Как за 100 дней победить тягу к сладкому
Как же нас, сладкоежек, много! Даже среди моих знакомых зашкаливает количество тех, кто не может отказаться от сладостей, хотя желание такое есть.
29 апреля 2013
8217 просмотров
Редакция журнала «Жить интересно!» пообщалась с Александром Гиршоном, хореографом, психологом и танцором.
— Александр, как вы, непрофессиональный танцор, стали изучать возможности танца для осознания человеком своих потребностей и возможностей? Как пришли к пониманию собственного предназначения, которое сегодня реализуете?
— Если понимать «непрофессиональный» как отсутствие профильного образования, то — да, меня никогда не интересовало наше местечковое танцевальное образование. Если говорить об объеме навыков, знаний и получении оплаты, то здесь вполне все профессионально и давно. А так по образованию я психолог, кандидат психологических наук, но психологическое образование я получил уже после 12 лет занятий танцем, движением и танцевальными тренингами.
В движение я пришел, скорее, с эстетическими задачами. У нас было неформальное творческое объединение в начале 80-х в моем родном городе Ярославле, и одним из направлений, наряду с рок-группой и литературным журналом, стал пластический театр с корнями в школе «Лицедеев» и раннего Антона Адасинского (театр «Дерево»). Это было время поисков и экспериментов с разными формами, и мы почти с самого начала сотрудничали с зарубежными театрами и танцовщиками, которые как раз стали приезжать в Россию. В итоге нам открылся большой новый мир школ работы с телом, движением и танцем, который мы увлеченно изучали. В начале 90-х, готовясь к рождению ребенка, мы с женой занялись подготовкой к естественным родам и частью этой подготовки стали дыхательные психотехники «второго рождения». Меня увлекло это направление, и вскоре я стал тренером Международной Ассоциации Свободного Дыхания.
В течение нескольких лет эти два направления шли параллельно — мы продолжали творческие проекты, и я работал на различных тренингах, но в 1995 г. все соединилось — оказалось, что многие двигательные импровизационные техники, с которыми мы экспериментировали в театре, прекрасно ложатся на психологические задачи. С тех пор я веду танцевально-психологические тренинги, где танец как движение тела является способом лучше узнать себя в большом танце жизни: танце с собой, с другими людьми и с миром. В последние годы я все больше работаю как танцевально-двигательный и телесный психотерапевт, поддерживая людей в их развитии и в сложные периоды жизни.
Я думаю, что в этой форме танцевально-психологических тренингов соединились многие мои интересы, ценности и навыки, и, самое главное, они стали местом, где люди могли встречаться со своими мечтами, своими потребностями, удовлетворять особое желание в невербальном общении и глубинных переживаниях, связанных с танцем. Это был выход за пределы стандартного понимания танца как собственного развлечения или развлечения-шоу к танцу как части жизни, танцу как проводнику к особым переживаниям, танцу как творческой реализации для любого человека.
— Можно ли научиться получать от танца «терапевтический» эффект самостоятельно?
— Научиться понимать себя в движении — это не так сложно. Посмотрите на маленьких детей — для них удовольствие от движения, любовь к движению безусловна. Это то, с чего мы все начинали, это основа базового доверия к телу. Достаточно вернуть эту радость. Уверенность, вариабельность в поведении, изменение сценария по своей воле — эти возможности отсюда следуют. Проигрывая разные сценарии в движении, можно их менять, выбирать.
Если говорить о глубинных процессах, то танец — это целостное переживание, действие, причем осознанное, наделенное внутренним смыслом. Переживание радости движения, осознание движения, придание ему смысла и эмоций — это основа метода, как психотерапии.
Многие люди находят простые, естественные способы обращения к танцу как к спонтанной форме психологической самопомощи. Мне регулярно рассказывают, как обращаются к свободному движению для переработки стресса, непережитых эмоций и т.д. Это очень естественно, вариантам подобных практик десятки тысяч лет: отпусти тело и позволь музыке и движению вести себя.
Но в танце и движении очень важны сообщество и партнеры, поэтому сольный, самостоятельный танец — это очень небольшая часть возможностей, которые есть у нас. Так что, я думаю, что нужно находить свои сообщества, создавать их, находить подходящие для себя формы танца и движения.
Важно понимать, что я рассматриваю танец не только как конкретную практику, но и как глубинную метафору для сложных, процессуальных аспектов жизни. Тех процессов, уровень сложности которых плохо поддается рациональному пониманию, но в которых мы можем двигаться, опираясь на простые вещи — у нас есть партнеры, мы движемся вместе, во всем этом можно обнаруживать красивые закономерности, отвечать на вызовы и продолжать движение. И все, что бы ни случалось, становится частью этого танца.
Некоторые люди пишут мне, что получают многое из просмотра видеоматериалов. У меня есть большой цикл телепередач «Жить танцуя» на канале «Психология-21».
— Если жизнь — это танец, как правильно выбрать мелодию и партнера?
— Знаете, некоторые люди, приходя ко мне на занятия, бывают очень озабочены вопросом: «Правильно ли я танцую?» В случае с хореографией, поставленным танцем, разучиваемыми шагами, этот вопрос имеет смысл.
В случае импровизации, в случае своего собственного танца — вы не можете танцевать неправильно! И, перенося это на жизнь, что вы танцуете в жизни — свой танец или исполняете чужую хореографию?
Конечно, есть важный критерий — это контакт с партнерами, насколько он сохраняется, насколько мы чувствуем, видим, слышим друг друга. Наверное, можно говорить о «неправильности», если этот контакт теряется. В некоторых формах танца это может привести к травмам, поэтому, скорее, это критерий безопасности, а не правильности. И я заинтересован в танце, в котором человек ощущает себя более целостным, более собой — со всеми своими переживаниями, импульсами, намерениями, мыслями. Именно так и стоит выбирать мелодию и партнеров. И помнить, что в любой момент все может поменяться.
— Многие читатели нашего журнала живут далеко от столицы. Как ваша танцевально-двигательная терапия может быть полезна тем, кто не имеет возможности посещать ваши семинары?
— Я отчасти ответил на этот вопрос выше, но, думаю, что все-таки самое важное происходит при встрече «тело к телу». К тому же мои программы проходят не только в Москве, но и в других городах и странах. В июле, например, состоится летний лагерь SummerCamp в Ижевске.
Спасибо вам за вопросы. Чужие вопросы — это всегда хорошее приглашение подумать и задать свои.