28 марта 2014

Путь Сантьяго. Дорога, длиною в жизнь

39235 просмотров

Алёна Даль
Путешествующий писатель, публицист, автор сайта «Своя дорога». «Путешествие — это путь от себя к себе, пересекаемый другими людьми» (пословица туарегов). Так я путешествую и живу. Об этом пишу. Этим хочу делиться.
  • alenadal.ru
  • vk.com/id230559174
  • Зачем люди делают ЭТО? Нагруженные рюкзаками, опаляемые зноем, продуваемые ветрами, мокнущие под дождем, разбивая ноги в кровь и превозмогая дикую усталость, идут они километр за километром вдаль, ведомые желтыми стрелками и смутным томлением сердца.

    Что зовет их в дорогу? Какая сила заставляет добровольно обрекать себя на трудности и лишения? Почему те, кто прошел путь однажды, возвращаются сюда вновь и вновь? Чем манит их эта таинственная тропа? Что ищут они на ней? Что находят? И находят ли?..

    ...Трудно понять. Сложно объяснить словами. Легче прочувствовать, пройдя самому.

    Однако став однажды пилигримом, понимаешь, что назад дороги нет. Ты, конечно, можешь исходить этот путь туда-обратно вдоль и поперек, но... сойти с него уже не сможешь. Кто-то из мудрецов сказал: «Не ты идешь по Пути, а Путь ведет тебя». Это так.

    Пройдя Путь Сантьяго, ты никогда уже не будешь прежним. Жизнь твоя обретает иное измерение, и дело тут не в пройденных километрах и преодоленных высотах, а в необратимом движении души, неустанно стремящейся к свету...

    Легенда и символы Пути Сантьяго

    Путь Сантьяго (Камино де Сантьяго) обязан своим существованием Святому Иакову, одному из двенадцати апостолов Христа, галилейскому рыбаку, ставшему впоследствии миссионером и принявшему мученическую смерть за новую веру. Случилось это в 44 г. н.э. После его гибели в Иерусалиме ученики и последователи решили переправить тело учителя на Пиренейский полуостров, где тот проповедовал. Попав в сильный шторм, лодка перевернулась и затонула, а когда была поднята из пучины, оказалась вся густо облеплена ракушками-виейрами. С тех пор виейра является главным символом Пути Сантьяго и отличительным знаком идущих по нему пилигримов.

    Спустя столетия после смерти апостола люди стали замечать загадочное свечение, идущее из-под земли в районе нынешнего Собора Сантьяго-де-Компостела. Так проявили себя мощи Святого Иакова, чудесным образом очутившиеся в Галисии. Впоследствии здесь построили Храм. Но прежде чем он был воздвигнут, к месту волшебного свечения стали стекаться паломники.

    Дорогу себе они прокладывали по звездам, поэтому Путь Сантьяго называют еще Звездной дорогой. Он действительно повторяет небесную линию Млечного Пути. Средневековые паломники шли по наитию, буквально «на ощупь», блуждая между гор и лесов, испытывая нужду и подвергаясь всякого рода опасностям, рискуя оказаться добычей диких зверей или разбойников. Для защиты и облегчения пути использовался посох — еще один символ Камино. Другие атрибуты — широкополая шляпа, спасающая от зноя, походный плащ и высушенная тыква для хранения питьевой воды. Больше ничего у паломников не было.

    Сегодняшние пилигримы экипированы куда лучше, посохи уступили место удобным палкам для трекинга, пустотелые тыквы — невесомым походным термосам, да и с ориентированием на местности нет проблем — маршрут изобилует схемами, указателями и неизменными желтыми стрелками, сопровождающими путников повсюду. Заблудиться практически невозможно. Но, как и много веков назад, шляпу или рюкзак пилигрима украшает ракушка-виейра.

    Конечным пунктом странствия является Кафедральный Собор Сантьяго-де-Компостела. К хранящимся в подземелье чудотворным мощам Святого Иакова ежедневно стекаются сотни пилигримов со всего света. В этом состоит внешняя, видимая часть Пути Сантьяго. Но основное происходит внутри.

    Пилигримы и их мотивы

    «Peregrines» (исп.), «pilgrims» (англ.), «пилигримы» (русск.) — на всех языках этим словом называют людей, отправившихся в особое путешествие, отличное от проторенных троп, оживленных дорог и наезженных торговых путей. Это люди, странствующие по зову сердца, в поисках ответов на главные жизненные вопросы, в поисках себя и своей дороги.

    Конечно, сегодня Путь Сантьяго — это популярный туристический маршрут, известный на весь мир, пестуемый Испанией как источник солидных поступлений в бюджет страны и ее отдельных муниципалитетов. Развитая инфраструктура делает некогда непредсказуемый, полный опасностей путь удобным и обустроенным пешим походом.

    Все это так. Однако Путь Сантьяго — не просто линия на карте Пиренейского полуострова, ведущая из точки «А» в точку «Б». Его география охватывает не только города, провинции, страны, но и внутренние миры людей, бесконечно глубокие и до конца неизведанные. Так уж получилось, что слово «пилигрим», которым раньше называли паломника, идущего Путем Сантьяго, постепенно превратилось в синоним искателя, странника. А сам Святой Иаков стал покровителем таких путешественников.

    По Камино идут представители самых разных стран мира. Многоязычная речь слышна повсюду. В офисе пилигримов в Сен-Жан-Пье-де-Пор на стене вывешена официальная статистика: больше всего путешественников из Испании, Франции, Германии, — по нескольку тысяч в год. Из России — чуть более 60 человек за все время существования Пути (данные на момент моего старта, 16 мая 2011 года). С каждым годом количество пилигримов растет: в 1986 году Путь прошли 2,5 тыс. человек, в 2009 году — 146 тысяч.

    Возрастной разбег — от шести месяцев до ста лет.

    Изначально Путь Сантьяго возник как один из трех христианских паломнических путей (помимо Римского и Иерусалимского), пройти который для истинного католика — такое же дело чести, как для мусульманина совершить хадж в Мекку. Однако сегодня мотивы, побуждающие людей пуститься в путь, далеко не всегда носят религиозный характер. Большинство пилигримов идут в надежде кардинально изменить свою жизнь. Разнятся лишь масштабы и сферы этих перемен. Кому-то достаточно сбросить лишний вес, избавиться от пагубной привычки. Другие мечтают сменить работу, род занятий, образ жизни. Третьи ищут свою «вторую половину». Четвертые хотят обрести творческое вдохновение. Кто-то верит в физическое исцеление, кто-то в духовное возрождение, кто-то в преобразование судьбы.

    Образ жизни и блаженства паломника

    Образ жизни и быт пилигримов суров и аскетичен. Подъем затемно — в 5-6 часов, сборы, паковка рюкзака, завтрак (часто обходятся без него, заменяя чашкой кофе), около 7.00-7.30 — старт. В 8 утра альберги закрываются для уборки и подготовки к приему следующих паломников.

    В течение дня каждый проходит индивидуальную дистанцию — у кого-то это 7-8 км, у кого-то — 50. В среднем на прохождение дистанции уходит 6-8 часов с привалами, перекусами и послеобеденной сиестой. Некоторые предпочитают идти почти без остановок, другие смакуют каждый километр — все зависит от целей и мотивов путешествия.

    Далее — заселение по крендесиалю в альберг, душ, обед/ужин, отдых, «залечивание ран», постирушки, общение с другими пилигримами, осмотр местных достопримечательностей (если остаются силы). В крупных городах, как правило, задерживаются на две и более ночевки. Отбой в 9-10 часов вечера.

    • Креденсиаль (credencial) — временный «паспорт» пилигрима, выдаваемый в начале пути и заполняемый по мере прохождения маршрута штампами и печатями. По завершении Камино на основании заполненного креденсиаля вручается Компостела.
    • Компостела (compostela) - свидетельство на латыни, в котором отражается факт прохождения Пути Сантьяго и дата его завершения. Заверяется мокрой алтарной печатью Кафедрального Собора Сантьяго-де-Компостела.
    • Альберг (albergue)  — приют для пилигримов. Самые древние из них расположены в стенах средневековых монастырей и храмов. Альберги бывают муниципальными — дотируемыми из муниципального бюджета, Ассоциации Друзей Пути Сантьяго, работающие на «donativo» — добровольных пожертвованиях без фиксированной суммы, и частными. Во многих частных альбергах есть приватные комнаты, похожие на гостиничные номера. Теоретически ночевать можно и в отелях, встречающихся на всем протяжении маршрута, но при этом теряется дух паломничества, предполагающий определенные физические лишения ради укрепления духа. Поэтому даже состоятельные путешественники предпочитают соблюдать многовековые традиции паломничества и селятся в альбергах.

    Путь всех сближает удивительно, английский, испанский и другие языки прорезаются, откуда ни возьмись, даже у тех, кто в последний раз открывал учебник еще в школе. Частенько приходится общаться на языке жестов и пиктограмм. Но это не страшно, все друг друга стараются понять и, как правило, понимают. Главный барьер, разделяющий людей, — вовсе не языковой, а психологический, ментальный. От желания его преодолеть, от стремления найти общности и единства вместо различий и антагонизмов зависит легкость твоего общения в пути. Преобладающее ощущение: все люди — братья и сестры. Дорога учит приятию всех вокруг, ведь жить приходится в очень тесных (в буквальном смысле этого слова) условиях. Чужой язык, чужие запахи и звуки, чужие нравы, привычки — все нужно уметь допускать, принимать и прощать. Только так можно идти в плотной колонне разноязыких, разновозрастных, разнохарактерных пилигримов.

    Несмотря на отличия, всех пилигримов объединяют общие правила, начертанные еще в «Блаженствах паломника» — части средневекового «путеводителя», Кодекса Каликстинос, датируемого XII веком. Его положения актуальны и сегодня.

    1. Счастлив ты, совершающий паломничество, если осознаешь, что дорога открывает тебе глаза, на то, к чему ранее был слеп.
    2. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твое сердце наполняется чувствами.
    3. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге тебя начинает больше волновать не собственное существование, а пребывание в мире с другими людьми.
    4. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что шаг назад для помощи другому человеку стоит больше, чем сто вперед без внимания к окружающим тебя людям.
    5. Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе.
    6. Счастлив ты, совершающий паломничество, если созерцание дороги ведет тебя к сути вещей и к рассвету.
    7. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь — в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни.
    8. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге ты встречаешься сам с собой и даришь себе время для общения со своим сердцем.
    9. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что дорога полнится тишиной, молитвой и встречей с Отцом, который всегда ждет тебя.
    10. Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается.

    Маршруты, цифры и расстояния

    Всего в Испании существует 15 веток Пути Сантьяго: Camino de Norte — Северный Путь, проходящий вдоль Атлантического побережья, Camino Portuguese — Португальский (из Лиссабона или Порту), Camino de Levanter — Левантийский (из Валенсии), Via de La Plata — Серебряный (из Севильи), Camino Catalan — Каталонский (из Барселоны) и другие. Все они переплетаются между собой, опутывая паутиной дорог всю территорию страны. Но все пятнадцать сходятся в одной точке — Соборе Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.

    Мой маршрут проходил по наиболее популярному и массовому — Французскому Пути (Camino Frances). Его «официальная» длина 765 км, но из-за количества тропок и ответвлений эта цифра может колебаться плюс-минус 50 км. Почти всю дистанцию прошла пешком. На это ушло 50 дней, с учетом того, что в некоторых местах я задерживалась на несколько дней, а также несколько раз сворачивала в сторону от основного маршрута.

    Внутренняя суть путешествия

    Как я уже говорила, Путь Сантьяго — это больше, чем туристический поход или культурно-познавательная программа, хотя все это, безусловно, присутствует. А потому цифры и факты — всего лишь цифры и факты, обозначающие формальные характеристики твоего путешествия. Но это не главное.

    «По пути ты пересекаешь не только города и пейзажи, километры и пространства, но и путешествуешь по времени, то ныряя вглубь веков, то заглядывая в туманные очертания будущего. Проходишь сквозь бесчисленные двери и ворота, переступаешь пороги и рубежи, одолеваешь перепутья истории и перекрестья собственного Пути... Ты проникаешь в призрачную щель между мирами, в узкий зазор между сном и явью, иллюзией и реальностью, обретая утраченную способность души. В то время как натруженные ноги твердо опираются на землю, взор устремлен вверх, к небу. Сохраняя прочную и незыблемую связь с материальным миром, придавленный к нему тяжелым рюкзаком, болью и усталостью тела, ты получаешь в награду возможность летать, пусть даже только во сне или в мечтах. Прямоходящий человек, торопливый проживатель быстротечной жизни вдруг понимает, почему он ходит на двух ногах, почему наделен способностью чувствовать, а не только думать. Отчего в нем эта небесная тяга, неуспокоенность сердца, сообщающая непоседливым ногам импульс к перемещениям, а душе — неутолимую жажду поиска. Даже когда разум не знает точно, зачем. Даже когда все вокруг недоумевают: куда? Даже когда инстинкты противятся, а каждодневная рутина связывает по рукам и ногам, пугая неверием.

    Награда за испытания тела и смелость духа — магия случайных дорожных встреч, сюрреализм необъяснимых совпадений, незавершенность обрывочных снов, тайнопись знаков и дежавю...» (из книги «Хождение по Млечному пути»).

    Именно это и является внутренней сутью, главной ценностью Пути Сантьяго и других подобных путешествий. Именно поэтому путь, пройденный тобой, будет отличаться от сотен и тысяч других, пройденных тем же маршрутом. Именно затем люди делают ЭТО...

    Другие материалы автора — на сайте «Своя дорога»: alenadal.ru

    Архив номеров#Путешествия#Самосовершенствование