29 декабря 2015

«Я читаю город между строк». Интервью с создателем пермских котофонов и Есенина, Александром Жуневым

5342 просмотра

Юлия Скрипник
Тренер по скорочтению, профессиональный коуч, книжный сомелье, блоггер. Верит, что человеческие способности гибкие, и что их можно развивать, в том числе скорость чтения, мышление, креативность, память, интуицию, осознанность. Считает, что книги с описанием опыта, идей, историй людей — бесценный способ познания мира и безграничная возможность самостоятельного образования. За 14 лет изучения российских и зарубежных школ и книг по развитию мозга и скорочтению, создала свою систему по работе с информацией. Проводит корпоративные и индивидуальные тренинги.Увлекается фотографией и бадминтоном.
  • yuliya-skripnik.ru
  • vk.com/skripniky
  • Если вы живете в Перми или краем уха слышали про такой город, то вам наверняка известны эти стрит-арт объекты: котофоны, рыбофоны и, конечно, Есенин во всю стену здания. Их автор — Александр Жунев. Не такие известные его работы — Человеколоси, Гагарин на кресте, Статуя Моаи с острова Пасхи, герой Кудым-Ош, Радужно-космическая Земля, гигантский кит, которые обрели жизнь на различных городских объектах разных городов. Специально для журнала «Жить интересно!» я взяла у Саши интервью и даже поучаствовала в одном из его проектов.

    — Александр, расскажи про себя немного. Как ты стал художником?

    — Рисованием в детстве я особо не увлекался, ну разве что писал на подъездах маркером слова «металлика» или «нирвана». Когда создал свою студию печати на футболках, подумал, что самая эффективная реклама – граффити на заборах, и не очень дорого, и широкий охват целевой аудитории.  Заказал граффити-рекламу графитчикам и во время их работы сам попробовал поработать баллоном. Понравилось и показалось не таким уж и сложным делом.

    — Ты — фрилансер? Или где работаешь? Расскажи про свои проекты.

    — Я никогда не работал нигде. Только на себя.

    В сентябре 2009 года я нарисовал «Есенина». Поэт постепенно «выглядывает» из-за березки, по мере приближения зрителя к зданию. Благодаря этой нелегальной работе я стал стрит-артистом!

    Источник фото

    В 2011 году был создан 3D-рисунок на асфальте «Свадебный торт» в поселке Звездный. Молодожены при выходе из ЗАГСА могут сфотографироваться в качестве живых фигурок на свадебном торте.

    Источник фото

    В 2014 году был реализован проект «Вместе против змия» для выставки «Транзитная зона» в Музее Современного искусства PERMM.

    Известно, что до русских на Прикамской земле жили другие народы, которых постепенно вытесняли. Это вогулы, которых уже нет, коми-пермяки, еще живущие здесь, но сильно теряющие свою идентичность. У коми-пермяков сохранились легенды о низкорослом народе Чудь, которые жили здесь до них, но с их приходом самоликвидировались, зарывшись под землю. Получается, Пермская земля — это такая транзитная зона, довольно быстро меняющая поселенцев. На мой взгляд, русские здесь тоже задержатся не очень надолго, потому что очень неэффективно используют свою землю.

    На моем рисунке изображена медная бляшка в пермском зверином стиле. Такие изделия находят только в нашем крае и довольно много — их изготовляли наши древние предки. К сожалению (а может и к счастью), они не оставили нам письменных посланий, поэтому можно только догадываться о значении Пермского звериного стиля. Часто на таких бляшках изображены птицы, многофигурные композиции с богиней или человеком посредине, самыми популярными персонажами ПЗС являются человеколоси. Они обычно стоят на ящероподобном существе. Считается, что лось — священное животное. Он одновременно находится в трех мирах: вместе с птицами он касается неба в верхнем мире, ходит копытами по воде, где живут ящеры, рыбы — нижний мир, и вместе с человеком населяет средний мир.

    Чтобы наша Пермская земля перестала быть транзитной зоной, и мы закрепились на ней, стали по-настоящему ее любить, всем надо объединяться, как человеколоси на моем рисунке, и начинать бороться со злом — змеем. Это и зеленый змий, и денежная система (змей с копьем изображает зеркальный знак доллара), и энергетическая зависимость (змей вылезает из розетки, а электричество, некоторые считают, — очень грубая энергия), и другие беды, отвлекающие человека от смысла жизни. Хотя, птицы, небесные существа верхнего мира, разлетаются в стороны от места убийства. Может быть, они тоже правы: борьба против зла не уменьшит, а может только увеличить его влияние?

    На рисунке можно найти довольно много существ: 14 человеколосей, 15 птиц, одного змея, одного человека и одного медведя.

    С 2011 по 2013 год в разных местах Перми появлялись рыбофоны и котофоны. Они создавались в рамках стрит-арт фестиваля «Экология пространства».

    Для фестиваля «Стенограффия» в Екатеринбурге в 2015 году был реализован проект «Статуя Моаи с острова Пасхи» на 30-метровой водонапорной башне.

    — Какой из нарисованных и сделанных проектов больше всего тебе запомнился?

    — Моя главная работа — «Легенда о Кудым-Оше», в Кудымкаре. Это поверхность площадью почти 800 кв. м. на доме-пятиэтажке. С одной стороны дома — колоски, в каждом зернышке — окно. А с другой стороны — коми-пермяцкий герой, Кудым-Ош. У рисунка интересный эффект: когда дом обходишь, кажется, что глаза героя за тобой следят, но потом он резко отводит взгляд в сторону. Есть легенда, что когда Кудым-Ош умирал, он пообещал своему народу вернуться в самые трудные времена. Я хотел донести идею, что не надо ждать Кудым-Оша и уповать на его помощь. Когда люди друг за друга держатся, помнят свои корни, язык и чтят традиции, они сами и есть этот Кудым-Ош, и им никакие спасители не нужны.

    — Когда ты начал заниматься стрит-артом? Чем он тебя привлекает?

    — Начал примерно в 2008-2009 году. Самым важным в стрит-арте считаю возможность диалога с обществом, поэтому к работе на улице стараюсь подходить осознанно!

    Попробовал рисовать на гаражах, чьих стен никому не жалко — получается. Самое главное, чтобы лого был узнаваем. Потом ушел от рекламы, заинтересовался стрит-артом, а это уже инструмент для передачи своих мыслей обществу. Людям не интересно о чужом, им интересно о себе. Когда художники говорят на языке города, на языке жителей, то это интересно. Творчество должно проходить через себя, через свое мироощущение.

    — Как рождаются идеи для твоих работ?

    — Идеи рождаются из жизни. Я читаю город между строк. Смотрю по сторонам и вижу возможности, которые можно использовать для стрит-арта. Меня привлекают необычные формы объектов, которые делают их похожими на что-то другое. И я прикидываю, как можно только с помощью краски преобразить их. Интересный объект у меня вызывает какие-то ассоциации, и я развиваю их в образ. Например, для меня забор из сетки-рабицы — это матрица для пиксельного рисунка.

    Портрет воронежского художника Николая Ге.

    — В какой технике тебе нравится рисовать больше всего?

    — Любимые техники — 3Д рисунки на фасадах, пермский звериный стиль, инсталляции, обыгрывание формы объекта с помощью краски. Но главное — это не техника, а смысл, именно он диктует технику. Поэтому я не рисую в одном стиле, а использую комбинации из них.

    — Какая у тебя любимая часть творческого процесса?

    — Люблю завершение работы.

    — Стену какой известной достопримечательности ты бы хотел разрисовать?

    — Мне нравится фасад администрации губернатора (КДЦ). Я бы хотел сделать на нем 3Д рисунок в стиле Калевалы. Только не такой цветастый.

    — Работы чьих авторов — среди современников и классиков — тебя вдохновляют?

    — Вдохновляют работы художника Blu, и многих других модернистов-классиков, например Сальвадора Дали.

    — Какие планы на будущее?

    — Продолжать творческий рост.

    — Посоветуй, пожалуйста, книги или журналы, которые помогут создавать классные стритарт-объекты?

    — Нет таких книг или журналов, которые могут помочь создавать. Нужно чувствовать жизнь, общество, не бояться, иметь свое мнение, экспериментировать, не лениться, знать, что происходит в твоей сфере и что происходило раньше — в этом помогут любые интернет издания о стрит-арте, сайты знаменитых художников.

    — Что самое сложное в жизни художника?

    — Самое сложное для творческих людей — организовать себя. Мне еще труднее организовать других людей для общего проекта.

    — В чем счастье художника и человека Александра Жунева?

    — Счастье в том, чтобы заниматься любимым делом и достигать в нем успеха, любить и быть любимым.

    Интервью#Интервью#рисование

    Интересные комментарии

      Дамир
      8 лет

      Прекрасный материал. Очень красиво!

      Ольга
      8 лет

      Спасибо большое! Я сама из Перми, очень люблю портрет Есенина - так тепло становится на душе, когда читаешь стихи!