25 апреля 2014

Жизнь про кино

7364 просмотра

Тая Зубова
Режиссер игрового и документального кино. Выпустила в свет «Рыбу мою», а сейчас готовится к выпуску веб-сериала The Dream о том, как реализовать свою мечту. Автор курса по съемке и монтажу для новичков, на который набирает последний поток. Чувствует внутри себя свет, старается делиться им с миром.
  • tayaclass.me
  • Меня зовут Тая, я — режиссер. Раньше я не могла себя так называть, потому что занималась рекламой, но сейчас я снимаю кино, и эта профессия и есть Я.

    Когда мы с моим мужем Сергеем делали первые шаги в рекламной индустрии, нам очень повезло с клиентами. Работая для французских корпораций, мы двигались благодаря сарафанному радио и директора компаний мировых брендов трепетно передавали нас друг другу. Нам нравилось работать с ценностями компании, и мы старались быть максимально полезными. Но вскоре грянул кризис, и мы попали в настоящий жесткий бизнес, на смену приятным отношениям с руководителями компаний пришла борьба с прожженными менеджерами, отдресcированными подходом «дожимать подрядчика». Я думаю, все мы знаем эти ненавистные любому художнику антимотивационные слова: «тендер», «комментарии заказчика», «A.S.A.P.».

    Мы не спали годами и становились злее, резвее и дороже. После 30-дневных съемок экспедиции по разным странам, во время которой мы снимали промо для одного большого бренда, я испытывала ужасное чувство вины из-за того, что нам приходилось дурачить зрителя с помощью отснятого материала. Но наши души спас один человек, клиент, который выстроил у себя в компании честный подход к своим клиентам и подрядчикам, подход, базирующийся на «искреннем сервисе». Ему и его компании мы обязаны возвращению в мир света. С ним нам захотелось снова творить, а он доверял нам и давал необходимую свободу. Это был сложный период роста, нам пришлось выбирать между финансовой стабильностью с убитыми нервами или чистым сердцем, но небольшими бюджетами. Как оказалось, мы заблуждались.

    В это время мы стали работать с бизнес-тренером, который не только дал нам планировщики, бизнес-модели, но и поработал с нашей целью. Помню, как мы начали с того, что каждый написал, чего он хочет добиться в этом году. После кучи правок целей, связанных с экологичностью высказывания, мы поняли, что самого формирования желания на бумаге хватает для того, чтобы твоя мечта начала сбываться гораздо быстрее, чем ты предполагал. Нужно просто ее физически описать и пока это происходит, ты сам уже придумываешь пути ее реализации и неосознанно делаешь первые шаги.

    Через полгода мы обернулись и увидели, что мы счастливы, у нас ничего не болит, мы занимаемся любимой работой для приятных людей и в целом не испытываем сильного снижения финансового достатка. Это было очень странное осознание, что не нужно бежать, бороться за тендеры, доказывать, что ты не враг и хочешь клиенту помочь, а просто можно работать в удовольствие. Конечно, нужно честно признаться, что таких мудрых клиентов нового поколения не так много, но сарафанное радио никто не отменял. Здесь бы остановиться и понаслаждаться этим состоянием, но... где-то внутри меня закралось чувство, что мой потенциал раскрывается не полностью, а это настолько сильное чувство, что оно было готово перевернуть мир с ног на голову.

    Я просто написала на бумаге мечту — фильм «Рыба моя». И с этого момента начинается новая история — о том «как снять успешный авторский фильм, не имея ни больших денег, ни сильных связей».

    Рыба из бурлящего потока

    Мне кажется, тысячи людей, начиная свое дело, задаются вопросом, как сделать первый шаг. Мне в этом помогли книги по управлению и навыки в продаже коммерческих проектов. Мы сели, выписали всех людей и всю технику, которая нам понадобится для проведения съемок, а затем для удешевления заменили по возможности все зарплаты и аренду ресурсами. Сделали презентацию и задумались над тем, что же мы можем дать взамен людям, к которым пойдем за помощью и ресурсами? И это самое главное, как мне кажется, — подумать про каждого человека, от постановщика (вне кинематографического мира — простого рабочего) до самого важного инвестора. Последняя страница презентации содержала такие строки:

    Результаты встреч с нашими заказчиками, в которым мы обращались за помощью и ресурсами, лучше всяких финансовых показателей дали нам понять, что мы недаром так любим наших клиентов. Бескорыстная помощь и поддержка твоей авторской работы — лучшая награда за твою коммерческую деятельность. Я горжусь, что мне, в свою очередь, повезло помогать этим людям в их бизнесе! Но их поддержка, финансовая и ресурсная, дала еще одну важную вещь: теперь мы не могли пойти на попятную.

    Когда ты заручился поддержкой, дело чести — довести обещанное до победного конца и не обмануть доверие важных для тебя людей.

    Признаться, мы не нашли все 100 % финансирования. Наших накоплений хватило на 40 %, еще 30 % нам пообещали инвесторы (друзья/клиенты). Финальные 30 % мы ищем до сих пор. Но... Почувствовав веру окружения в нас и наше дело, мы на свой страх и риск с головой окунулись в предпродакшн.

    Что такое препродакшн? В кино, кроме фантазирования по творческим вопросам, это обыкновенное планирование. С ответственными, сроками и бюджетированием. Самый главный инструмент — обратное планирование. Так, съемки тогда-то, ага, значит за два дня до этого — освоение, еще за два дня должны быть сделаны все закупки, еще за два дня — утверждены эскизы.

    Так это выглядит в теории, но на практике творческие люди, из которых в большей части состоит съемочная группа, абсолютно не знакомы с менеджментом и на такое планирование смотрят как на неведомого чудо-юдо-зверя. Невероятных усилий нам стоило удерживать всех людей в графике. Я думаю, одной из центральных проблем было отсутствие финансов для оплаты труда (группа работала на чистом энтузиазме) и из-за этого реальных рычагов влияния не было. Ну что ты можно сказать про невыполнение сроков, когда у члена твоей команды не закрыты базовые потребности в виде оплаты за съемную квартиру? Спасали только хорошие отношения и по-настоящему интересные творческие задачи, в которых каждый член команды мог самовыразиться.

    Да, это сложно, но нужно понимать, что когда люди тебе отказывают из-за отсутствия времени (мы несколько раз столкнулись с этой причиной), нужно их поблагодарить за то, что пока они были с нами, они нам сильно помогли! И каждый раз, когда все идет неидеально, просто продолжать двигаться, делать новую попытку. Итак, спустя два месяца подготовки, сплотившись, мы подошли к съемочному периоду.

    Съемки — это состояние потока. А в условиях экономии на всем — это бурлящий поток. Из интересных вещей — продумывание самых ужасных рисков. Первая часть съемок у нас проходила в экспедиции на побережье Крыма, где мы стояли диким лагерем в 30 км по пересеченке до цивилизации. Нас было 28 человек, подавляющее большинство которых впервые жили в палатках. Внезапно у одной девушки началась аллергия: за несколько минут случился страшный отек, она начала задыхаться, и стало понятно, что до городской больницы она просто не дотянет. На помощь пришел доктор, поставивший спасительные капельницы. Но доктора мы заблаговременно попросили поехать с нами в экспедицию на всякий случай. Этот риск был продуман заранее. Однако есть еще один, о котором никто никогда не хочет говорить — это риск потери не только здоровья, но и самого ценного — жизни человека. После того, как наши девочки как-то в 6 утра ушли одни купаться, попали в обратное течение и весь лагерь проснулся под крики «Спасите! Она тонет!», мы всегда продумываем любой исход событий. Потому что автор, чьи мечты реализует команда, отвечает за все. С девочками все обошлось благополучно, испуг прошел, по одиночке никто больше не купался. Но на следующих съемках, уже в Москве, где каскадер исполнял трюк самосожжения, на площадке был не только доктор, но и скорая помощь.

    Дух внутри тебя, дух внутри команды

    Случались моменты, когда из всей группы, а она у нас от смены к смене составляла от 20 до 50 человек, мы оставались с мужем вдвоем. Сами грузили стройматериалы, сами завозили в павильон, но за это время люди могли хоть чуть-чуть выдохнуть и вернуться посвежевшими. Дело в том, что поработать бесплатно день-два может позволить себе почти каждый, даже неделя часто не вызывает проблем, а вот когда проект длится больше месяца (а в нашем случае — целых три), нужно быть готовым в процессе искать новых людей или уделять много внимания и сил внутренним взаимоотношениям в группе, поднятию духа команды.

    Помню, когда мы строили декорацию двухкомнатной квартиры главных героев, каждый вечер в течение недели наша ударная группа из семи ребят, которые впервые в жизни делали такой масштабный проект своими руками, возвращалась к нам домой, и мы все вместе ужинали, смеялись, решали текущие дела, а потом разбредались по комнатам, где все полы были устланы спальными местами. А утром кто-то первый выключал будильник и громко поздравлял всех «с добрым утром», и день начинался позитивно. Ощущая такую общность, мы все вместе выпадали из реальности и создавали свой маленький уютный мирок, дух которого и отразился в кадрах фильма. За время съемок даже образовалась пара влюбленных, которые теперь вместе.

    Еще нам очень помогло ежедневное освещение нашего проекта в моем личном блоге на facebook, потому что поддержка, которую тебе выражают вначале близкие, а в дальнейшем и незнакомые люди, каждый день дает тебе мотивацию, независимо от степени усталости, продолжать, ощущая, что ты на правильном пути. Сейчас моя страница — это один из самых сильных помощников. Я ищу через нее контакты людей, собираю для съемок недостающий реквизит, да и просто советуюсь по любым вопросам.

    Когда мы только приступали к работе над фильмом, у нас был страх, что из-за долгого отсутствия в коммерческом мире, мы потеряем наших клиентов, лишимся всех средств и ограничим круг общения, но получилось ровно наоборот. Из-за того, что мы вышли из зоны комфорта, нам пришлось в сотни раз увеличить «связи». Если сложить финансы и ресурсы, из которых сложился общий бюджет фильма, окажется, что он в полтора раза превышает наш годовой оборот в спокойное «некиношное» время.

    А сколько новых знаний и опыта мы получили! Например, участвуя в «сценарных лабораториях» и «питчингах», где мы представляли свой еще не законченный фильм русским и иностранным продюсерам, мы наладили связи с Венгрией, Хорватией и Ирландией. Сейчас в нашей съемочной группе профессионалы из пяти стран мира. «Рыба моя» стала одним из самых громких короткометражных проектов в России.

    С 15 апреля кинотеатр «35 ММ» запустил трейлер нашего фильма в поддержку сбора средств с помощью народного финансирования. 28 апреля там же мы проводим мастер-класс.

    Кроме того, мы публикуем в интернете документальный сериал о нашем пути, основанный на двух годах работы над фильмом. Так мы хотим показать, что мечты сбываются, если ежедневно двигаться к ним.

    Когда-то в нашей жизни появился проводник — тот самый друг-клиент, который показал, что работать можно поставив перед собой задачу, сделать мир вокруг себя чуть светлее! Надеемся, что сейчас и наш опыт поможет зрителю не бояться и осознанно сделать первый шаг к своей подлинной внутренней цели! Как ее почувствовать? Закрыть глаза, прислушаться к себе и своим мечтам, и в тот момент, когда внутри начнет что-то вибрировать, искриться и наполняться теплым мягким светом, — знайте вы уже вступили на истинный путь.

    Архив номеров#Кино