагу. Если представить метафорично, то наше подсознание — это озеро, идеи — рыбы в нем, а наш внутренний монолог это ряска и тина на поверхности этого озера. Пока мы не разгоним тину и ряску, мы не сможем добраться до идей. Выписывать свои мысли полезно для того, чтобы понять, какие фильтры находятся у нас в голове и что мешает нам творить. Поэтому когда вы пишете, то не редактируйте, не оценивайте, то, что пишете. Просто пишите.

    Есть много разных вариаций фрирайтинга. Одной из них являются Утренние страницы. Эту технику я тоже позаимствовала из книги «Путь художника». Идея состоит в том, чтобы каждое утро, после пробуждения, писать три страницы мыслей, которые находятся у вас в голове. Причем не важно, каких именно. Страницы не надо перечитывать, их не надо оценивать, их надо просто писать. Есть вариант писать их на сайте 750 words. Некоторые люди любят набирать их. Но я являюсь приверженцем письма от руки.

    Хорошим методом для оформления наших мыслей, а также для генерации идей являются интеллект-карты. О них уже много написано, но от этого они не перестают быть менее полезным и удобным инструментом.

    Для многих начало творческой работы вызывает ступор, а белый лист вгоняет в ужас. Если у меня нет идей, то я использую метод, который называю бредогенератором. Он чем-то похож на фрирайтинг. Состоит он в том, чтобы специально записывать все самые бредовые идеи, которые можно придумать. Это помогает, во-первых, просто начать что-то делать. Во-вторых, глупые идеи снимают излишнюю важность. А в-третьих, мозг со временем разгружается и начинает выдавать хорошие идеи. Еще одним способом для разгрузки мозга является запись идей по таймеру. Удобной программой для этого является Punishpad. Она хороша тем, что можно поставить временной интервал, по истечении которого программа начнет удалять ваши слова с конца.

    То есть у вас не будет времени долго сидеть и думать над тем, что сейчас лучше написать. Вы просто пишете. А когда нет времени для редактирования, хороших идей появляется все больше.

    Архив номеров#Интервью#Креативность#Творчество