31 августа 2018

Назначаю тебя лучшим, правильным, должным событием моей жизни

6144 просмотра

Евгения Макарочкина
Системный семейный психолог, руководитель Центра позитивных изменений «Территория возможностей», задумщица и выдумщица. Помогает себе и другим создавать реальность, в которой хочется жить.
  • vk.com/evgeniyamakarochkina
  • instagram.com/evmakarochkina
  • Однажды я устала от того, что неприятные события время от времени управляют моей жизнью.

    Как, например, сегодня: надо написать статью, но все мысли вылетели из головы, словно их там никогда не было. Они испарились, улетучились, сбежали, отправились на прогулку.

    Не самое страшное событие, но все же.

    Я сидела перед ноутбуком и уже который час гипнотизировала взглядом лист. С этим пора было что-то делать. Возможно, мне нужен небольшой отдых.

    Начала с проверенного способа: выпила вкусный, ароматный кофе, недавно привезенный из Эфиопии. Это не помогло. Внутри – пустота.

    Полистала любимую книгу. Она часто меня вдохновляет, но сейчас не сработало.

    Отправилась на небольшую пробежку. Обычно к концу тренировки ум проясняется, и гениальные мысли текут нескончаемым потоком. Но не сегодня.

    Я начала попеременно испытывать самые разные эмоции: злиться, называть себя неудачницей, досадовать, жалеть себя, обвинять проект, для которого писала статью.

    Стоп!

    Некоторое время назад я придумала увлекательную игру с очень длинным названием «Назначаю тебя лучшим, правильным, должным событием моей жизни».

    Поделюсь, какие мысли вдохновили меня на создание игры.

    Личная Голгофа и голгофята

    В моей терминологии любое беспокоящее событие – это личная Голгофа. То есть, это испытания, которые даются для переосмысления жизни.

    Я люблю шутить, что глобальные события – это голгофы. Они кардинально разделяют действительность на «до» и «после».

    Множество более мелких – голгофята. Они лишь слегка покусывают и пощипывают , зато значительно чаще.

    Какой опыт вынесет человек из голгофы и голгофят, так дальше и сложится его судьба. Следовательно, они полезны.

    Это первая мысль.

    Большое видится на расстоянии

    Вы знаете, что большое воспринимается на значительном расстоянии от него. А лучшее – по прошествии времени.

    Лишь через несколько лет мы понимаем, что событие, которое казалось катастрофой, концом, было началом нового, началом великого.

    И это вторая мысль.

    Слепая зона

    Когда начинается жизнетрясение (слово придумала по аналогии со словом землетрясение), я не сразу понимаю, что происходит должное.

    Во-первых, потому что неожиданно. Во-вторых, потому что я попадаю в слепую зону собственной истории.

    Определить слепую зону просто: поднесите близко к носу две раскрытые ладони. Что видите? Нечто неопределенное, расплывчатое. А чего не видите? Ничего.

    Мне захотелось научиться оказываться над лабиринтом, чтобы охватывать взглядом событие целиком и понимать, как и куда дальше двигаться. Игра родилась как отклик на собственный запрос.

    Опробовано на себе – мин нет

    В чем уникальность игры? Я начинаю играть, когда неприятность случается неожиданно. В такие моменты я чувствуя себя беспомощной и не знаю, что делать.

    Еще я пользуюсь этой игрой, когда вспоминаю одну давнюю историю. Я до сих пор переживаю ее очень сильно, словно она произошла вчера. Я хочу попрощаться с ней окончательно, отправить ее в личный архив с грифом «не беспокоит».

    Игра помогает мне увидеть пользу (я бы даже сказала – пользы, но так не говорят) в неприятном событии и наполняет прекрасным ресурсным состоянием.

    Плюс формирует навык осознанного наблюдения. До игры кажется, что я на минном поле, в большой опасности, а в процессе убеждаюсь – мин нет. Точнее, они – в моей голове.

    Алгоритм игры

    Поиграем?

    В игре только два главных участника: вы и ваше эмоциональное состояние, которое и будем менять.

    • Шаг первый

    Выберите беспокоящую историю, которую запустите в игру.

    Оцените по десятибалльной шкале: на сколько баллов эта история вас беспокоит (то есть, определите ее негативный заряд). Ноль – вообще не беспокоит, десятка – беспокоит очень сильно.

    Назовите историю одним словом или небольшим предложением, чтобы легче было ее идентифицировать.

    Если хотите «исцелиться» основательно, но сейчас заряд не очень высокий (меньше пяти), можно мысленно погрузить себя в прошлое с помощью магического заклинания: «Я соглашаюсь знать и чувствовать все, что я знал(а) и чувствовал(а) в тот момент».

    Представьте, что вы уже в эпицентре событий, и еще раз оцените свое состояние по десятибалльной шкале.

    Мой пример:

    - Что беспокоит: я не могу написать статью.

    - Что чувствую: злость, обвинения, самообвинение, досаду, жалость к себе.

    - Негативный заряд: по максимуму, на десять баллов, даже больше.

    Имя истории – «тупеж».

    • Шаг второй

    Направьте свой фокус внимания на событие. Посмотрите на него. Постарайтесь увидеть целиком и как бы со стороны. Затем произнесите: «Назначаю тебя (вставьте имя истории) хорошим, правильным, должным событием своей жизни».

    Если нет возможности сказать вслух, произносите мысленно.

    Как только назначите, обратите внимание, что уже изменилось внутри вас, что стало по-другому.

    Мой пример:

    Назначив тупеж х-п-д-событием, я смогла растождествиться со своим состоянием.

    Теперь тупеж был снаружи, не внутри, и меньше беспокоил. Кроме того, перестав быть проблемой, он трансформировался в задачу.

    Задачи, в отличие от проблем, решаемы. И я больше не в слепой зоне.

    Мой негативный заряд с десяти сразу снизился до восьми. Это хороший результат, так как я перевела фокус внимания с обвинения и досады на вопрос к себе: «Хорошо, у меня не получается написать статью. Что я могу придумать, чтобы сдвинуться с мертвой точки?».

    Ответ пришел тут же: «Начни писать о том, что тебя беспокоит, и наблюдай, куда дальше следуют мысли. Наблюдай и записывай. Записывай и снова наблюдай».

    Таким образом я напечатала несколько абзацев, а потом мыслительный моторчик заработал, вдохновение вернулось на свое любимое местечко, идеи стали рождаться одна за другой.

    • Шаг третий

    Напишите не менее десяти объяснений, почему это событие (например, мой тупеж) для вашей жизни правильное, должное, лучшее.

    Рекомендую.

    Дайте себе время настроиться. Отключите привычный поток мыслей и прислушайтесь к ответам, рождающимся не в голове, а (немного эзотерики) во внутренней пустоте.

    Это самое сложное задание, так как первый ответ, который обычно слышишь от себя, что ничего хорошего нет. Но это отвечает разум, а он нам в игре не помощник. Именно разум заставляет нас ходить по проторенным дорожкам знакомого поведенческого сценария.

    Я это уже знаю, поэтому мой разум приучен сразу… Не отключаться, нет… И не уступать место каким-то мистическим посланиям из Вселенной.

    Мой разум приучен расширять границы мышления за счет изменения угла обзора ситуации.

    Мой пример:

    Я сижу перед пустым листом и туплю. И что в этом для меня хорошего?

    Разум моментально включается в выполнение новой, более интересной задачи, и я сразу начинаю записывать ответы.

    Советую ответы именно записывать, так как разум обожает моментальное зрительное подтверждение.

    Итак, я «туплю». Что в этом для меня хорошего:

    Понятен ход размышлений?

    Главная задача – написать не менее десяти утверждений. Объясню зачем.

    Первые три-четыре-пять ответов придут к вам достаточно легко, и тут мозг выдохнется.

    С этого момента начинается самое важное: бесполезные поведенческие стратегии, созданные нашим мозгом, разрушаются и прямо в эту минуту начинают формироваться новые – полезные.

    Скажите себе, что все идет по плану, и продолжайте искать ответы.

    Важно вот что еще учесть. Записывайте именно те утверждения, которые не вызывают внутреннего сопротивления – мол, это все неправда.

    Так игра не сработает. Записывайте лишь те, на которые и разум, и душа отзываются согласием.

    Выполнили все шаги? Все. Игра завершена.  Напоследок осталось проверить заряд истории.

    Если условия игры выполнены правильно, негативный заряд будет равен нулю. Дальше можно переходить к конкретным действиям. Что я и сделала – начала легко и свободно писать новую статью.

    Чему научила меня игра

    Есть еще одна мудрость, зашифрованная в игре. Пожалуй, поясню свою мысль на примере замечательной притчи про старика и белую кобылицу.

    Один старик нашел в лесу прекрасную белую кобылицу. Он привел ее к себе домой и стал ухаживать.

    Все соседи говорили: «Надо же, как тебе повезло! Ведь такая красивая кобыла – это целое сокровище!» А старик отвечал: «Не знаю, повезло мне или нет. Время покажет. Сейчас мне надо построить для лошади конюшню».

    Утром выяснилось, что лошадь убежала. И соседи опять собрались у старика, рассуждая: «Ох, какое невезение! Лошадь сбежала. Какая потеря!».

    И снова старик сказал: «Не знаю, везение это или невезение. Время покажет. Знаю только, что теперь мне можно не строить конюшню».

    Через неделю лошадь вернулась и не одна. Она привела с собой целый табун. И соседи опять завистливо ахали: «Как же все хорошо у старика!» А старик рассудительно отвечал: «Не знаю, хорошо или плохо. Время покажет. Знаю, что теперь мне надо учиться разводить лошадей».

    На следующий день его сын стал объезжать одного из скакунов, упал и сломал ногу. Соседи запричитали: «Ах, какое несчастье! Как же ты теперь справишься с таким разросшимся хозяйством?».

    Старик отвечал: «Не знаю, счастье это или несчастье. Время покажет. Знаю только, что надо ехать за доктором».

    Через несколько дней царь этой страны объявил набор в армию. Из той деревни забрали всех молодых парней, оставив только хромого сына старика. Соседи пришли к старику со словами: «Как тебе сильно повезло. Да, у сына сломана нога, зато он остался дома, и ты не одинок».

    Притчу можно продолжать до бесконечности, но суть понятна.

    Так вот. Игра научила меня не делать скорых выводов про истории своей жизни – хорошие они или плохие. Время покажет.

    Помните? Большое видится на расстоянии, а лучшее – по прошествии некоторого времени.

    Я поняла: жизнь состоит из нейтральных событий, и лишь я сама наделяю каждое из них каким-нибудь зарядом – положительным или отрицательным. И если от меня зависит выбор заряда, то я предпочитаю видеть в происходящем правильное, должное и лучшее.

    Дело не в том, что мне не удается написать статью, и я злюсь, досадую и обвиняю, а в том, что со всем этим я планирую делать. В основу статьи я решила положить свое бррр-состояние, увидев с помощью игры пользу тупежа. Вы свидетели – у меня все получилось!

    Небольшое послесловие

    После того как я стала «исцелять» игрой каждое неприятное событие, голгофы исчезли из моей жизни. Голгофята иногда случаются, но все реже. И я знаю, что с ними делать.

    Муж, близкие, знакомые, клиенты с удовольствием играют в мою игру.

    Приглашаю присоединиться и вас.

    Какую неприятную историю вы первой назначите правильным, должным, лучшим событием своей жизни?

    Саморазвитие#Игры#личный опыт#Самосовершенствование#Эффективность