5 сентября 2019

Как мы искали время жить

7691 просмотр

Юлия Джугастрянская
Литературовед, переводчик, кандидат филологических наук

Все начиналось немного анекдотично: перед началом учебного года методист перезвонила мне, молодому неприлично перспективному преподавателю, сообщить, что в этом году вместо всех любимых теорий и методологий перевода мне предстоит обучать юных и талантливых магистров изобразительного искусства... деловому английскому.

«А что, у вас такой безупречный английский?» — полусонно уточнила в трубку методист.

— «Нет, это у руководства такое безупречное чувство юмора», — в унисон констатировала я. Но чудесный солнечный сентябрь наступил, и — деваться некуда — мы сошлись в одной аудитории: я, студенты и деловой английский, который в то время, мягко говоря, не входил в число моих приоритетов.

Нам предстояло встречаться по понедельникам и, начиная с 8.30, по два академических часа в неделю в течение года постигать премудрости.

Начали мы с того, что примерно на втором занятии мои художники объявили полную капитуляцию: учебных дисциплин слишком много, объем заданий по нашему предмету необъятный, времени нет, сил тоже. Аминь.

На этом месте опытный и подкованный преподаватель, несомненно, извлек бы из своего арсенала педагогических приемов самый эффективный и мигом всех бы замотивировал.

Но я-то была всего лишь свежеиспеченным PhD по литературоведению, кроме преподавания переводила художественную литературу с английского и активно сотрудничала с еще одним большим литературным проектом. В общем, оказалось, что я в определенном отношении нахожусь в одной лодке со своими студентами.

У меня тоже куча других дел, новый предмет (только у меня нет права «не подготовиться» к занятию). И я тоже, другой раз, составив список своих дел, готова была, как Поллианна, воскликнуть: «А когда я буду просто жить?»

Я не придумала ничего лучшего, как честно это признать. Вслух. Что я тоже, как заправский новобранец, делаю каждый раз домашнее задание по всем упражнениям в учебнике и штудирую teacher`s book, и сколько времени это у меня отнимает. И сколько еще примерно проектов реализую параллельно.

Была большая перемена, мы выбрались в столовку на кофе и «на потолковать по душам». И решили вместе отправиться на поиски утраченного времени.

Так родилась наша игра, которую я теперь называю «время жить», а тогда мы ее величали согласно с учебной программой «индивидуальное научно-исследовательское задание» и готовили по нему доклады. На английском, разумеется:)

Я рассказывала своим студентам о Данииле Гранине и Яне Франк. Опыт второй понравился особенно — «Музу и чудовище» читали запоем, родная «художническая» душа оказалась ближе.

Месяц хронометража принес «любопытные открытия». Кто-то недооценивал время утреннего макияжа, а кто-то считал необязательным «учитывать» мытье посуды, у кого-то соцсети оказались частью подготовки к занятиям.

Выяснив, куда уходит время, каждый для себя давал ответ на вопросы. Зачем я это делаю? Что я хочу делать в это время? Что я буду чувствовать, когда стану это делать? А что я чувствую, продолжая, как есть?

Многие ответы на вопросы нашлись уже на этом этапе. Кроме того, «обнаружилась жизнь». Внезапно оказалось, что, планируя свой день, необходимо учитывать время и для домашних дел, и для ухода за собой, и для спорта, танцев, чтения, музыки, общения с друзьями.

И что все эти вещи, пребывая в едином временном пространстве, являются равноценными, равноважными — ведь требуют своей доли одного и того же ограниченного ресурса времени. Осознание этого факта, ощущение его почти физически стало главным открытием первого этапа.

Можно сколько угодно говорить о целеполагании, расстановке приоритетов и т.д., но если взглянуть на все это в масштабах единого вектора времени как материала, из которого сделана жизнь, ракурс несколько меняется. Но этот вопрос требовал глубокого погружения во внутренний мир каждого из нас. Я не являюсь профессиональным психологом, хотя и занялась изучением этой науки, о более мягком варианте помощи — коучинге — на тот момент знала лишь понаслышке.

Ответы на вопросы студентов предлагала искать у авторов, некогда очень отозвавшихся мне самой — Виктора Франкла, Михая Чиксентмихайи.

Мы владели не очень большой теоретической базой, но на нашей стороне были азарт и желание что-то делать. От собственных запросов и отталкивались.

Мы выяснили, какие потребности удовлетворяем имеющимися в наличии занятиями.

Например, общение в соцсетях дает ощущение общности, неодиночества, защищенности и поддержки — их также можно проявить и совместно обсуждая первоисточники к семинару.

Нету времени почитать любимых писателей-модернистов — зато можно подготовить доклад об их творчестве в контексте развития искусства того времени и «легализировать» таким образом время на чтение.

Например, после занятий йогой лучше виделась композиция будущей картины, или во время прогулки с друзьями намечались места для будущего пленэра. Достаточно оказалось позволить себе эти занятия и перестать корить себя за отведенное им время.

Я умышленно не употребляю слова «потраченное». Мы привыкли считать, что «тратится» время в основном впустую. А для того, чтобы позволить, оказалось достаточным увидеть их равноправными и взаимосвязанными с другими, «социально одобренными» вещами вроде подготовки к лекциям и семинарским занятиям.

Моя изначальная цель была достигнута — все студенты приходили на занятия подготовленными, мы увлеченно разбирали англоязычные бизнес-кейсы. Но увлекательная игра продолжалась.

Неожиданно оказалось, что вкус собственной жизни с организации учебного процесса начал медленно, но неуклонно распространяться на другие сферы жизни.

Одна из девочек вопреки требованиям мамы купила планшет и всерьез занялась рисованием иллюстраций. Четверо занялись углубленным изучением английского — двое самостоятельно, одна с репетитором, а еще одна девочка увлеклась настолько, что кроме английского начала изучать еще и испанский. Двое ребят нашли работу, а их научный проект занял второе место на республиканском конкурсе. Две девочки профессионально занялись фотографией.

Мы традиционно собирались на большой перемене в столовой и обсуждали свои новые результаты. В группе из одиннадцати человек практически каждый нашел что-то свое. Некоторые изменились даже внешне, все однозначно стали раскованней и спокойнее.

Наш путь оказался довольно простым. И в то же время достаточно эффективным, чтобы захотелось им поделиться и сделать еще лучше. Еще в процессе нашей игры я занялась изучением опыта других творцов — писателей, актеров, художников, музыкантов. Так родилась идея книги-пособия для творческих студентов и всем, кому интересно развивать себя и свою способность нестандартно мыслить. Но это уже отдельная история.

Наш путь оказался довольно простым

  • Хронометраж.
  • Осознание функции каждого дела, его важности в нашей жизни, какую нашу потребность оно закрывает (например, соцсети — потребность в общении; уборка, готовка — потребность в комфорте).
  • Позволить себе максимальное удовлетворение всех этих потребностей в удобной и эффективной для нас форме, каждый для себя, перестать себя укорять за выделенное для занятий удовлетворением этих потребностей время.
  • Составив список дел «необходимых» и «желаемых» проследить взаимосвязи между ними, может ли какое-либо из занятий, удовлетворяющих необходимые потребности, послужить ресурсом для желаемого и наоборот. Можно ли взаимозаменить их? Объединить? Оптимизировать? Бизнес-методики оказались очень полезными для художников.
  • Принять и позволить себе жить по собственным очерченным таким образом приоритетам — ценностям. Позволить себе быть. Творцом. Творить свою жизнь и реализовать свой талант.

Архив номеров#Приоритеты#Тайм-менеджмент#Цели