Как я написал книгу о принципе Тетриса
Я уже не раз убеждался в том, что полностью отработанная стодневка становится полноценной привычкой.
23 апреля 2020
6557 просмотров
Вероятно, у многих название статьи ассоциируется с опусом Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором люди заучивали книги наизусть, таким образом спасая от уничтожения. Но речь в статье пойдет о другом.
Януш Леон Вишневский сказал, что каждый человек носит в себе книгу. Пишет он ее или нет — результат диалога с собственной ленью. Уильям Сомерсет Моэм утверждает, что одну книгу может написать каждый, но писатель начинается после второй, а то и третьей. Кто-то считает, что писатель — тот, кого издают. Однако есть и другое мнение: если вы видите прекрасные миры и чувствуете потребность ими поделиться, вы — писатель.
Эта статья обращена не к писателям, а к тем, кто носит в себе книгу, но по каким-то причинам не пишет ее. Это не лекция о том, как писать роман. Это взгляд из-за грани. Тринадцать лет назад вопрос «Смогу ли я?» подарил мне не просто средство избавления от хандры, не просто хобби, а дело жизни. Пока оно не вылилось в монетизацию, я не могу говорить как писатель. Попытаюсь развеять ваши страхи и сомнения именно как человек-книга.
Я выросла с убеждением, что гениями рождаются. Есть Пушкин, а есть остальные. В том числе я. О публикации стала помышлять года полтора назад, и что-то завертелось. Изначально же писала потому, что не хотела носить в себе книги. Тяжелый груз! И главное, если не разродитесь, будете жалеть и чувствовать себя глубоко несчастным.
Что же мешает начинающему автору явить свои книги миру или хотя бы самому себе? Как правило, два предубеждения: нехватка времени и «никому оно не надо». Разберем.
В современных условиях мы действительно перегружены. Однако ответьте себе честно: сколько времени мы проводим в соцсетях или перед телевизором? Даже полчаса можно потратить на писательство. За три недели сформируется привычка, и вы будете с радостью уделять время новому увлечению. И вообще, вас никто не торопит, пока нет контракта с издательством!
Насчет «надо». Страшная тайна: изначально все пишут для себя, а на читателя ориентируются на стадии редактуры, и то не с первой книги. И еще любопытная информация: вы и ваши мысли могут заинтересовать хотя бы двух человек. Вращаясь в литературных кругах родного города, услышала любопытный диалог двух дам. Одна пишет фантастические романы, другая — стихи и песни, но фантастка настойчиво рекомендует ей попробовать себя в прозе:
— Описывай свою жизнь и все! Дневник одинокой женщины средних лет в двадцать первом веке. Издательства с руками оторвут!
Не считайте себя заурядным человеком, недостойным сказать что-то важное. Именно в таком виде вы интересны очень многим! А если вас еще не убедило, вспомните, что у каждого писателя есть свой лейтмотив, который преследует его всю жизнь. Туберкулезницы Ремарка и природа человека у Голдинга, например.
В семнадцать лет, написав пару чахлых рассказов, я решила попробовать себя в крупной прозе. Трудностью стало изобретение сюжета, создание правдоподобных персонажей, особенно отрицательных. И вычленение идеи из получившегося потока сознания. Писала три года. Получилось наивно, светло, но для очень узкого круга читателей. Спустя годы приятно перечитывать и вспоминать былые времена.
Лишь в процессе написания третьего романа я стала изучать литературную кухню. Несмотря на филологическое образование, я не верила, что работа над словом так страшна и серьезна. Однако в начале это не должно вас пугать — вам откроется много любопытных и утешительных моментов:
• Воображение развивается с возрастом. В молодости многих «прет» — коллективизм, поиск себя, обилие энергии. Молодые авторы склонны впихивать в свои труды такое количество идей, которых хватило бы на двадцать романов.
• Писатель живет не менее увлекательной жизнью, чем альпинист и спелеолог.
• Формула Виктории Токаревой: трудиться над словом и познавать жизнь — краткость сестра таланта!
• Даже если получилось хило и слабо — все равно здорово, что вещь увидела свет, а вы молодец, что посадили себя за компьютер и написали ее. С ужасом думаешь, что такого чуда в жизни могло не произойти…
• Будут искушения все бросить. В помощь вам слова Стивена Кинга из опуса «Как писать книги»: начатое надо обязательно заканчивать, иначе не даст покоя. У него такая история была с «Противостоянием» — зависал два года, и, видимо, именно Кингу мы обязаны термином «писательский затык». Однако по окончании этот роман стал одним из его любимых.
Условно авторов можно разделить на две категории: люди, которые начали писать лет в пятнадцать, потому что им это нравилось, и люди, начавшие писать в зрелом возрасте, чтобы поделиться опытом, поведать миру свою историю. Зачастую у вторых получаются выстраданные и наполненные книги («Одиночество в сети» Вишневского), а первые либо учатся к зрелому возрасту классно писать, либо уходят в бизнес.
Я отношусь к первой категории. С возрастом жизненный опыт обогащается и темы находятся. Навык оттачивается, знания пополняются. Поэтому у меня появились две книги с законченным сюжетом, не ограниченные самокопаниями. Одну из них даже опубликовали в интернет-журнале, но о бумажной печати я пока мало заботилась.
Однако дальше вернусь к книгам «для себя», а не для вклада в литературу. Таких тоже две, и появились они почти незаметно. Их создание преподнесло два потрясающих подарка:
Утешение — графотерапию никто не отменял, работает;
Радость. Получилась книга, к которой спешишь вечером домой, по словам Гришковца. И создала ее я!
Книгу написать — не фенечку сплести и не стишок сочинить. Я выделила для себя три составляющих писателя: цепкая память, острое восприятие и крепкая задница. Проза — это работа, а не ловля муз. А вдохновения, озарения и прочие «ения» оставьте поэтам.
То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами. (Шарлотта Перкинс Гилман. Подписываюсь!)
Мы склонны не замечать или забывать перемены, происходящие с нами. Например, люди, которые видят нас редко, говорят: как ты похудела! А ты пашешь в спортзале не щадя живота и ягодиц, и кажется, ничего не меняется. Неплохо вести дневник или фиксировать важные для себя события хотя бы изредка. Любопытно, как мы меняемся даже за пять лет! Как меняется сам стиль изложения! И от этого не отмахнуться, коль написано пером.
Сейчас я пишу восьмую книгу. Хотелось бы сказать, что теперь-то я знаю, как это делать, и бег по граблям оставила в прошлом. Согласно Моэму, не стоит серьезно относиться к тому, что пишешь первые десять лет. Но для меня прошли тринадцать… и ничего, не унываю! Впереди еще масса открытий и определенно — иное качество жизни.
Как видите, дорогие читатели, даже если рожденные нами книги — разбирательства в собственной душе, в процессе выкапывается кое-что интересное. Если до сих пор не решались творить — решайтесь! Текст — увлекательное путешествие, а созданная вами книга — чудо! Только представьте, какое наследство вы оставите вашим детям и внукам в пору обесценивания фотографий. Мой дед хотел написать мемуары, но не успел. После его смерти мама тихо плакала над уцелевшими набросками.
• Новичкам удобнее пишется от первого лица. Это избавляет от необходимости селиться в чужой голове и пытаться смотреть на события с разных углов.
• Будьте честны с собой. Даже если потом будет стыдно за какие-то эпизоды — этот путь надо пройти. А лишнее можно и выкинуть при правке.
• Не показывайте никому черновики. Возникает риск, что не допишете. Баню на сквозняке не протопишь.
• По возможности пропишите план, но не слишком детально, чтобы труд над книгой не показался ртутным набором буковок.
• Редактура преображает текст до неузнаваемости. Правьте только после написания, не в процессе!
Если же вы взялись за книгу именно из желания стать писателем, не ждите, что первая же вещь принесет миллионы и кучу поклонников. Практически всем ныне богатым и знаменитым авторам отказывали существующие на тот момент издательства — даже Кингу, который теперь за каждый новый роман получает по девять миллионов долларов. Все с чего-то начинают и на чем-то учатся.
Удачи!
В создании статьи автору помогли:
Стивен Кинг «Как писать книги»
Уильям Сомерсет Моэм «Подводя итоги»
Юрий Никитин «Как стать писателем»
Сайт «Справочник писателя» и Эльвира Барякина
Литературно-музыкальная студия «Вега»
Курс осознанного писательства
Екатерина Вильмонт и ее творческая встреча
Интересные комментарии
Спасибо большое за статью! Нашла интересные для себя моменты для работы над книгами.
Любопытно. Не догма, но руководство к действию.
Уважаемые начинающие авторы, читайте, спорьте, критикуйте и сотворяйте свои способы-методы.