30 августа 2018

Как издать свою первую книгу, потом еще десять, или История о том, как я писала для подростков

3246 просмотров

Дарья Штыкова
Администратор проектов по работе с агентами в финансовой компании, ранее автор статей в журналах «Oops!..» и «Cosmopolitan», автор серии детских книг в издательстве «Эксмо».
  • vk.com/id166966755
  • Моим первым творением был сентиментальный роман. Сто двадцать страниц. Написала за полгода в свободное от уроков и домашних заданий время.

    Мне было пятнадцать, я училась в девятом классе, и мой первый роман  был похож на бесконечный мексиканский сериал из начала девяностых. Скандалы, интриги, беременности. Падения с лестниц и потеря памяти. Запретная любовь и семейные тайны. В общем, тот еще роман получился.

    Следующий роман был еще лучше. То же самое плюс шоу-бизнес. Но не наш, а зарубежный. В то время социальных сетей не было, а интернет – по карточкам и через модем.

    В то время меня ничего не отвлекало, и я писала очень много.
    Источник фото: Р
    ixabay

    Второй роман мог бы стать романом-эпопеей в трех томах, но я его так и не дописала, потому что поступила в институт и влюбилась.

    Примерно год я не писала ничего, кроме SMS и любовных писем. Это не помешало мне выкладывать отдельные главы своих романов на портале Проза.ру.

    Бета-ридеры

    Первый роман прочитали бабушка и ее подруги. Сказали, что у меня хорошо получаются диалоги, да и в целом все легко и быстро читается.

    Второй роман и рассказы читал мой молодой человек. Распечатывал и отмечал карандашом каждую ошибку в тексте, в том числе опечатки, пропуски слов и букв.

    Я мечтала, что когда-нибудь допишу этот роман, отправлю его в издательство, его напечатают в красивой яркой обложке.

    Парень не считал это увлечение серьезным. Говорил, что для этого мне придется сначала найти корректора и заплатить ему, чтобы он исправил все ошибки – грамматические и стилистические. Потом найти редактора, чтобы улучшил текст, потом заплатить издательству, чтобы меня напечатали.

    Сумма набегала немаленькая, немыслимая для неработающей студентки.

    Слышать такое было обидно и неприятно. Если бы не подруга, я бы точно перестала писать.

    Текила-любовь

    Я не могла назвать себя графоманом. Могла не писать долгое время. Училась, сдавала экзамены, решала свои студенческие проблемы, влюблялась, дружила, пока снова не оказывалась перед чистым белым листом в Microsoft Word.

    Сочиняла в свободное от учебы время, испытывая удовольствие и радость. Бабочки в животе и тихий восторг от тех моментов, которые, на мой взгляд, получилась особенно хорошо.

    У меня не было даже плана. Я не знала, чем все закончится, чем начнется, потому что начинала писать с середины.

    Так в двадцать лет у меня появилась повесть «Текила-любовь».

    У меня не было цели издать эту книгу. Я просто хотела выразить себя в свои двадцать. Это не был дневник, это было не о себе, но и не было вымыслом и фантазией. Просто повесть о современных студентах и первой любви. Те же скандалы, интриги и беременности, но уже по-своему.
    Источник фото: Р
    ixabay

    Не помню, как попала на форум издательства «Эксмо», где общались начинающие писатели, но я читала его всю ночь.

    Как редактировать рукопись романа?

    В какие издательства отправить?

    Что писать в сопроводительном письме?

    Когда ждать ответ?

    Что такое авторский лист?

    Здесь можно было найти ответы на все мои вопросы. Люди на форуме делились опытом и успехами, у

    многих получалось. Список изданных авторов с форума пополнялся новыми фамилиями каждый месяц.

    Тогда я решила, что у меня тоже получится.

    Пиши-сокращай

    Авторский лист равен 40 000 печатных знаков, включая знаки препинания, цифры и пробелы между словами. В моей повести таких листов оказалось десять с половиной. Это чуть больше ста двадцати листов шрифтом Times New Roman и размером 12.

    На редактирование повести ушло почти два месяца летних каникул. Я удаляла целые страницы, меняла местами главы, перечитывала десятки раз отдельные отрывки. Упрощала сложное. Вычищала деепричастия. Избавлялась от лишних прилагательных и канцеляритов.

    Я хотела сделать свой текст, если не идеальным, то хотя бы приличным. Чтобы редактор не удалил его после чтения первых трех предложений. И к концу второго месяца я не узнала свой текст. Конечно, он стал намного лучше, но меня от него уже тошнило.

    Осталось написать и отправить в издательство синопсис.

    В начале сентября я выбрала около десяти издательств, печатавших современные любовные романы. Нашла адреса электронной почты с пометкой «для новых авторов» и разослала по ним свой текст.

    На самом деле это стоило сделать в самом начале.

    Моя проблема была в том, что повесть оказалась «неформатом». Есть любовные романы, детективы, фантастика, ужасы, фэнтази. А есть такое, что трудно отнести к какому-либо из существующих жанров.

    Издание таких вещей всегда большой риск, потому что нельзя точно предсказать, как читатели примут новинку. Будут ли покупать, понравится или нет.

    Мою повесть нельзя было отнести к стандартным любовным романам для взрослой аудитории, но и в серии книг для подростков она не вписывалась. Рынок молодежной литературы был не развит. Интересные книги о двадцатилетних можно было пересчитать по пальцам одной руки – счастливые исключения из правил.

    Я старалась читать все, что хотя бы немного походило на то, что писала я. Конечно, мне хотелось оказаться в числе тех молодых авторов, у которых все получилось.

    Везение или результат работы?

    Через два месяца мне пришел ответ от издательства «Эксмо» – редактору понравился мой текст. Понравилась история и небанальность в описании героев и чувств.

    Редактор просила перезвонить в рабочее время, чтобы обсудить дальнейшие действия. Я прыгала от счастья!

    На форуме начинающих авторов рассказывали о том, как сложно издать первую книгу. Так что я решила, что мне повезло. Однако, я просто забыла, что это был не первый написанный мной роман, что я к тому времени писала уже больше пяти лет.

    Я научилась. Я стала лучше. И останавливаться уже не хотела.

    Затем началась работа. Точнее, доработки по замечаниям редактора.

    Пришлось переделать композицию. Удалить несколько лишних глав, которые никак не влияли на сюжет, лишь отвлекали внимание читателя от ключевых событий. Дополнить, объяснить, переписать. В общей сложности на доработку ушло еще полгода.

    Мне тяжело давалось редактирование, а сами письма редактору несколько раз попадали в спам. Эти моменты тоже затягивали процесс.

    В результате мой текст не только изменился до неузнаваемости, но еще и уменьшился на треть. Однако могу сказать точно – он стал лучше.

    Договор

    Когда пришло время подписывать договор, оказалось – из всех нужных документов у меня есть только паспорт.

    СНИЛС сделали в институте. ИНН сделали в налоговой. Даже банковской карты – и той не было. Пришлось оформлять. Из-за этого подписание договора затянулось еще примерно на месяц.

    Конечно, я нервничала. Казалось, что все обстоятельства против меня.

    В ноябре 2007, спустя год после отправки рукописи, я приехала в назначенное время, чтобы подписать договор на свою первую книгу.

    На ресепшн выяснилось, что на меня не заказан электронный пропуск. То ли редактор забыла, то секретари что-то напутали. Пришлось звонить и узнавать, но договор в тот день я все-таки подписала!

    В тот год «Эксмо» запустило серию романов молодых современных авторов. Роман поколения NEXT. Мою повесть планировали издать в этой же серии через три месяца. То есть, к весне следующего года, но что-то пошло не так…

    Обложку нарисовали, а серию закрыли. Я не знала, выйдет ли моя книга вообще. Редактор говорила, что книгу обязательно издадут, но чуть позже и в другой серии. Точных сроков назвать не могла.

    Книга вышла в начале лета в новой серии любовных романов «Женский форум».

    Вернусь к первой части своего рассказа. Мне не пришлось платить издательству, чтобы меня напечатали. Наоборот. Мне заплатили гонорар еще до выхода книги.

    Мнения друзей, знакомых и родственников разделились.

    Близкие поддерживали и радовались. Другие говорили, что пытались читать, но не дочитали – герои глупые, скучно, много букв. Третьи принимали к сведению, но интереса не проявляли. Возможно, они просто не поверили, потому что книгу напечатали под псевдонимом.

    Серию «Женский форум» тоже закрыли, а по двум следующим романам, которые я написала на волне мотивации, отказали.

    Только для девчонок

    Возможно, моя история в «Эксмо» так и закончилась бы всего одной книгой, но спустя год мне предложили написать повесть для сборника.

    В сжатые сроки нужно было написать повесть о любви по интернету. Я справилась.

    Повесть вышла в серии «Большая книга романов о любви для девочек». Это сборники из трех повестей от разных авторов на определенную тему. Позже эту повесть переиздали отдельной книгой в серии «Только для девчонок».

    Книжная серия «Только для девчонок» издается в «Эксмо» с 2002 года. Это самая известная и успешная на отечественном рынке серия в жанре романов о любви для девочек. Целевая аудитория – современные школьницы от двенадцати до пятнадцати лет.

    За пять лет в этой серии издали более десяти моих повестей. Почти все эти книги я написала уже после окончания института. Я работала с 9 до 18 с понедельника по пятницу, а писала по вечерам и выходным.

    Позже часть повестей переиздавались в сборниках и отдельными книгами. Все книги, начиная с первой, выходили под псевдонимом Дарья Лаврова.

    Обратная связь

    Авторы общаются с читателями в группе серии вконтакте. Здесь же читатели пишут отзывы и обсуждают новинки. Это очень удобно. В любое время автор может зайти и прочитать отзывы о своих книгах.

    Круто, когда твои повести оказываются у кого-то в списке любимых, когда репостят удачные цитаты, просят провести еще один конкурс.

    Среди читателей в группе регулярно проводятся конкурсы на самые разные темы. Победители получают подарки – на усмотрение автора, который проводит конкурс. Обычно это книга, которая вот-вот должна выйти. Конечно, с автографом и добрыми пожеланиями.

    Ведь есть еще те, кто ждет твоих книг, кто поддерживает, даже не читая. Одни всегда были рядом, другие появились позже, во время подготовки первой книги к печати и после.

    Я поняла, что для меня важно видеть результат своих трудов – в творчестве, в обычной работе.

    Все это сделало меня увереннее в своих силах и возможностях. Если что-то получается, нужно радоваться и развивать это.

    Если не получается – просто попробовать еще раз :)

    Мой опыт, который я вынесла из этой истории

    1. Проанализируйте спрос, изучите книжный рынок. В идеале, сделайте это до того, как сядете писать книгу, а уже после – пишите и предлагайте.

    Слишком необычную вещь сложно издать, если вы начинающий автор, и у вас пока нет своей аудитории.

    2. Если вы пропустили первый совет, прислушайтесь к нему после написания книги. Написали иронический детектив? Тогда не стоит отправлять его в издательство, профиль которого – фантастика или нон-фикшн. Отправьте его туда, где уже издают книги того же жанра.

    3. Слушайтесь редактора. Не бойтесь сокращать текст. Без лишних глав и «воды» он только выиграет.

    Если же вам дороги удаленные отрывки и забракованные главы, скопируйте их в отдельный файл и сохраните. Сможете использовать позже, в следующем романе.

    4. Во время подготовки к публикации, не бойтесь звонить редактору. Электронные письма могут не дойти, затеряться, попасть в спам. Страшно звонить – попросите друга.

    5. Псевдоним не обязателен, но если вам не нравится ваше имя и фамилия, или вы не хотите, чтобы вас узнавали знакомые, смело придумывайте новое имя, или фамилию. Или и то, и другое сразу.

    6. О выходе книги рассказывайте по факту, а не после подписания договора. По разным причинам выход может затянуться, а вы будете чувствовать себя неуютно, отвечая на вопросы знакомых. «Ну когда? Когда уже? Наверное, тебя обманули».

    7. Пробуйте новое. Принимайте предложения, даже если на первый взгляд они кажутся не очень интересными. Никогда не знаешь, что может из этого получиться, с чем повезет. Я не пожалела, что стала писать для подростков. И, конечно, не предполагала в начале, что напишу более десяти повестей.

    8. Пишите регулярно. Если вы недавно начали писать, будьте готовыми к долгой работе, а еще к тому, что «первый блин комом». Зато второй и третий получатся заметно лучше. Развивайтесь, постепенно усложняя себе задачи.

    Я написала больше тысячи страниц, прежде чем мою книгу напечатали.

    9. Сейчас я стараюсь писать по часу вечером после основной работы. Каждые четыре дня делаю перерыв на день.

    Делайте небольшие перерывы и занимайтесь чем-нибудь другим. Заземляйтесь. Готовьте еду, выбрасывайте мусор, сажайте рассаду, гуляйте, влюбляйтесь, будьте здесь и сейчас, в реальности – потому что это и есть тот источник вдохновения, который мы часто ищем и не можем найти. А он всегда рядом.

    Саморазвитие#Книги#Писательство#саморазвитие