Математик и маркетолог (если по образованию), коммуникатор и организатор (это по любви), счастливая мама (вообще по жизни). Женщина в поисках ориентиров, смысла, пути, судьбы.
И верно, все и есть познание... — отозвалось где-то внутри меня.
Я стала видеть и различать знаки и подсказки повсюду. Как в уже забытой игре из детства, где каждая следующая записка таит в себе очередной намек, указывает на следующее маленькое путешествие, раскрывает вектор на карте поиска по пути продвижения к истине...
Однажды в записке случилось слово Янтра.
Первый звонок. Стоматолог?!
Как-то в одной йога-студии я увидела развешенные по стенам необычайной красоты картины. Загадочные смыслы, красивые геометрические формы, чудная точечная техника исполнения, завораживающая затягивающая глубина — все в этих полотнах притягивало и манило.
Картины оказались янтрами или мандалами — геометрическими символами, служащими для концентрации внимания при медитации, и были написаны... женщиной-стоматологом!
Помнится, впечатление от созерцания янтр было настолько сильным, что мысль «а не попробовать ли мне самой» даже не рискнула заглянуть на огонек моего любопытства. Опасливо, держа почтительную дистанцию, обошла меня стороной, оставив при этом флер недоумения: «Стоматолог — и вдруг янтры? Непонятно...»
Тогда я смогла лишь узнать имя автора картин, да имя ее наставника. Стоматолог из памяти стерся, а вот Мастер остался. Им оказался Григорий Зедгинидзе.
Второй звонок. Дачное рисование
Жарким июньским днем, мечтая сбежать из пыльной и душной Москвы, просматривая вялую летнюю фейсбучную ленту, я увидела приглашение на урок рисования мандал. Объявление тут же примагнитило мое внимание — ведь на урок приглашал сам Зедгинидзе!
Наскоро собрала я свой нехитрый художественный скарб и отбыла в ближнее Подмосковье. Совершенно неожиданно очутившись в мире, некогда мне очень знакомом и комфортном, теплом. Еще в детстве на уроках геометрии мне не раз случалось получать замечания от педагогов за то, что циркуль в моих руках не знал покоя. Я же, завороженная и увлеченная, с трудом отрывалась от фуэте танцующей «балеринки».
Обстановка на классе у Григория на академическую не походила ничуть. Рисовали мы в саду за обеденным дачным столом под старой-престарой раскидистой яблоней. Временами прерывались на чаепития, размышляли о вкладе в развитие истории Кришнамурти, загадочных египетских колесах и книгах Мельхиседека.
С дачи я вернулась с чудесным настроением и парой рисунков-схем: Цветком Жизни и Кубом Метатрона. Процесс рисования красивых геометрических форм мне явно пришелся по вкусу, но череда обычных домашних хлопот вскоре затерла впечатления, и яркость восторгов поблекла.
Время от времени рисунки мои попадались мне на глаза, всякий раз напоминая о чудесном летнем путешествии. Упорно продолжал «подливать масла в огонь» и сам Гриша, регулярно публикующий в сети фотоотчеты со своих мастер-классов и фото уникальных геометрических живописных картин, созданных самой природой.
С того момента янтры, мандалы все чаще стали попадаться мне на глаза, цеплять внимание, все больше манили к себе необычайной своей красотой и загадочностью...
Третий звонок. Представление начинается!
Накануне Рождества бумеранг темы «рисование янтр» снова подсек меня, подтолкнув сделать еще один «подход к снаряду». На этот раз в Москву приехала художница из Турции — талантливая, живая, веселая и необычайно тонкая Ольга Ташкан. Моя подруга поделилась: «Оля думает устроить мастер-класс по рисованию мандал! Это нельзя пропустить! Никак! Она — волшебница!» И хоть заявленная тема «Янтра Ганеши» была не особенно понятной, решение пришло сразу: «Жетон пробит! Иду!»
На классе, точно прилежные школьники, вооружившись линейками, карандашами, ластиками и циркулем, мы старательно рассчитывали, вычерчивали, прорисовывали формы Янтры Бога Мудрости и Благополучия. Я же все больше и больше проваливалась в негу неспешного вдумчивого мелкодетального рисования, растушевывания, отточивания, все больше и больше примагничиваясь к своему рисунку... Пока вдруг не пробудилась от слов, сказанных Олей мне на ухо: «Лена! Тебе обязательно надо рисовать!»
Добежав до дома, я, помнится, так и не смогла остановиться — снова слилась с рисунком и закончила работу уже сильно заполночь. Наутро со стены на меня смотрела Янтра Ганеша. Моя собственная, первая и какая-то очень сильная по впечатлению янтра. Судьба ли была ей остаться единственной или это было начало пути — я решила не гадать. Но дверь в необычайно интересный мир рисования янтр была мне уже открыта!
Проносив несколько дней флер впечатлений удивительного этого действа, я стала замечать: мало-помалу в голове моей начинается брожение. Мозг мой, здорово натруженный в свое время математикой, зудел, ныл и настойчиво обращал меня к любимой, намертво прошитой привычке: сначала во всем надо основательно разобраться. Системность — мой Бог!
Пару дней удерживая оборону (уж больно не хотелось мне в тот раз разменивать творческий восторг на четкое понимание), на третий я все же сдалась. И предприняла отчаянную попытку занырнуть в тему всерьез.
Должна признаться, куражу моего хватило ненадолго. Увидев бесконечный спектр множественных смыслов, несчетное количество Богов, безграничное разнообразие астрологических схем и порядков, тайболу санскритских имен и религиозных статусов, я довольно быстро загрустила — осилить этот гигантский объем информации в обозримом будущем было делом маловероятным)
Я вернулась на стартовые позиции, решив, что лучше буду рисовать и просто наслаждаться процессом, а смыслы сами собой подтянутся!
Тут меня и попустило!
«Все же, что же такого замечательного в этом занятии?», — не отпускал меня вопрос. И вот что я поняла.
Истина где-то посередине...
Янтра или мандала — предельно четкий, геометрически выверенный рисунок-схема. Порядок. Закон. Все в нем точно прописано и не подлежит обсуждению. Но это одна сторона медали. Другая — возможность раскрасить, дорисовать, домыслить, оживить схему — всегда твой выбор, полная свобода творчества, неукротимость фантазии.
Всегда верный путь...
Как бы ты ни рисовал, каков бы ни был твой опыт в художественном творчестве, в рисовании мандал невозможно ошибиться. У тебя просто нет шанса сделать что-то неверно, неправильно или худо.
Это здорово окураживает тебя с самого начала, придает силы, уверенность, вдохновляет на полет. Это твое самовыражение, твое настроение, твоя рука и твои краски. И это здорово. И это янтра.
Ритм...
Я живу в городе. В большом городе. В городе здорово чувствуется ритм. Не так, верно, как вдали от мегаполиса. Должно быть, там тоже ритм, но другой, свой, особенный.
Мне нравится город. Мне нравится ритм. И в мандале — тоже ритм. Иные янтры звучат весомо, мощно, ударно, как британский Stomp, а случается, что ритм янтры почти неуловим, точно падает капля утренней росы.
Разные ритмы. Паттерны, раппорты, ворота, лепестки, крючки, завитушки — все сплетается в один прекрасный полный живой ритм. И это янтра.
Царица наук...
В свое время мне посчастливилось учиться на мехмате. В том самом университете, который МГУ. Учеба почти никогда не давалась мне играючи, и разогнаться по «показателям» мне удалось лишь только курсу к третьему.
Однако сложности не отвращали меня от математики, а лишь придавали азарта процессу, накрепко приваривая к царице наук. Тогда-то, видимо, и случилось мне увидеть, разглядеть, прочувствовать красоту математических формул, магию четкой математической логики, стройность архитектуры доказательств.
К счастью, с годами это ощущение не выветрилось. И в рисовании янтр отдельным удовольствием стало чувство возвращения к настоящей математической красоте, очарованию Золотого сечения, восторгу геометрической гармонии построений. И это янтра.
Ш Б М Н К или Здесь и Сейчас...
Вот казалось бы, какая связь у рисунка и зрения? Рисуешь себе янтры, мандалы и вдруг проясняется, обостряется твоя встроенная еще при рождении оптика! Я стала лучше видеть. Нет, со зрением все по-прежнему. Та же «единичка».
И все же, глаза мои распахнулись. Арабская вязь на чьей-то визитке, аккуратные завитки в короне Елизаветы на 10-ти фунтовой купюре, традиционные индийские пейсли на моих штанах для йоги, билборд с радостным ярким анонсом выставки пестрых лоскутных одеял, встреченный у подруги альбом Маурица Эшера, с его мастерскими экзерсисами в рисовании трехмерных математических монстров, ролики в youtube про ажурные причудливые фрактальные множества Жюлиа...
Все это невероятным калейдоскопом выплеснулось на меня на улицах города, в метро, дома. Везде, всюду глаз теперь цепляет интересные сюжеты, красоты, краски, стиль. И, цепляясь, связывает меня с Сейчас, переключает из режима автопилота в живую связь с Здесь. И это наполняет меня жизнью. И это янтра.
Служенье муз не терпит суеты... И пыли
Выяснилось по ходу дела, что рисование янтр совершенно не терпит беспорядка. Нет, не банального беспорядка на столе. Все гораздо масштабнее. Я уже была готова ко второму своему опыту (все же моей первой янтре не суждено было стать единственной!), как неожиданно отложила в сторону все дела. Даже телефон отключила и самым настоящим неистовым генеральным образом отмыла, отдраила всю комнату.
Задышала каким-то новым пространством. И лишь только после этого поняла: теперь можно! И это янтра.
Тишина в студии!..
У Пришвина еще в школе читала рассказ «Под снегом». Рассказ длиною в одно предложение. Всего в одно. И очень-очень тихое... «Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок».
При рисовании янтр со мной случалось нечто схожее. Такое же возникало тихое, покойное состояние. Процесс так поглощает, так напитывает неспешностью, так тягуче длится, что порой удается услышать саму тишину. И это янтра.
Хеппи пипл...
Когда жизнь сводит меня с человеком, что занимается своим делом по большой любви и с любовью — я невероятно счастлива. Однажды, я решила «коллекционировать» такие подарки судьбы. В моей копилке есть танцовщица, художница, фотограф, чаевед, винолюб, имиджмейкер, стилист, специалист по устрицам, путешественник.
Быть в поле таких людей, слушать, как взахлеб часами они могут рассказывать о своей неработе, с упоением, с восторгом, с азартом — большое наслаждение. Неожиданно, благодаря янтрам, моя копилка пополнилась.
Теперь я знаю еще и продавца художественного салона, который так любит свое дело, и с таким трепетом рассказывает о красках, карандашах, кистях и бумаге, что уйти от него за полчаса — задача не из легких. И это по любви. И это янтра.
Мистика чистой воды...
И на десерт — чуть-чуть мистического, необъяснимого... Ибо это правда. Сказать, что я человек, симпатизирующий эзотерическим учениям — явно преувеличить. Мистицизм интересует меня с сугубо естественнонаучной точки зрения и воспринимается скорее как одно из направлений гения все-таки человеческой мысли.
И все же, со мной довольно часто случаются вещи, слабо укладывающиеся в сетку обычного будничного событийного уклада.
Волшебница из Турции перед началом рисования озадачила собравшихся определением вектора своих искренних намерений. И, чего греха таить, поскольку собравшиеся полным составом были барышнями, удельный вес пожеланий типа «Прынца на белом коне!» приближался к единице. Мне подумалось, что неплохо бы уже продвинуться в этой теме, и потому я попросила у Мироздания Ясности.
Под занавес нашего занятия, Ольга, щедро одарив всех рисовальщиц комплиментами и добрыми напутствиями, еще раз заметила, что создание Янтры Ганеши — дело весьма серьезное (впрочем, как и любое рисование сакральных символов) и что кроме всех прочих чудесных ее свойств, янтра эта еще и мастерски устраняет все преграды на пути к заветной цели. Так что теперь наша задача очень внимательно наблюдать за всеми прекрасными изменениями в жизни!
Не знаю, как и сказать это... но только ровно на следующий же день, человек, с которым у нас были хорошие, долгие, но все же не закрытые и по сути тупиковые отношения, сообщил, что он женится.
чудесно! :) не останавливайся Ленуся! и в янтрах и в изложении происходящего! Талант на лицо! :)
Елена
9 лет
Елена! Полностью, полностью разделяю! Я тоже математик — и тоже янтра затрагивает, удовлетворяет все очень важные красоты смысла :-)
Ирина
8 лет
Покопировала кусками себе вашу статью в заметки, отозвалось очень о коллекционировании людей с призванием, системности, Пришвине и мыши. И концовка такая таинственная - на ком женится, на авторе или же на незнакомке какой-то? ) Класс! Прочитала, как рассказ. Сумбурно пишу, на зато сразу :) Хочется ещё ваших публикаций, у вас есть стиль и голос.
Интересные комментарии
чудесно! :) не останавливайся Ленуся! и в янтрах и в изложении происходящего! Талант на лицо! :)
Елена! Полностью, полностью разделяю! Я тоже математик — и тоже янтра затрагивает, удовлетворяет все очень важные красоты смысла :-)
Покопировала кусками себе вашу статью в заметки, отозвалось очень о коллекционировании людей с призванием, системности, Пришвине и мыши. И концовка такая таинственная - на ком женится, на авторе или же на незнакомке какой-то? ) Класс! Прочитала, как рассказ. Сумбурно пишу, на зато сразу :) Хочется ещё ваших публикаций, у вас есть стиль и голос.