29 апреля 2013

Искусство малых форм

8816 просмотров

Александр Марфицин
Живет в Тольятти. Руководитель проекта Интрология. Журналист MacRadar. Экс-главный редактор русскоязычного ресурса об айфонографии iphoneography.ru
  • marfitsin.com
  • Айфонограф и экс-главный редактор русскоязычного ресурса об айфонографии iphoneography.ru, написавший статью для 3-го номера «Жить интересно!», попробовал себя в новой роли: взял интервью у одесситки, спортсменки, просто красавицы и невероятно талантливого человека — Елены Лебединской.

    Речь, разумеется, шла о фотографиях, сделанных айфоном.

    Елена Лебединская.
    Родилась и живет в Одессе, училась в спортивной школе, кандидат в мастера спорта по плаванию, высшее экономическое образование, сейчас работает в сфере радио, ТВ и рекламы. Выполняет роль медиакоординатора на Одесском международном кинофестивале. Увлекается айфонографией.
    Facebook
    Instagram

    — Елена, расскажите, как Вы стали фотографировать и когда начали заниматься айфонографией? Что было причиной?

    — История моя, наверное, не будет оригинальной. Все достаточно просто. Как я сама это называю — от малых форм к большим формам и обратно к малым. Сначала, как и многие, я просто фиксировала события жизни на «мыльницу», потом, когда появилась возможность путешествовать и открылся мир красивых городов и людей, захотелось большего, захотелось увезти с собой фото-впечатления в лучшем качестве с возможностью печатать не просто для семейного альбома. С этой целью был приобретен фотоаппарат Canon 30D, а далее по накатанной — один объектив, второй... Но со временем стало понятно, что не такой уж я прекрасный фотограф, чтобы фиксировать все на большую камеру, которую нужно таскать на себе, менять объективы...

    Я поняла, что вместо того, чтобы зрительно впитывать увиденное, я трачу время на то, чтобы сделать «обычные, стандартные» фотографии, из которых только пара-тройка удостоились бы быть напечатанными в большом размере. Поэтому спустя пару лет я решила продать свой фотоаппарат, чтоб не напрягаться дополнительной тяжестью, и купила маленький карманный фотоаппарат Sony, дополнительным преимуществом которого была возможность снимать панорамные снимки. С того момента, когда у меня появился айфон я все еще пользовалась Sony, но все чаще фотографировала на телефон. А в 2011 году, установив в телефоне программу Instagram, я стала внимательнее анализировать то, что я снимаю, зачем я снимаю и как это выглядит.

    — К чему привело Вас увлечение айфонографией?

    — Для меня айфонография, прежде всего, возможность видеть мир глазами других людей и возможность показать то, каким вижу его я. Для меня принципиально, чтобы фотография была сделана и обработана в телефоне, ведь это передача эмоции «здесь и сейчас» и когда оригинальное, неожиданное видение простого и понятного сочетается с «искусством обработки», могу смело сказать, что это уже искусство. Выходит, благодаря айфонографии, я стала заниматься искусством :)

    А Instagram подарил мне много новых интересных людей, с некоторыми из них это знакомство переросло во встречи и дружбу.

    — Как айфонография повлияла на Вашу жизнь? Появились какие-то особые привычки?

    — Не скажу, что моя жизнь изменилась благодаря новому увлечению. Просто я стала больше «видеть», обращать внимание на красоту, чаще поднимать голову, чтобы запечатлеть изысканную архитектуру, изменчивость неба, чаще опускать глаза, чтобы увидеть отражения в лужах, смотреть по сторонам, чтобы заметить неожиданные тени, стала больше смотреть на людей.

    — В чем Вы видите смысл своего увлечения?

    — Если благодаря многим людям, фотографии которых я смотрю ежедневно, я узнала больше об их странах, городах, особенностях, то свою миссию я вижу в том, чтобы показать Одессу со всеми ее преимуществами, недостатками и, безусловно, знаменитым «одесским колоритом». Ну а будучи в путешествиях — делиться своим видением тех мест, где я бываю, показать, как и что вижу я.

    Бывают же совершенно неожиданные ситуации — например, когда я ехала в Нью-Йорк, я представляла, как буду фотографировать небоскребы, мосты и парки, а оказалось, что совершенно и необратимо меня покорили жители города. Я фактически устроила на них «охоту» — яркие, свободные, разные, фактурные — именно через фотографии людей мне хотелось передать свои ощущения от этого города. Надо заметить, что все фотографии были сделаны без согласия «моделей», а учитывая ситуации, что не все и не всегда хотят быть сфотографированы кем-то на айфон (либо фотоаппарат), я разработала собственную тактику съемки на улицах и в метро, чтобы оставаться незамеченной.

    Эта фотография Елены Лебединской стала лицом Одесского кинофестиваля 2013 года. Впервые в России непрофессиональное фото, снятое на Iphone, было взято за основу для постера мероприятия такого уровня.

    — Есть ли у Вас любимые айфонограферы?

    — Среди любимых инстаграмеров абсолютно разные по стилю люди. Назову некоторых из них: palomaparrot (Германия), wacamera (Япония), alaps (Португалия), idafrosk (Норвегия), lluiscarrasco (Испания), aliveinnyc (США), qta3 (Япония), eros_sana (Франция). Много прекрасных инстаграмеров и в Украине. Например: werter, juliettafromwonderland, mkolia.

    При этом я очень люблю инстаграмеров, которые снимают свою повседневную и окружающую жизнь, используя минимум обработки, и делают это с совершенно неожиданных ракурсов, от чего получаешь эстетическое удовольствие — от людей в Берлинском метро или маленьких японских детей за завтраком...

    — Какими приложениями и сервисами Вы пользуетесь? Как они помогают Вам? Что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает заниматься айфонографией?

    — Конечно же, когда я только начала пользоваться Instagram, то я использовала только встроенные фильтры. Но, постепенно изучая фотографии других пользователей, я поняла, что «не все так просто», и стала под особо интересными изображениями оставлять комментарии вроде «как и с помощью чего получается такой эффект». Так что мой совет начинающим — не бойтесь спрашивать. Все когда-то чего-то не умели и не знали, не бойтесь анализировать и пробовать, а дальше все уже зависит от вас — вашего умения, вкуса и так далее. Тем более, я считаю, что преимущество айфонографии перед профессиональной фотографией — можно снимать и обрабатывать по правилам и против правил! Заваленный горизонт, неотредактированный баланс белого или размытость картинки могут придать Вашей фотографии выигрышность и сделать ее оригинальной.

    Потом у меня был этап заполнения айфона различными программами для съемки и обработки, большая часть которых так и не используется. В основном, я пользуюсь Camera+. Именно в ней я снимаю, иногда делаю базовую обработку. Самое любимое приложение Snapseed. Оно позволяет, на мой взгляд, сделать с фотографией все необходимое. Также, иногда снимаю через HDR Fusion, для рамок использую PicFrame или FrameMagic. Обрабатываю, если по какой-то причине не воспользовалась Snapseed — в Pixlromatic, PhotoFogre2, PhotoStudio.

    — Поговорив о фотософте, давайте перейдем к тому, как Вы снимаете? Какими техниками и аксессуарами пользуетесь? Как обычно Вы редактируете фотографии? По какому алгоритму и принципу Вы это делаете?

    — Снимаю обычно я так: увидела, зацепило, сфотографировала. Стараюсь сразу обработать и выложить, так как, повторюсь, Instagram — это «передача эмоции».

    Мне нравится, когда инстаграмеры снимают в одном стиле. Когда это либо только черно-белые фотографии или только минимализм или отражения. У меня так не получается, потому что меня привлекают абсолютно разные вещи — сегодня меня увлечет угол дома, а завтра капли дождя на стекле. Но более всего мне нравится снимать людей, особенно велосипедистов и велосипеды во всех возможных городских и не только пейзажах. Когда я вижу велосипедиста, могу специально проехать несколько кварталов вперед и устроить «засаду». При своей большой любви к черно-белой и «грустной» фотографии, сама стараюсь делать яркие, красочные и веселые фотографии.

    — Елена, что бы Вы посоветовали владельцам смартфонов? С чего начать фотографировать? Когда Вы сами покупали свой первый айфон, думали ли вы, что будете использовать его как фотоаппарат?

    — Когда у меня появился айфон, я и предположить не могла, что он станет еще и инструментом для моего увлечения. Теперь я снимаю только на айфон, то есть вернулась к малым формам. Это очень удобно, потому что часто решение о том, что надо сделать снимок, приходит неожиданно, и телефон, в отличие от фотоаппарата, позволяет реализовать задуманное в считанные секунды. Именно поэтому камера на моем айфоне практически всегда находится в режиме ожидания. Я знаю, как важны будут эти доли секунды, когда мне захочется «поймать» фактурного человека на улице или проезжающего велосипедиста. Мои рекомендации начинающим: пробуйте, ищите себя и главное — больше смотрите через то, что видит — не просто на объекты, а сквозь них, через их отражения, тени, их многослойность.

    — Каковы Ваши мотивы фотографировать? Как Вы принимаете решение, что стоит сделать снимок? Что вас цепляет в окружающем?

    — Со временем, когда количество моих подписчиков стало увеличиваться, и я стала больше смотреть работы других инстаграмеров. Конечно же, я более ответственно отношусь к тому, что фотографирую. Это должно быть или красиво, или необычно, или иметь социальную направленность. Главный мотив — «видеть и показывать больше, чем кажется». Цепляет многое, именно айфонография позволяет «ловить момент», и мне это очень близко и очень нравится. То есть это очень «жизненные» фотографии — без декораций, без подготовки, без моделей, без дополнительного освещения и тому подобного. Это своего рода репортажная съемка, но с элементом творчества.

    — А как часто Вы пересматриваете свои фотографии? Чем они являются лично для Вас?

    — Фотографии я пересматриваю чаще всего в случае моего желания поучаствовать в каком-то конкурсе, когда нужно отобрать что-то уже из сделанных работ. Иногда пересматриваю, чтобы напечатать для подарка. Чем для меня являются эти фотографии... Скажем так, благодаря им я могу вспомнить какой был день, какое было настроение, где я была и что меня увлекло.

    — А как бы Вы ответили на вопрос — в чем отличительная особенность айфонографирования?

    — Самое главное — это свобода поймать момент и передать то, что видишь, немедленно, «здесь и сейчас». Ну и, конечно, то, о чем я уже упомянула — возможность делать все против правил! Разрушить все каноны!

    Архив номеров#iPhone#Фотография