13 октября 2013

Заметки любителя

4921 просмотр

Андрей Силинг
39 лет, г. Москва, инженер, финансист, предприниматель.Партнер и топ-менеджер инжиниринговой компании, занимается проектированием и строительством взлетных полос аэродромов, дорог, мостов, жилья.
  • Мой роман с фотографией начался лет семь назад. По правде сказать, я долго стеснялся этого увлечения, поскольку считал его не совместимым с «серьезным» имиджем руководителя или бизнесмена.

    Наверное, я действительно был слишком серьезен, думая над этим. Но в какой-то момент отпустил и расслабился, принял это как естественную часть себя, как один из языков общения с людьми, который я изучаю.

    Фотография для меня — это способ говорить о жизни непривычное, стремление сделать мир светлее. В этом смысле, приятно, когда фотография «цепляет за душу» или вызывает искреннюю улыбку.

    Ну, прости. Нью-Йорк, 2010
    Нью-Йорк 2010.

    А вот метафизическое фото для меня — нечто особенное. Это единственный жанр, который вызывает во мне сильный отклик, внутренний огонь. Как музыка Астора Пьяцоллы, как слово Бориса Пастернака, как рифмы любимых поэтов.

    Несколько лет назад в фотомагазине на Арбате я столкнулся с патриархом метафизического фото Сан Санычем Слюсаревым. Тогда я ничего не знал ни о нем, ни о деле его жизни. Позже, увидев его работы в ЖЖ, я понял, что неосознанно пытался снимать именно это, и хочу хотя бы на йоту приблизиться к его уровню, хоть на нижней ступеньке посидеть. Случайная встреча, взаимный интерес, обменялись телефонами и профилями ЖЖ. Больше мы не виделись, пару раз созванивались, собирались встретиться, погулять-поснимать, откладывали... Писали друг другу комментарии к фотографиям в ЖЖ. Его короткие и точные замечания и поддержка были очень важны для меня. Каждая его новая фотография представлялась мне чем-то недостижимым и необъятным — творческим космосом.

    После этой встречи с Мастером я стал по-другому воспринимать свое увлечение — почувствовал, что это надолго, принял его.

    Уличное фото — крайне интересный жанр, он постоянно развивается и в нем появляются мегапрофессионалы, не имеющие национальных или других границ. Среди крутых российских стрит-фотографов, с работами которых я знаком, выделю Андрея Гордеева, Александра Рудакова, Нину Ай-Артян, Александра Наану Анастасию Кичигину.

    Но и для любителя здесь тоже более чем достаточно места. Саша Рудаков и Андрей Гордеев второй год проводят интереснейший фестиваль уличной фотографии в Москве. Несколько тысяч участников, очень сильные работы, масса возможностей и вызовов для новичка. Великолепная площадка стрит-фотографии — Центр Братьев Люмьер. В мае этого года в Марселе я случайно наткнулся на выставку местных уличных фотографов. Посмотрите на их блестящие работы.

    Выпустить типографский фотоальбом оказалось делом хлопотным, но вполне выполнимым. Организовать фотовыставку — больше вопрос смелости, нежели организации и денег.

    Занятие фотографией для меня — это большой учитель. Прежде всего, фотография учит доверию.

    • Доверять жизни. Она, не предупреждая, посылает учителей, Мастеров. Учиться быть открытым, принимать критику, раздвигать свой горизонт. Учиться учиться.
    • Доверять себе. Своему взгляду. Я не знаю, как получаются хорошие фотографии. Почти не беспокоюсь по поводу качества фотографий или техники съемки. Понимаю, что не профессионал и есть, куда расти, но это меня не расстраивает. Будет время — поднаторею. Профессионал обязан думать о качестве, развивать его, соизмерять с рынком и стоимостью продукта. К счастью, я пока избавлен от этой необходимости. Мне нравится быть любителем, я действительно люблю то, что делаю.
    • Доверять моменту «здесь и сейчас». Важно не упускать момент вдохновения, держать камеру под рукой, снимать, когда вам легко и когда трудно. Снимать, снимать и снимать. Открою один секрет. Когда у меня нет с собой фотоаппарата, либо снимать неудобно, будучи, например, за рулем, я часто вижу интересные сюжеты. Тогда я «включаю запись на жесткий диск»: просто закрываю глаза и запоминаю это мгновение во всех деталях. На моем «диске» множество таких снимков. Уверен, что со временем когнитивные технологии позволят демонстрировать и такие фотографии.
    • Доверять чужому опыту. До сих пор боюсь снимать людей на улице. Опытные фотографы говорят, что это навык. Пока это дается мне нелегко, поэтому часто по совету мастеров фотографирую «с пуза», чтобы те, кого я фотографирую, не обращали на меня внимания. Съемка с другого уровня дает часто неожиданные ракурсы, фотографии делаются живыми.
    • Доверять близким. Обратная связь и поддержка от друзей и семьи очень важна. Порой бывает необъяснимо трудно ее принимать. Справедливо отметить, что именно друзья буквально настояли на выпуске моего моего первого альбома фотографий, а затем и на проведении фотовыставки на борту теплохода.

    Увлечение фотографией, и в особенности уличной фотографией, интересно еще и как способ познавать себя и мир, оно позволяет совершать небольшие, но очень важные победы над повседневностью:

    • Действовать и видеть результат. Для некоторых людей важно сократить дистанцию между «думать» и «делать» — здесь она преодолевается очень легко: клик — и результат готов. Он может быть хорошим или плохим, но он уже есть, он твой, и с ним уже можно что-то делать дальше. Это отличный творческий мотиватор. Фотография моментально затягивает в действие, в дополнение к тому, что сам процесс и результаты имеют созерцательную ценность.
    • Гулять. Забытое. Начинаешь ценить это, когда осознаешь, что обычно живешь в двух состояниях: сидишь или лежишь (офис, машина, дом), бежишь (между офисом, машиной и домом). Увлечение уличной фотографией вытаскивает тебя из комфорта или осаживает жизненный галоп и «выгуливает». Почти насильно, но с удовольствием.
    • Сделать свой мир шире и интереснее. Мой взгляд на мир сильно изменился после того, как я осознанно начал фотографировать. В глаза бросается множество деталей, нюансов, которые раньше не замечал. Собственное восприятие окружающей картинки становится глубже, новые смыслы проявляются как водяные знаки поверх привычных сюжетов, домов, дворов, городов. Я, например, всегда считал, что солнечный свет — это для фотографии все. Оказывается, что едва ли не самые важные помощники уличного фотографа — тени и блики. Правильные тени появляются в городе непоздним вечером, когда отступает солнце. А где в городе водятся блики, предлагаю уважаемым читателям поискать самим во время ближайшей прогулки. Вы ведь уже решили прогуляться?

    Фотография — далеко не единственный путь творчески раскрывать себя. Есть музыка, танец, слово, спорт и великое множество других занятий. Важно довериться своему увлечению, дать ему захватить ваше внимание и время. Именно это доверие к себе рождает любовь и смысл. Важно не бояться быть любителем: у этого слова очень хороший корень.

    Хочу, кстати, особо отметить команду проекта, создавшую фотоальбом «Нужно любить» — не только настоящих профессионалов, но и подлинных любителей своего дела.

    Мария Долгих, главный редактор в проекте «Нужно любить»

    ООО «Бизнес Эйд Групп»

    maria.dolgikh@business-aid-group.com
    http://business-aid-group.com/

    Александр Киржбаум, арт-директор в проекте «Нужно любить»
    ООО Киржбаум Проджект
    headcreative@yandex.ru
    http://kirzhbaum.com

    Екатерина Трофимова, литературный редактор в проекте «Нужно любить»
    ООО «Бизнес Эйд Групп»
    ekaterina.trofimova@business-aid-group.com
    http://business-aid-group.com/

    Ольга Давыдова, менеджер отдела профессиональных заказчиков типографии
    ООО Астер
    davydova@aster.perm.ru
    http://aster-print.ru

    Игорь Поляков, препресс и дизайнер цветокоррекции
    ООО Астер
    polyakoff@aster.perm.ru
    http://aster-print.ru

    Архив номеров#Фотография