15 февраля 2013

Фото- и видеомедитации во время путешествий

4001 просмотр

Сергей Сухов
Соавтор книг «Корпоративный веб-сайт на 100 %» и «Интернет-маркетинг на 100 %», директор по маркетингу Individ, партнер журнала «Жить интересно!», блоггер, путешественник, к.э.н.
  • sukhov.com
  • flickr.com/photos/sukhov
  • instagram.com/sergsukhov
  • vimeo.com/sukhov
  • Активная практика путешествий позволяет достигать множества целей — получать новые впечатления, исследовать собственные реакции на непредсказуемые ситуации, знакомиться с людьми, пробовать необычные лакомства и т.д.

    Все это может пройти мимо вас, если не научиться осознавать каждое мгновение, присутствовать в нем. Как это сделать? Инструментов существует огромное количество. Для себя я выбрал две практики — фотографирование и видеосъемка.

    Я — фотограф

    Как многие другие, во время путешествий я особенно много фотографирую, хотя большинство кадров даже не сохраняю в архиве. Удаляю сразу. Почему? Наверное, потому что сами по себе кадры не кажутся интересными и достойными внимания в будущем. Какая мне будет разница через полгода, как выглядело это дерево или дом? Жизнь ведь уже пробежала это мгновение.

    Совсем другое дело — это процесс фотографирования. Я уже почти оставил надежду добраться до профессионального уровня работы со всем приобретенным фотооборудованием. Подозреваю, что даже возможности собственной «зеркалки» на 100 % никогда не освою. Мне важнее другое. Важнее увидеть кадр. Суметь взглянуть на мир под другим ракурсом. Выделить какой-то объект из общего фона.

    Когда думаешь об этом, фотографирование превращается в медитацию. В этом основной интерес.

    Для себя я четко выделяю состояние, условно названное «я — фотограф». По ощущению в нем обостряется зрение. Внимание полностью переключается в визуальную область, в пространство. Активизируется любопытство. Иногда притупляется инстинкт самосохранения, как было, например, в Перу.

    Какие здесь еще есть аспекты?

    Для меня искусство фотографа во время путешествия заключается в умении успеть поймать мгновение, когда объект проявляет свою индивидуальность. Именно поэтому так трудно сделать качественную фотографию человека. Его индивидуальность слишком подвижна и текуча. Зато когда удается не пропустить ее появление, получаются фотографии, которые светятся изнутри. Кстати, поэтому чаще значительно проще фотографировать пейзажи.

    Их индивидуальность проявлена более ровно, а не прячется за масками, как у людей.

    Я — кинорежиссер

    Еще одна интересная для меня практика — видеосъемка и последующий монтаж коротких (не более 3-х минут) видеороликов. Динамичная смена изображений дает совсем другой эффект. Особенно это заметно на таймлапс-съемке. Она позволяет уловить такие тонкие нюансы окружающих тебя явлений, которые без нее ты бы точно пропустил.

    Например, рассмотреть, как наползает туман на Мачу-Пикчу:

    Или как разбегаются кораблики в порту Йоханнесбурга:

    Видеосъемка требует иного состояния сознания, чем фотосъемка. Ты ловишь уже не застывший кадр, а интересную динамику, интересные процессы.

    Самое главное

    Ни фотографирование, ни видеосъемка не являются самоцелью (если, конечно, вы не зарабатываете на жизнь этим ремеслом).

    Достойной целью, на мой взгляд, может являться развитие умения видеть и осознавать происходящее вокруг.

    Тогда фото- или видеокамера (а чаще смартфон!) станут для вас просто инструментами, позволяющими сделать проживание жизни более концентрированным и интересным.

    Архив номеров#Путешествия#Самосовершенствование#Фотография