16 декабря 2015
Расскажи себя. Как писать лучше?
8636 просмотров
-
- Елена Трускова
- Коллеги говорят, что я — гармонизатор. Друзья утверждают, что я сочиняю истории про дождевого червя Ивана и написала книжку про вдохновение. А я просто называю себя Леночкой. Мы же больше, чем сумма наших частей, верно?
authenticityfirst.ruvk.com/elena.truskova Привет зрителям и участникам проекта «Расскажи себя»! Думаю, что вы уже заглядывали в анонс и в пост с первым заданием. Может, у вас уже получилась первая история, но вы пока что не решились ее показать? Или уже показали, но готовы еще поработать над черновиком. Подредактировать. Как это делается?
Моя статья поможет тем, у кого совсем нет писательского опыта. Я расскажу, как упростить и облегчить текст.
Приведенные в этой и следующих статьях советы родились в практической работе. Именно с этими соображениями я обращалась к участникам своих мастерских текста.
Попросить совета
Многие черновики написаны сложно и запутанно. Это нормально! Черновик как раз и нужен для того, чтобы шаг за шагом распрямлять ниточки мыслей, удаляя всё лишнее, очищая текст, как апельсин.
Хороший способ разобраться в том, где накручено лишнее, а где не хватает логических связей, — показать текст редактору или хорошему знакомому, чьему вкусу вы доверяете. Не просите конкретные рекомендации и точных правок. Пусть лучше вам укажут на удачные и неудачные фрагменты, а переделаете их вы сами.
Аркадий Мильчин говорит в книге «Писатели советуются, негодуют, благодарят»:
«Писателям хочется, чтобы замечания делались не в виде непререкаемых указаний, высказываемых в самой категоричной форме, а в виде обоснованного совета, предположения, которое можно обсудить, оспорить; чтобы критик слышал возражения писателя и вёл с ним диалог, а не односторонний разговор.
Писателям хочется, чтобы замечания побуждали их к новым художественным свершениям, будили фантазию, толкали на новые поиски, на новые решения».
Осторожно выберите того, кому вы доверите право поделиться с вами комментариями. Это должен быть кто-то, чье чувство стиля вы уважаете, чьему вкусу вы доверяете. Джулия Кэмерон в книге «Право писать» рассказывает, что первые черновики категорически нельзя показывать случайным людям. А надо — бережным читателям и опытным редакторам.
В рамках проекта «Расскажи себя» бережность обеспечиваю я, выступая первым читателем и настраивая участников на осторожность в комментариях к вашему тексту.
Прочитать вслух
Возможно, вы уже показали текст и выслушали комментарии... но с формулировками по-прежнему что-то не то. А что не то — не ясно.
У каждого текста есть внутренний ритм и свой структурный рисунок. Кстати, если изучить несколько ваших текстов, можно нащупать обычный для вас ритм — из него произрастает ваш писательский стиль. Редактируя черновик, мы даем естественному ритму звучать во весь голос. Выводим его на первый план, удаляем всё несущественное и случайное.
Илья Ильф говорит:
«Большинство наших авторов страдает наклонностью к утомительной для читателя наблюдательности. Кастрюля, на дне которой катались яйца. Ненужно и привлекает внимание к тому, что внимания не должно вызывать. Я уже жду чего-то от этой безвинной кастрюли, но ничего, конечно, не происходит. И это мешает мне читать, отвлекает меня от главного».
Смотрите на процесс редактирования как на уход за морковкой. Ее обязательно нужно прореживать во время роста, иначе здоровым и симпатичным экземплярам не хватит места развернуться. Сколько бы вы морковки ни посадили, часть в какой-то момент обязательно понадобится выдернуть.
Под морковкой я подразумеваю лишние обороты, мусорные слова, случайно попавшие факты и события. Всё, без чего текст останется собой.
А когда медленно читаешь текст вслух — проще поймать его ритм. И понять, от какой морковки можно избавиться.
Закройте черновик и перепишите снова
Психологически трудный, но радикально улучшающий текст способ: выкинуть старый черновик и, держа идею в голове, написать его заново. Не кромсать наполовину готовую морковку, а посадить новую.
Если хочется проверить, хорошо ли этот способ работает, напишите очередной текст без подглядывания в черновик, с нуля. И сравните. Новый вариант наверняка выйдет проще, понятнее и лаконичнее.
Одним предложением
Не самый простой, но ужасно действенный совет: сформулируйте главную мысль вашей истории одним предложением. Редактируя историю, опирайтесь на эту сокращенную версию. Всё ли сказано? Есть ли нужная связность? Что лишнее можно выкинуть, не затронув основную линию?
Роберт Макки называет главную мысль истории «управляющей идеей», Блейк Снайдер — «логлайном», Аркадий Мильчин говорил о «смысловых опорных пунктах» текста.
Посмотреть на определения и примеры управляющих идей и логлайнов, а также потренироваться в их сочинении можно в библиотеке заданий и советов.
Принять участие в проекте «Расскажи себя»
Самый верный способ писать лучше — писать много и часто. Возвращайтесь к нам завтра. Будем сочинять сказку :)
Саморазвитие #Писательство
Интересные комментарии
Ого.. читать - не перечитать.. сколько ссылок. ушла смотреть.
:)
Лена, спасибо за проект! Ждём завтра, а пока посмотрю-ка ещё раз на свой текст - с учетом этой статьи..
Это отличная мысль :) Я на такую последовательность и рассчитывала. Теория - практика, теория - практика :)
логлайны поразили воображение. может придумать упражнение из максимально известных фильмов с заданием создать для них логлайн и потом поделиться ответами? или игру угадайку по теме... но оочень интересно. чьорт, почему я о таком узнаю так поздно? ))
А чего ж поздно-то? Берите и делайте))) Всё вовремя.
Про переписать не глядя интересно! Давно думала попробовать, но не была уверена, что сработает: черновик править не так страшно, как возвращаться к чистому листу...
Расскажите потом!
Мне вот даже не страшно, а... усилий жалко :) Что я его, зря во все стороны трепала, черновик этот, чтобы потом оставлять в покое?
Однако ж работает.
Спасибо за советы и ссылки. Поняла, что работала над своим рассказом примерно по этой схеме: написала - отложила, вернулась к тексту - проредила его, переписала, не списывая, а под конец проверила и подкрасила. Правда, мне казалось, что для первого, "тренировочного" раза я слишком много вожусь с текстом. Хотелось, чтобы все "с налету, с развороту" получалось.
Анна, вам отвечает Федор Михайлович :)
Но что у тебя за теория, друг мой, что картина должна быть написана сразу и проч., и проч.? Когда ты в этом убедился? Поверь, что везде нужен труд, и огромный. Поверь, что легкое, изящное стихотворение Пушкина, в несколько строчек, потому и кажется написанным сразу, что оно слишком долго клеилось и перемарывалось у Пушкина. Это факты. Гоголь восемь лет писал «Мертвые души». Все, что написано сразу, – все было незрелое. У Шекспира, говорят, не было помарок в рукописях. Оттого-то у него так много чудовищностей и безвкусия, а работал бы – так было бы лучше. Ты явно смешиваешь вдохновение, то есть первое, мгновенное создание картины или движения в душе (что всегда так и делается), с работой. Я, например, сцену тотчас же и записываю, так, как она явилась впервые, и рад ей; но потом целые месяцы, год обрабатываю ее, вдохновляюсь ею по нескольку раз, а не один (потому что люблю эту сцену) и несколько раз прибавлю к ней или убавлю что-нибудь, как уже и было у меня, и поверь, что выходило гораздо лучше. Было бы вдохновение. Без вдохновения, конечно, ничего не будет.
Ф.М. Достоевский
Класс! Золотые слова, Фёдор михайлович! :)
Замечательные слова! Писательство - тоже работа! И еще какая :)
:)
Леночка. Вот заметила у вас, частенько про Достоевского пишете. Я вот, честное слово, после его книг, стала другим человеком. Может слишком молода и впечатлительна, но именно после его книг у меня на душе становится так мирно, спокойно. Люблю я очень при очень классиков..они меня воспитали)
И еще раз СПАСИБО вам за этот проект, хоть я и поздно его обнаружила.
Вот здесь можно повыбирать любимых классиков и почитать, что они говорят о писательстве...
http://masterskietexta.livejournal.com/525.html